Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Тема: «Лидерство, стиль и эффективность».
1. Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.
2. Поведенческий подход к лидерству.
3. Ситуационный подход к лидерству (адаптивное руководство).
1. «Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств».
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном в данном случае сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности.
Неформальное лидерство – это процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Неформальное лидерство в большей степени обусловлено использованием личностной основы власти. Идеальным лидерством считается использование этих двух основ вместе - должностной и личностной основ.
Лидер – это человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и неформальное лидерство.
Согласно теории личных качеств: лучший из руководителей обладает определенным набором качеств, которые наука должна выделить, а люди в себе их воспитывать и становиться эффективными лидерами.
В 1948 г. Ралф Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и высоким социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл так же отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали, разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Так же Стогдилл заключает , что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».
Ральф Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотносится с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».
Стогдилл выделил 5 основных качеств, которые помогут стать Вам лидером:
1. ум и интеллектуальные способности;
2. господство и преобладание над другими;
3. уверенность в себе;
4. активность и энергичность;
5. знание дела.
Изучение лидерских качеств было продолжено. Наиболее интересный результат был получен Уорреном Беннисом. Он обследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:
1. управление вниманием – способность так представить сущность результата, цели, чтобы это было привлекательно для последователей.
2. управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями.
3. управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
4. управление собой – способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон уметь привлекать ресурсы других людей.
Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.
В таблице 21 представлены лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров, однако это не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми этими качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом овладение навыками самоанализа, который позволяет определять области самосовершенствования.
Таблица 21.
Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
• Ум и логика | • Инициативность | • Умение заручаться поддержкой |
• Рассудительность | • Гибкость | |
• Проницательность | • Бдительность | • Умение кооперироваться |
• Оригинальность | • Созидательность и творчество | • Умение завоевывать популярность и престиж |
• Концептуальность | • Честность | |
• Образованность | • Личностная целостность | • Такт и дипломатичность |
• Знание дела | • Смелость | • Умение брать на себя ответственность риск и ответственность |
• Речевая развитость | • Самоуверенность | |
•Любопытство и познанавательность | • Уравновешенность | • Умение организовывать |
• Интуитивность | • Независимость | • Умение убеждать |
• Самостоятельность | • Умение менять себя | |
• Амбициозность | • Умение быть надежным | |
• Потребность в достижениях | • Умение шутить и понимать юмор | |
• Настойчивость и упорство | • Умение разбираться в людях | |
• Участливость | ||
• Энергичность | ||
• Властность | ||
• Работоспособность | ||
• Агрессивность | ||
• Стремление к превосходству | ||
Обязательность |
2. «Поведенческий подход к лидерству».
Согласно этому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненному, т.е. стилем руководства. Существует несколько концепций данного типа:
1. Три стиля руководства.
2. Исследования университета штата Огайо.
3. Исследования Мичиганского университета.
4. Системы управления Лайкерта.
5. Управленческая сетка Блэйка и Мутона.
Рассмотрим подробнее
1. Американский ученый бихевиорист Курт Левин разработал и сравнил эффект от использования трех лидерских стилей:
а. Демократический;
б. Авторитарный;