Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Тема: «Лидерство, стиль и эффективность».

1. Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.

2. Поведенческий подход к лидерству.

3. Ситуационный подход к лидерству (адаптивное руководство).

1. «Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств».

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном в данном случае сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности.

Неформальное лидерство – это процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Неформальное лидерство в большей степени обусловлено использованием личностной основы власти. Идеальным лидерством считается использование этих двух основ вместе - должностной и личностной основ.

Лидер – это человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и неформальное лидерство.

Согласно теории личных качеств: лучший из руководителей обладает определенным набором качеств, которые наука должна выделить, а люди в себе их воспитывать и становиться эффективными лидерами.

В 1948 г. Ралф Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и высоким социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл так же отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали, разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Так же Стогдилл заключает , что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».

Ральф Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотносится с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».

Стогдилл выделил 5 основных качеств, которые помогут стать Вам лидером:

1. ум и интеллектуальные способности;

2. господство и преобладание над другими;

3. уверенность в себе;

4. активность и энергичность;

5. знание дела.

Изучение лидерских качеств было продолжено. Наиболее интересный результат был получен Уорреном Беннисом. Он обследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

1. управление вниманием – способность так представить сущность результата, цели, чтобы это было привлекательно для последователей.

2. управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями.

3. управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.

4. управление собой – способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон уметь привлекать ресурсы других людей.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неуда­ча в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организа­ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас­смотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изу­чающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожале­нию, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведен­ческих и ситуационных основ лидерства.

В таблице 21 представлены лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров, однако это не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми этими качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом овладение навыками самоанализа, который позволяет определять области самосовершенствования.

Таблица 21.

Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
• Ум и логика • Инициативность • Умение заручаться поддержкой
• Рассудительность • Гибкость
• Проницательность • Бдительность • Умение кооперироваться
• Оригинальность • Созидательность и творчество • Умение завоевывать популярность и престиж
• Концептуальность • Честность
• Образованность • Личностная целостность • Такт и дипломатичность
• Знание дела • Смелость • Умение брать на себя ответственность риск и ответственность
• Речевая развитость • Самоуверенность
•Любопытство и познанавательность • Уравновешенность • Умение организовывать
• Интуитивность • Независимость • Умение убеждать
  • Самостоятельность • Умение менять себя
  • Амбициозность • Умение быть надежным
  • Потребность в достижениях • Умение шутить и понимать юмор
  • Настойчивость и упорство • Умение разбираться в людях
  • Участливость
  • Энергичность  
  • Властность  
  • Работоспособность  
  • Агрессивность  
  • Стремление к превосходству  
  Обязательность  

2. «Поведенческий подход к лидерству».

Согласно этому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненному, т.е. стилем руководства. Существует несколько концепций данного типа:

1. Три стиля руководства.

2. Исследования университета штата Огайо.

3. Исследования Мичиганского университета.

4. Системы управления Лайкерта.

5. Управленческая сетка Блэйка и Мутона.

Рассмотрим подробнее

1. Американский ученый бихевиорист Курт Левин разработал и сравнил эффект от использования трех лидерских стилей:

а. Демократический;

б. Авторитарный;

Наши рекомендации