Не передаст эти улучшения арендодателю 15 страница
Минфин России высказал аналогичный подход в следующих ситуациях:
- банк, входящий в группу компаний, нес расходы на рекламу услуг, оказываемых другими компаниями группы (Письмо от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201);
- банк, входящий во французскую банковскую группу, понес расходы на рекламу с использованием товарного знака материнской компании (Письмо от 26.03.2008 N 03-03-06/2/28);
- организация-дистрибьютор, реализующая автомобили дилерам, давала рекламу автомобилей с указанием координат дилеров под лозунгом "Приобретайте автомобили у дилеров" (Письмо от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34).
Отметим, что при рассмотрении подобных дел в суде судьи в принципе придерживаются аналогичного подхода (Постановления ФАС Московского округа от 24.01.2013 N А40-45943/12-99-253, Западно-Сибирского округа от 04.03.2009 N Ф04-3014/2008(1784-А46-37), Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006 и от 11.04.2007 N А56-27762/2004, Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А31-6851/7)
15.2. Ненормируемые расходы на рекламу
В п. 4 ст. 264 НК РФ перечислены расходы на рекламу, которые в целях налогообложения прибыли учитываются в расходах в полном объеме (в сумме фактически понесенных затрат). К ним относятся расходы на следующее:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Примечание. Перечень ненормируемых расходов на рекламу является исчерпывающим. Все рекламные расходы, которые в этот перечень не попали, учитываются в целях налогообложения только в пределах норматива (1% суммы выручки).
15.2.1. Рекламные мероприятия в СМИ
и телекоммуникационных сетях
Требования к рекламе, размещаемой в средствах массовой информации, установлены ст. ст. 14 - 16 Закона о рекламе.
К такой рекламе относится реклама в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, периодических печатных изданиях.
К ненормируемым расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на публикацию в СМИ различных информационных материалов (статей, интервью и т.п.), которые имеют целью привлечение внимания к организации и ее деятельности, к тем товарам (работ, услугам), которые она производит и (или) реализует.
При размещении информационных материалов в средствах массовой информации нужно иметь в виду следующее.
Не является рекламой размещение в СМИ объявлений о вакансиях (наборе работников). Такие расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы по набору работников (Письмо Минфина России от 28.02.2003 N 04-02-05/2/10).
А вот публикация в прессе материалов, способствующих повышению интереса к самой организации либо к производимым (реализуемым) ею товарам (работам, услугам), является в чистом виде рекламой. Причем такие материалы могут публиковаться в виде статей, интервью, комментариев, участия в обзорных таблицах. Расходы на эти публикации можно учесть в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу в полном объеме (Письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-03-01-04/2/15).
Но, чтобы избежать претензий налоговиков, размещаемые в прессе материалы должны содержать пометку "на правах рекламы". Иначе оплаченные публикации могут быть не признаны рекламными. И в этом случае учесть затраты на публикацию этих материалов в целях налогообложения прибыли будет проблематично, поскольку Минфин России настаивает на том, что пометка "на правах рекламы" является обязательным условием отнесения затрат на публикацию к рекламным расходам (Письма Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94, от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201).
Отметим, что в судах такие споры решаются, как правило, в пользу налогоплательщиков. Судьи анализируют содержание публикаций, и, если они действительно носят рекламный характер, затраты на эти публикации признают рекламными расходами, независимо от наличия пометки "на правах рекламы" (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 N А43-42721/2005-36-1233, Московского округа от 24.04.2007, 28.04.2007 N КА-А40/268-07, Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13 и от 08.12.2006 N А42-6439/2005).
Если организация заказывает размещение рекламы в СМИ через посредника (например, рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (Письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101). При этом организация должна получить от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы.
Имейте в виду: одного акта, подписанного организацией и рекламным агентством, для документального подтверждения рекламных расходов будет недостаточно. Рекламное агентство в обязательном порядке должно представить организации документы, подтверждающие, что реклама фактически была размещена.
При размещении рекламы на телевидении или радио такими документами могут быть эфирные справки или иные подобные документы, содержащие необходимые реквизиты (дату, время размещения рекламы, наименование теле-, радиоканала, вид рекламного материала и пр.), выданные непосредственно теле- или радиокомпанией, а также графики подтвержденных выходов рекламы (по сути выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов теле- или радиокомпаний, на основании которых подготовлены соответствующие графики (Письма Минфина России от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71).
При размещении рекламы в печатных СМИ - экземпляры газет (журналов), в которых была размещена реклама.
При размещении рекламы в Интернете - акты, подписанные рекламным агентством и организациями, непосредственно оказавшими соответствующие услуги, скриншоты, подтверждающие размещение рекламных материалов на конкретных сайтах.
При отсутствии подтверждающих документов понесенные расходы не удастся отстоять даже в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006 и от 11.04.2007 N А56-27762/2004).
* * *
К ненормируемым расходам на рекламу через СМИ относятся также расходы на создание (приобретение) рекламного видеоролика для показа по телевидению.
Заметим, что аудиовизуальные произведения являются объектами авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). А исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (объекты интеллектуальной собственности) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете подлежат включению в состав нематериальных активов.
Поэтому если организация получает исключительные права на видеоролик, то затраты на его создание (приобретение) и в бухгалтерском, и в налоговом учете будут формировать первоначальную стоимость нематериального актива.
Если стоимость такого нематериального актива превысит 40 000 руб., то в налоговом учете он подлежит включению в состав амортизируемого имущества. Соответственно, в состав рекламных расходов будут включаться ежемесячные амортизационные отчисления по нематериальному активу - рекламному ролику, демонстрируемому по телевидению (Письма Минфина России от 26.07.2013 N 03-03-06/1/29764, от 15.06.2012 N 03-03-10/71 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС от 27.06.2012 N ЕД-4-3/10519@ и размещено на официальном сайте ФНС)).
Обратите внимание! Если рекламный видеоролик демонстрируется в кинотеатрах (перед началом сеансов), то расходы на создание ролика, а также расходы, связанные с его демонстрацией, до 1 января 2014 г. относились к прочим расходам на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах норматива - 1% выручки от реализации (Письма Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/608, УМНС по г. Москве от 23.03.2004 N 26-12/19364).
С 1 января 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 264 НК РФ, согласно которой к ненормируемым расходам на рекламу дополнительно отнесены расходы на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании. Соответственно, с 2014 г. расходы на создание и демонстрацию ролика в кинотеатрах признаются в целях налогообложения в том же порядке, что и расходы на создание и демонстрацию ролика на телевидении (в составе ненормируемых расходов на рекламу).
В последнее время развитие получил еще один вид рекламы - демонстрация рекламных роликов по технологии InDoorTV (телевидение внутри помещения) (например, на телевизионных панелях, размещенных в торговых залах розничных сетей магазинов или в лифтах офисных и жилых зданий).
Имейте в виду: расходы на создание и демонстрацию ролика по технологии InDoorTV учитываются в составе прочих нормируемых расходов на рекламу.
В Письме Минфина России от 17.05.2013 N 03-03-06/1/17267 указано, что затраты на создание и размещение рекламного ролика по технологии InDoorTV могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.
* * *
Не является рекламой в СМИ проведение пресс-конференции с участием представителей СМИ с целью рекламы продукции (работ, услуг).
Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с подготовкой и проведением пресс-конференции в рекламных целях, являются нормируемыми и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678, УФНС по г. Москве от 22.11.2011 N 16-15/112952@) <*>.
--------------------------------
<*> Заметим, что при проведении различного рода рекламных встреч и конференций с журналистами практикуется организация бесплатного буфетного обслуживания приглашенных гостей. Расходы, связанные с буфетным обслуживанием представителей СМИ, проводимым в рамках рекламных мероприятий, также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе нормируемых расходов на рекламу. Это подтверждают и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2009 N Ф09-3585/09-С3), и налоговые органы. В Письме УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 19-12/004970 указано, что соответствующие затраты являются экономически оправданными, поскольку они обусловлены обычаями делового оборота.
При этом расходы на буфетное обслуживание должны быть подтверждены следующими оправдательными документами:
- приказом или распоряжением руководителя организации о проведении соответствующего мероприятия;
- сметой расходов на проведение мероприятия;
- актом о фактически произведенных расходах, подписанным руководителем организации.
В указанных документах должна содержаться информация о цели мероприятия, дате и месте его проведения, программе мероприятия, составе приглашенных лиц и участников принимающей стороны, величине расходов на проведение мероприятия.
* * *
Все большее распространение получает размещение рекламы в сети Интернет. Организации разрабатывают свои сайты, размещают рекламные объявления и баннеры на сайтах других организаций.
Реклама в сети Интернет относится к расходам на рекламу, которые учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме (в сумме фактических затрат) (Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-11-09/248, от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41).
Если вы размещаете рекламную информацию (баннеры, тизерные блоки, рекламные объявления и т.п.) на чужих сайтах, позаботьтесь о документах, подтверждающих факт размещения рекламы. Помимо договора и акта в обязательном порядке нужно хранить скриншоты, свидетельствующие о том, что рекламные материалы действительно размещались на соответствующих ресурсах.
При создании интернет-сайта вопрос о порядке учета расходов решается в зависимости от того, какая информация размещается на сайте. Как правило, речь идет о размещении информации о самой организации, ее деятельности и тех товарах (работах, услугах), которые она производит и (или) реализует. В этом случае расходы на создание сайта учитываются в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу.
При этом нужно иметь в виду, что если создание сайта осуществляется на основании договора на создание программы для ЭВМ, предусматривающего переход к организации-заказчику исключительных прав на эту программу, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете организации необходимо признать нематериальный актив (учет и списание расходов в этом случае аналогичны ситуации, изложенной для случая создания видеоролика, - см. с. 227) (Письма Минфина России от 22.10.2004 N 07-05-14/280, от 12.03.2006 N 03-03-04/2/54).
Обратите внимание! Если организация осуществляет торговлю посредством интернет-магазина, то расходы на создание интернет-магазина, а также расходы на его обслуживание (круглосуточную поддержку его работоспособности, аренду дискового пространства на сервере партнера и другие расходы) относятся к прочим, не являющимся рекламными, расходам, связанным с производством и реализацией (Письмо УМНС по г. Москве от 17.11.2003 N 23-10/4/65062).
15.2.2. Наружная реклама
При учете расходов на наружную рекламу, которые для целей налогообложения прибыли признаются в расходах в полном объеме (без нормирования), необходимо ориентироваться на понятие "наружная реклама", сформулированное в законодательстве о рекламе.
Согласно ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
В Письме Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/83 указано, что как наружную рекламу можно рассматривать плакаты и баннеры, размещаемые в витринах и рассчитанные на аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также выносные щитовые конструкции (штендеры).
К наружной рекламе относятся и информационные баннеры о кинофильмах, размещаемые на флагштоках, окнах и фасаде здания киноцентра (Письмо Минфина России от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52).
Расходы на рекламу, не подпадающую под определение наружной рекламы, содержащееся в Законе о рекламе, не могут считаться расходами на наружную рекламу. Соответственно, организация может учесть их в целях налогообложения только как нормируемые (в размере, не превышающем 1% выручки от реализации).
Например, к наружной рекламе не относятся следующие виды рекламы:
- щиты на эскалаторах и в вестибюлях метро, реклама в вагонах электропоездов (расположенная как внутри, так и снаружи транспортного средства) (Письма Минфина России от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588, от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361);
- реклама, размещенная на транспортных средствах (Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334);
- репертуарные планы на бумаге и на баннерной ткани с информацией о кинофильмах, размещаемые внутри киноцентра (Письмо Минфина России от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52).
Отдельно остановимся на порядке учета расходов, связанных с приобретением (созданием) и использованием рекламных щитов.
Размещение рекламы на рекламных щитах (при наличии соответствующего разрешения) относится к наружной рекламе, которая в целях налогообложения прибыли не нормируется.
Если организация оплачивает услуги сторонней организации (предпринимателя, рекламного агентства) по размещению рекламы на щитах, принадлежащих этой сторонней организации, то стоимость рекламы включается в состав расходов в полном объеме. Аналогично решается вопрос с расходами на изготовление такой рекламы.
При этом нужно учитывать, что в целях налогообложения прибыли (при методе начисления) расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, нужно учитывать в составе расходов равномерно в течение всего срока, к которому они относятся.
Пример 15.1. Организация заключила с рекламным агентством договор на изготовление и размещение рекламы на рекламных щитах, принадлежащих агентству.
В соответствии с условиями договора стоимость услуг по изготовлению рекламы (дизайн, полиграфия) - 20 000 руб. (без НДС), стоимость размещения рекламы в течение трех месяцев (с 1 июня по 31 августа) - 30 000 руб. (без НДС).
Денежные средства по договору в сумме 50 000 руб. были перечислены на расчетный счет агентства в мае. В мае же был подписан акт о выполнении работ по изготовлению рекламы. Затем ежемесячно в течение срока размещения рекламы стороны подписывают акт, подтверждающий факт оказания услуг по размещению рекламы. Эти акты являются основанием для признания в бухгалтерском и налоговом учете расходов на рекламу.
В бухгалтерском учете организации это отражается следующими проводками.
Май:
Д-т счета 60 (76) - К-т счета 51 - 50 000 руб. - перечислены средства рекламному агентству;
Д-т счета 26 (44) - К-т счета 60 (76) - 20 000 руб. - отражена стоимость выполненных работ по изготовлению рекламы.
Июнь - август (ежемесячно):
Д-т счета 26 (44) - К-т счета 60 (76) - 10 000 руб. - отражена стоимость оказанных услуг по размещению рекламы на рекламном щите агентства.
В целях налогообложения прибыли затраты на рекламу будут списываться в состав расходов в том же порядке, что и в бухгалтерском учете:
в мае - 20 000 руб.;
в июне - августе - по 10 000 руб. в месяц.
При этом вся сумма затрат (50 000 руб.) будет учтена в целях налогообложения в полном объеме (без нормирования).
Возможна ситуация, когда организация самостоятельно приобретает (изготавливает) рекламные щиты для размещения на них собственной рекламы.
В этом случае рекламный щит признается основным средством, а затраты на его приобретение (изготовление) формируют его первоначальную стоимость.
Если стоимость щита не превышает 40 000 руб. и (или) срок его использования не превышает 12 месяцев, то в налоговом учете всю стоимость щита можно списать на расходы единовременно в момент ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 1 ст. 256 НК РФ). Эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются расходами на рекламу, которые уменьшают налоговую базу в полном объеме (без нормирования).
Если стоимость щита превышает 40 000 руб. и срок его использования превышает 12 месяцев, то в налоговом учете щит включается в состав амортизируемого имущества. В течение всего срока его эксплуатации по нему будет начисляться амортизация, которая в целях налогообложения прибыли квалифицируется как ненормируемые расходы на рекламу (Письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821).
15.2.3. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях
Налоговые органы трактуют понятие "расходы на участие в выставках, ярмарках" предельно узко. По их мнению, такими расходами являются лишь расходы на оплату вступительных взносов, разрешений и т.п. расходов, необходимых для участия в выставке.
Споров с налоговой инспекцией можно избежать только одним способом - включая в состав ненормируемых расходов на участие в выставке только оплату услуг, оказываемых организации устроителями выставки (например, оплату аренды выставочного места (стенда), оформления этого места (стенда), плату за различного рода голосовые объявления, призванные привлечь внимание к стенду, и т.п.).
Все иные затраты, которые организация несет в связи с участием в выставке (ярмарке), по мнению налоговых органов, следует учитывать как расходы на прочие виды рекламы.
Так, например, если организация проводит на выставке раздачу призов или бесплатную дегустацию своей продукции, то понесенные расходы относятся к категории нормируемых расходов на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения в пределах 1% выручки от реализации (Письма Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205, УМНС по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944 со ссылкой на Письмо МНС России от 19.03.2003 N 02-5-10/35-й843).
15.2.4. Оформление витрин, выставок-продаж,
комнат образцов и демонстрационных залов
Любые расходы организации, связанные с оформлением витрин (выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов), учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.
Так, например, организация, торгующая мебелью, выставляет в салонах-магазинах образцы мебели. При этом для оформления экспозиции закупаются постельное белье, посуда, картины и т.д. Все эти расходы организация может учесть в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как расходы на рекламу (Письмо Минфина России от 08.09.2004 N 03-03-01-04/1/31).
ФАС Волго-Вятского округа (см. Постановление от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152), рассматривая спор между налогоплательщиком и налоговым органом, указал, что ни ст. 264 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают, что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов. Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Руководствуясь этим подходом, суд признал правомерным включение в состав ненормируемых расходов на рекламу, связанных с оформлением витрин, выставок-продаж, следующих затрат:
- на форменную одежду с логотипом организации (в ней работники организации оформляли витрины и проводили дегустацию продукции),
- подставки для выкладки образцов продукции,
- листовки для оформления витрин.
15.2.5. Изготовление брошюр и каталогов
К ненормируемым расходам на рекламу отнесены затраты на изготовление рекламных каталогов и брошюр, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
Таким образом, затраты на изготовление любых рекламных каталогов и брошюр не нормируются, а учитываются в расходах в полном объеме.
Обратите внимание! В п. 4 ст. 264 НК РФ упоминаются только рекламные брошюры и каталоги. Однако Минфин России считает, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты на изготовление любых видов рекламной полиграфической продукции.
Например, в Письме Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544 говорится о том, что в п. 4 ст. 264 НК РФ не упоминаются листовки и буклеты. При этом указанные полиграфические материалы также используются в качестве рекламных. Буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. В этой связи расходы на их изготовление признаются в составе расходов на рекламу в сумме фактических затрат.
Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254 в отношении затрат на изготовление лифлетов и флайерсов. Минфин России совершенно справедливо указывает на то, что лифлеты и флайерсы представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию. Отличие только в размерах этой печатной продукции. Следовательно, расходы на изготовление лифлетов и флайерсов в целях налогообложения прибыли учитываются аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов.
Заметим, что арбитражные суды подходят к решению этого вопроса аналогичным образом.
Например, Арбитражный суд Поволжского округа посчитал правомерным учет в составе ненормируемых расходов на рекламу затрат на изготовление такой рекламной продукции, как листовки, краткие справочники систем, фотоальбомы и компакт-диски с логотипом (Постановление от 06.04.2015 N Ф06-21696/2013).
Нужно учитывать, что, по мнению налоговых органов, не нормируются только затраты на изготовление каталогов и брошюр. Затраты же на их распространение в рекламных целях (например, затраты на безадресную рассылку) нормируются, т.е. учитываются в расходах в размере, не превышающем 1% выручки (Письмо Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1).
Однако такой подход не является единственно возможным.
Так, например, ФАС Московского округа считает, что, поскольку расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в полном размере, а рассылка таких рекламных материалов непосредственно связана с осуществлением данного вида рекламной деятельности и не может расцениваться как самостоятельный, иной вид рекламы, расходы по рассылке каталогов и брошюр также должны включаться в состав прочих расходов в полном объеме (без нормирования) (Постановление от 17.01.2007 N КА-А41/12981-06).
Заметим, что в Письме Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544, в котором делается вывод о том, что под рекламными брошюрами и каталогами в п. 4 ст. 264 НК РФ понимаются любые виды рекламной полиграфической продукции, использована следующая формулировка: "...расходы на распространение буклетов, листовок, каталогов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли, на основании абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ".
15.3. Нормируемые расходы на рекламу
К нормируемым расходам на рекламу относятся расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Эти расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Обратите внимание! Требование о нормировании прочих расходов на рекламу не распространяется на российские организации с участием капитала немецких компаний. Такие организации имеют право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на всю сумму фактических затрат на рекламу, поскольку это предусмотрено Соглашением об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Германией (см. Письмо УФНС России от 14.08.2009 N 16-15/084621).
Для целей нормирования расходов на рекламу применяется показатель выручки, включающий в себя выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав. В величину выручки не включается НДС, предъявленный покупателям товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также акцизы (см. Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310).
Внереализационные доходы, в частности доходы в виде процентов, в расчете норматива расходов на рекламу не участвуют (Письмо Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18216).
Обратите внимание! Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. В том числе при расчете норматива учитывается и выручка от реализации ценных бумаг (см. Письмо Минфина России от 13.01.2006 N 03-03-04/2/4).
У генподрядчиков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу включается общая сумма выручки (включая стоимость субподрядных работ) (см. Письмо УМНС по г. Москве от 03.10.2003 N 26-12/55341).
* * *
Организации, поставляющие свою продукцию в розничные торговые сети, как правило, несут дополнительные расходы в виде платы за различного рода услуги, оказываемые торговыми сетями поставщикам. Причем зачастую у поставщиков нет в этом вопросе права выбора. В договорах поставки перечень этих услуг прописывается в качестве стандартных условий, от которых отказаться нельзя.
О каких услугах идет речь?
Формулировки бывают разные:
- услуги по выкладке товара наиболее привлекательным образом;
- услуги по размещению товара в полной ассортиментной линейке;
- услуги по включению товара в каталог и т.п.
В течение многих лет налоговые органы настаивали на том, что поставщик не имеет права включать расходы на оплату таких услуг в состав своих затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.