Для подготовки к экзамену по курсу «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит»
Примерный перечень вопросов
1. Общая характеристика бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к учету.
Бухучет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различных измерениях. Функции бух.учета:Функции БУ: 1) контрольная – предусматривает осуществление контроля за использование различных ресурсов для того, чтобы руков-во располагало инф-ей, необх-ой для управл-ия. Контр. за происх. факторами может осущ-ся в виде предварит-го, текущего и послед-го контроля. 2) обеспечение сохранности собственности – для реал-ции этой ф-ции необх. наличие оборуд-х помещений и спец-ых приборов. БУ позволдяет не только вскрывать факты хищений, но и предкпреж. их. Инструмент. для реализации этой ф-ции явл-ся инвентаризация имущ-ва. 3) информационная – БУ явл-ся основным источником инф-ции для всех служб п/п. 4) ф-ция обратной связи. БУ обесп-ет управленческий персонал данными о деят-ти п/п. На основе этой инф-ции и осущ-ся контроль за их выполнением, что ведет к новому потоку учета инф-ции. 5) Аналитическая (Б. инф-ция исп-ся для анализа фин. и произв. хоз. деят-ти).К внут пользов-м относ-ся – служ-ие, совет директоров, высш-й управ-ий персонал, менеджеры и т.д.Внеш-е польз-ли подраздел-ся на польз-лей с прямой, косвенной и без фин-го интереса. Прямой фин интерес- прямые или возможные инвесторы, банки, поставщики и др кредиторы. Косвенный фин интер-с- налог-ые и фин-ые органы, банки обслуж пред-е, страх комп-и, профсоюзы, заказчики.
Задачи бух.учета: 1) своевременное предоставление достоверной информации о хоз. деят-сти предприятия за определенный промежуток времени. Эта информация необходима внутренним и внешним органам для планирования и контроля за выполнением плана, обеспечения сохранности собственности, выявления резервов повышения эффект-сти произв-ва. 2) осуществление контроля за использованием средств предприятия, соблюдение смет, расходов ресурсов, сохранности материальных и денежных средств предприятия. 3) предотвращение отрицательных результатов хоз. деят-сти предприятия и выявление резервов фин. устойчивости. Требования, предъявляемые к бух.учету: 1) сопоставимость показателей учета с планом; 2) своевременное предоставление информации; 3) точность, объективность инф-ции; 4) полнота учета, которая достигается сплошной и непрерывной фиксацией всех операций на предприятии; 5) ясность и доступность; 6) экономичность, рациональность, окупаемость учетной инф-ции.
ТРЕБОВАНИЯ БУ: 1)требование полноты(необх-ть отраж-ия в БУ всех фатков хоз.деят-ти) 2)требование своевременности(необх-ть своеврем-го отраж-ия в Бу и БО фактов хоз.деят-ти) 3)требов-ие осмотрит-ти(означает готовность к учету потерь,расходов и паасивов,нежели чем возм-ть доходов и активов,не допуская скрытых резервов)can созд-ся в теч.годы,квартала 4)треб-ие приоритета содержания перед фирмой(означает,что в БУ факты хоз.деят-ти должны отражаться исходя не только из их правовой формы,но и из эк.содерж-ия фактов и хозяйствования) 5)требов-ие непротивореч-ти(необх-ть тождества данных аналити-го учета с оборотами и остатками по синтет-м счетам на первое число every месяца,показ-ли БО данным синтет-го и аналит-го учета,а атакже показ-ли отчет-ти на начало и конец периода 6)треб-ие рационал-ти(необх-ть рац-го и эк-го ведения БУ,исходя из усл-ий хоз.деят-ти и величины орган-ии)
2. Измерители, применяемые в учета. Виды учета в единой системе.
Учет формирует иформационную систему, которая состоит изучетной информации ктороя формирует Оперативный учет - основанный на получении информации в целях принятия управленческих решений и устранения недостатков в работе в процессе хоз. деятельности. Данный вид учета позволяет получать своевременно информацию, которая используется в процессе работы организации. Статистический учет – отражение однородных показателей за определенный период. Статистика изучает не только процессы, относящиеся к материальному производству, но и количествен. и качествен. стороны массовых явлений и процессов общ. жизни, их закономерности и взаимосвязи. (показ. объема пр-ва пр-ции, числ. населения, демограф. ситуация) Бухгалтерский–непрерывное и сплошное док. отраж. инф. о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух учета. Налоговый -.учет обеспечивает организацию информацией по правильному и полному использованию налоговых льгот и определяет выбор учетной политики. В зависимости от выбранных в ней методов ведения учета и оценки активов формируются разные показатели бухгалтерского баланса и отчетности. Основным направлением налогового учета является налоговый учет расходов. Эти учеты формируют управленческий, производственный, финансовый. Управленческий учет- охватывает все виды информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и менеджерам, вырабатывающим и принимающим обоснованное управленческое решение. Финансовый учет выполняет функции системного бухгалтерского учета, построенного в соответствии с принципами и нормами международных стандартов. Задачей финансового учета является составление финансовой отчетности, которая может быть использована как внешними, так и внутренними пользователями. На выходе информационной системы организации формируются отчеты:1) для внешних пользователей бухгалтерской информации; 2) для целей периодического планирования и контроля; 3) для принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора оптимальной политики организации. Измерители:Натуральные -используются для выражения объектов учета в ед веса, объема, длины, кол-ва в штуках. Позв. вести учет по наименованиям, сортам, и др. кач. показателям. Недостатки – несравнимость и несопостовимость. Трудовые –применяются при учете труда и начисл. зар. платы дни, часы, мин.Денежные -позволяют объединить и выразить в едином показателе разнообразные хоз. операции, средства, предметы. исп. для получения обобщ. данных.( руб.)Выраж. в денежн. оценке
3. Хозяйственные процессы
Хоз. операции – характерные отдельные хозяйственные действия, оказывающие влияние на изменения в составе имущества и источников образования. Совокупность хоз. операций составляет хоз. процесс. 3 хоз. процесса: снабжение, производство и реализация. Снабжение состоит в приобретении произв-х запасов у других предприятий. На данном этапе денежные средства обмениваются на предметы труда. Основная задача учета - рассчитать фактическую себест. материалов, а также затрат связанных с их приобретением. Производство состоит в том, что на данном этапе происходит соединение вещественного и личностного фактора производства, результатом которого создается готовый продукт. На этом этапе учитываются материальные и живые затраты в денежном выражении, осуществляется учет продукции. Реализация: продукция отгружается покупателю, получаются денежные средства. На этом этапе ведется учет расходов по обслуживанию, определяется фин. результат оказания работ. Таким образом хоз. операции это составные части хоз. процессов, в рез-те которых происходит движение хоз. средств.
4. Хозяйственные средства
Состав хозяйственных средств предприятия определяется содержанием его деятельности. Но каждому предприятию для осуществления эффективной хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, недвижимое имущество, оборудование, материалы, денежные средства и т. п. В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами .
В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению.
По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы.
Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.
По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:
- в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;
- сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п.
Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.
Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п. Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.
5. Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета
Предметом бух. учета явл. финансово- хоз. деятельность предприятия. Объектами бух уч.:1.средства предприятия (активы) 2.источники их формирования ( пассивы), 3.хоз. процессы (снабжение, производство и реализация)
Метод бухгалтерского учета ¾ это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятияК основным слагаемым (элементам) метода бухгалтерского учета относятся: способы первичного наблюдения за объектами учета (документация и инвентаризация); способы стоимостного измерения объектов учета (оценка и калькуляция); способы текущей группировки данных об объектах учета (система счетов и двойная запись); способы итогового обобщения данных учета (баланс и отчетность) .
Элементы метода БУ.Документация - письменное свидетельство о совершенной хоз. операции. Документация придает юридическую силу данным бух. учета. Хоз. операции не оформленные документально имеют незаконный характер и наказываются юридически и административно. В бух. учете совершаются только те хоз. операции, которые правильно документально оформлены и имеют реквизиты, предусмотренные стандартом. Инвентаризация - проверка наличия и сохранности имущества.К таким хоз. операциям относятся: недостача имущества, излишки имущества, порча и потеря по различным причинам. Счета и двойная запись.Счета бух.учета предназначены для обобщенной группировки и текущего учета всех хоз. операций. На каждый вид имущества предприятия открывается отдельный счет, хоз. операции на счетах отражаются дважды (двойная запись). Двойная запись обеспечивает контроль за движением хоз. имущества предприятия. Оценка и калькуляция.Все виды имущества предприятия и источники их образования отражаются в учете в денежной оценке. В конце отчетного периода на предприятии обязательно определяется себестоимость изготавливаемой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Расчет себестоимости называется калькулированием. Баланс и отчетность.В конце отчетного периода происходит обобщение и группировка в денежной оценке всех видов имущества предприятия и источников их образования. Способ такой обобщенной группировки называется балансом. Помимо баланса составляется также отчетность, которая характеризует финансовую деятельность предприятия.
Составление отчетности - завершающий этап ведения бух. учета.
6. Содержание и структура бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс- представляет собой систему показателей характеризующих финансово-хоз. деятельность предприятия, состояние средств и источников на определенную дату в денежной оценке. бух. баланс состоит из двух частей . Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же – хозяйственные средства организации, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.. Кроме деления на актив и пассив, баланс имеет разделы, группы, статьи. Статьи актива и пассива, сходные по экономическому содержанию, в балансе объединяются в разделы В балансе для сравнения приводятся показатели на начало и конец отчетного периода. АКТИВРаздел 1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫсодержит сведения о средствах, вложенных в основные фонды и на другие цели. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее ликвидным активам. Эти активы не предназначены для продажи, а используются для производства продукции, ее транспортировки и хранения. Статья ОС, НА. .Статья “Доходные вложения в материальные активы» предметы финансовой аренды (лизинга)Статья «Вложения в долгосрочные активы» Приобретение и создание основных средств, Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга). По статье “Долгосрочные финансовые вложения” отражаются финансовые вложения с расшифровкой по видам вложений: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества, займы на срок более 12 месяцев.статья “Долгосрочная дебиторская задолженность” Общим для активов первого раздела является то, что они не меняют свою экономическую и физическую форму в течение нескольких лет Раздел 2 КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ т оборотные активы предприятия, вовлекаемые в производственно-технологический процесс, .В группе “Запасы” запасы, незавершенное произврдство и др.Долгосрочные активы, предназначенные для реализации. Краткосрочная деб. задолженность Это ср-ва данного предпр. временно нах. у др. хоз. По статьям группы “Денежные средства” указывается сумма денежных средств, которыми в данный момент располагает предприятие. Увеличение в динамике по этой статье, как правило, свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия. Налог на доб. стоимость по приобретенным товарам работам услугам ПАССИВВ рыночной экономике пассив баланса показывает, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия, кто и в какой мере участвовал в создании имущественной массы В бухгалтерском балансе собственный капитал предприятия отражается в третьем разделе пассива “Собственный капитал”. Основная статья этого раздела “Уставный фонд” показывает сумму средств, первоначально инвестированную собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.резервный капитал, добавочный капитал, целевое финансирование, нераспределенная прибыль( непокрытый убыток), Чистая прибыль ( убыток) отчетного периода, долгосрочные обязательства показываются суммы задолженности по полученным долгосрочным (со сроком погашения более 1 года) кредитам: на затраты по техническому совершенствованию, расширению производства, на техническое перевооружение, улучшение организации производства; показываются средства, полученные в результате выпуска акций, облигаций. Долг. кредиты и займы, Долгоср. обяз по лизинговым платежам, Отложенные налог. обязательства, Доходы буд. периодов, Резервы предстоящих платежей 5 КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА” включает краткосрочные (до 1 года) кредиты банков и займы, а также привлеченные в ходе расчетов средства кредиторов. Они погашаются в течение года за счет текущих активов, краткоср. кредиты и займы, краткоср. кред. задолженность - (по авансам полученным, по налогам и сборам, по соц. Страхованию, по лизинговым платежам, по оплате труда пр. кредиторам), Доходы буд. периодов, Резервы предстоящих платежей
7. Хозяйственные операции и их влияние на статьи бухгалтерского баланса
Осн. 4 типа хоз. операций, под влиянием которых происходит измен. в балансе: 1) Операции, которые вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. (напр., получены от поставщика на склад материалы на 70 тыс. р. Расчеты с поставщиком не произведены. При данной операции увеличиваются активы на 70 тыс. р. и увелич-ся кредиторск. задолженность перед поставщиком (пассив) на 70 тыс. р. Рав-во баланса при этом сохраняется, итог (валюта баланса) изменяется; 2) Операции, котор. вызывают изменение в активе и пассиве баланса в стор. уменьшения. (напр., перечислено с р/с в погашение задолженности поставщика сумма 70 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится, кредиторс. задолж. перед поставщиком также уменьшится на 70 тыс. р. Рав-во сохраняется, итог уменьшится; 3) Изменения происходят только в активе баланса. При этом одна или несколько статей актива увелич-ся на одну и ту же сумму. (напр., получено с р/с в кассу на хоз. расходы 400 тыс р. Остаток ден. ср-в в кассе увелич-ся на 400 тыс. р. Остаток ден. ср-в на р/с уменьшится на 400 тыс. р. Итог баланса не измен-ся, а рав-во актива и пассива сохран-ся); 4) Изменения происходят только в пассиве баланса. (напр., часть прибыли направлена на пополнение уставного фонда (1 млн. р.). При этом прибыль уменьшится на 1 млн. р., уставн. фонд увеличится на 1 млн. р. Итог баланса не меняется, рав-во актива и пассива сохраняется.
8. Понятие и классификация учетных регистров. Способы исправления ошибок в учетных регистрах
Каждая хозяйственная операция на основе первичного документа должна быть зарегистрирована (записана) в специальных бухгалтерских регистрах после того, как документ будет проверен и обработан. Регистры могут быть в виде книг, карточек, журналов, ведомостей и других таблиц и машинных носителей.
В регистрах должна быть отражена полностью сущность хозяйственной операции. Применяются десятки, сотни различных учетных регистров. Регистрация операций на машинных носителях должна воспроизводиться на бумаге (таблицы, ведомости) в виде, удобном для чтения. Учетные регистры делятся по назначению на хронологические, систематические и комбинированные.
Хронологические регистры — это такие регистры, в которых хозя. операции записываются в последовательности во времени их осуществления (например, кассовая книга, книга кассира-операциониста и др.).
Систематические регистры — это регистрация операций однородных по экономическому содержанию, т.е. на счетах главной книги, журналов ордеров и т.д.
Комбинированные регистры — это регистры, совмещающие хронологическую регистрацию операций с систематизацией их по счетам. Например, в кассовой книге учет операций идет в хронологической последовательности отдельно по дебету счета 50 "Касса" и по кредиту.
По внешнему виду учетные регистры могут быть в виде книг, карточек или свободных листов. Книги представляют собой сброшюрованные, разграфленные листы. Листы книг пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписями директора и главного бухгалтера (на последней странице). Примером служит кассовая книга. Книги обеспечивают лучшую сохранность записей (листы нельзя заменить), но и вести книгу одновременно может только один работник.
Карточки представляют собой отдельные листы определенного формата. Карточки должны быть зарегистрированы в описи и храниться в картотеках. Используются они чаще для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), учета материалов и др.
Регистры в виде свободных листов очень широко распространены. Это различные журналы (журнал-ордера), ведомости (оборотные ведомости), машинограммы и другие таблицы. По видам учета регистры делят на регистры аналитич., синтетич. учета и комбинированные (журналы-ордера).В настоящее время внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны: книги, журналы, карточки, свободные листы, машинограммы, видеограммы, магнитные ленты, магнитные диски и дискеты, оперативная память ЭВМ и т.п. Как справедливо утверждают исследователи: история развития бухучета - это, прежде всего эволюция учетных регистров.
В реальной практике на предприятиях применяется от нескольких десятков до нескольких сотен видов различных по форме и содержанию регистров. Поэтому для успешного изучения и последующего правильного применения регистров возникает потребность в их классификации по различным признакам: назначению, видам учета (степени детализации), по внешнему виду, форме графления, продолжительности отчетного периода и другим. Рассмотрим важнейшие из этих классификаций.
По форме графления (схеме таблицы счета) регистры могут быть односторонние и двусторонние. В односторонних регистрах пояснительная текстовая часть располагается с одной стороны, а в двусторонних таблицах дебетовые и кредитовые записи располагаются по разным сторонам счета: дебетовые, как правило, по левой, кредитовые – по правой стороне. По односторонней форме, например, построена Кассовая книга, регистрац. журнал хоз.операций, мемориальные ордера и др.
Двустороннюю форму имеет Главная книга счетов, бухгалтерский баланс (форма №1 отчетности).
Сущ-ют и др. признаки классификации регистров. Так, например, по продолжительности ведения записей (отчетным периодам) различают регистры годовые, квартальные месячные. По уровню использования техники различают регистры машинного (автоматизированного) и безмашинного (ручного ведения, в зависимости от вида носителя информации – бумажные и безбумажные или машинные регистры. В последнем случае предприятие должно обеспечить возможность воспроизведения машинного регистра в виде, удобном для чтения, т.е. выводить его на экраны дисплеев или распечатывать на буме в виде машинограмм.
При отсутствии типовых форм для учета отдельных операций и процессов на предприятиях разрабатываются и утверждаются (согласуются) в министерствах (ведомостях) специализированные формы. Унификация учетной документации, т.е. приведение ее к единообразию – это одно из важнейших условий рациональной организации бухучета в отраслях экономики, позволяющих создать единую общегосударственную систему сбора и обработки информации для различных целей управления.
Обнаруженные в регистрах и документах ошибки должны быть исправлены. Существуют три общепризнанных способа их исправления: корректурный (от лат. слова "correktuira" - исправление, улучшение), дополнит. записи (проводки) и отрицат. записи (проводки) или, как ее еще принято называть, "красное сторно" (от итальянского – "storno" - перевод счета).
Корректурный способ наиболее простой и распространенный. Сущность его сводится к тому, что обнаруженную в регистре неправильную запись зачеркивают аккуратной тонкой чертой с тем, чтобы при необходимости ее можно было прочесть. Затем рядом на свободной строке или свободном поле док-та делают правильную запись. При этом напротив, как правило, по правому краю документа делают надпись "Исправлено" и ставят дату, фамилию и подпись лица, осуществившего поправку. Необходимо дать также краткую, но понятную всем ссылку на документ или другое основание для исправления. Этот способ может применяться и в первичных документах, однако рядом с исправлением должны быть уже подписи всех лиц, ранее подписавших этот документ. В кассовых и банк. документах исправления не допускается вообще, а, =>, ошибочный документ перечеркивается или уничтожается, и выписывается новый. Эти требования специально оговорены в действующем Законе РБ "О бухучете и отчетности".
Способ дополнит. проводки или записи применяют тогда, когда сумма записи в регистре меньше, чем это следует из первичного документа или другого основания для записи (справки, накопительной ведомости и т.п.). В таких случаях старую запись оставляют без изменения, а рядом на свободной строке (поле) делают дополнительную запись на недостающую сумму. В этом случае также обязательны дата, подпись и отсылка не только на основание изменения, но и на основную (дополнительную) запись (номер строки или графы) в данном или другом регистре. Такая отсылка нужна не только для других работников и проверяющих, но и для самого исполнителя при обращении к регистру и записи в более поздние сроки — через несколько месяцев и даже лет.
Запись отрицат. суммами или способом "красное сторно" производят тогда, когда вся ранее произведенная запись была ошибочной (неправильная корреспонденция счетов, отсутствует документ, повторная запись операции и т.п.) или только завышена сумма операции. В 1-м случае регистрацию операции производят повторно без каких-либо изменений, но сумму записывают красными чернилами, а при их отсутствии - сумму очерчивают квадратной рамкой. При подсчете итогов эта очерченная или "красная" сумма берется с обратным (отрицательным) знаком, чем и ликвидируется при подсчете итога ранее записанная такая же ошибочная сумма. Поэтому правильную запись следует произвести сразу же после сторнировочной, если запись надо производить в этом регистре или вообще не производить, если операция не осуществлялась или должна отражаться в другом регистре. Во 2-м случае возникает потребность только в корректировке самой суммы операции. Уменьшить ее можно повторив по тексту всю запись по операции, но сумму следует записать Красными чернилами и только на разницу между ранее записной и требующейся в действительности.
Способом "красное сторно" или дополнительной записи пользуются не только для исправления ошибок, но и в обычных учетных записях, установленных действующими нормативн. фактами. Дополнительная или сторнировочная запись предусматривается также на суммы отклонений при учете и списании материалов по учетным ценам, на суммы аналогичных отклонений при учете и отгрузке продукции по плановой себестоимости в некоторых других случаях.
В условиях использования соврем. ПЭВМ вместо записи способом "красное сторно" применяют запись суммы со знаком "минус" непосредственно перед цифрами, что воспринимается программами при последующих арифметич. операциях как отрицательная сумма. В таких случаях отпадает потребность в смене цвета изображения на дисплее и на печатающем устройстве.
В теории и на практике известен способ исправления ошибок путем обратных записей на счетах, т.е. способ обратной проводки. Однако этим способом следует пользоваться с осторожностью, т.к. здесь происходит искусств. увеличение оборотов; на счетах, а, =>, и искажение показателей, объемов: деятельности, расчетов, фондов и др. =>, выбирая способ исправления ошибок в записях, бухгалтер должен всегда предвидеть возможные негативные последствия и остановиться на таких, кот. этих последствий не вызывают.
9. Учет процесса заготовления
Производство совокупного общественного продукта предусматривает следующие хозяйственные процессы:
— процессы заготовления;
— процесс производства;
— процесс обращения.
Процесс заготовления производственных запасов состоит из приобретения предприятием у поставщиков сырья и материалов, других ресурсов, обеспечивающих непрерывный процесс производства. Задача бухгалтерского учета на этом этапе — правильно и своевременно исчислить объем заготовления, выявить возможные потери на пути продвижения материальных ценностей от поставщиков и произвести с ними расчеты. Все эти операции отражаются в учете в соответствии с условиями, определенными в договорах, заключенных их участниками.
Фактическая себестоимость заготовления материалов складывается из их покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов.
На предприятиях малого бизнеса текущий учет процесса их заготовления ведется сразу по фактической себестоимости.
На средних и крупных предприятиях такой вариант неприемлем из-за большого количества хозяйственных операций и документов, несвоевременного поступления сопроводительных документов и неритмичной поставки материалов. Поэтому здесь текущий учет заготовления производственных запасов чаще всего осуществляется в твердых учетных (договорных) ценах или по плановой себестоимости.
В плане счетов бухгалтерского учета наличие и движение производственных запасов отражается на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и др.
На счете 10 «Материалы» накапливается информация о наличии и движении товарно-материальных ценностей в оценке по фактической себестоимости их заготовления или по твердым учетным ценам.
Текущий учет заготовления материалов допускается вести также с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
По дебету данного счета в корреспонденции с кредитом счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. учитывается покупная стоимость товарно-материальных ценностей, которая указывается в счетах-фактурах поставщиков.
По кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» и др. формируется информация, показывается стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей.
Сумма разницы между фактической себестоимостью и твердыми учетными ценами списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
10. Учет процесса производства