И характеристика его основных элементов

Метод БУ – совокупность способов и приёмов, позволяющих осуществлять контроль, анализ и управления хоз. деятельно­стью организации.

Метод БУ состоит из нескольких элементов:

1)документирование;

2)инвентаризация;

3)оценка;

4)калькулирование;

5)счета БУ;

6)двойная запись;

7)бухгалтерский баланс;

8)отчетность.

Перечисленные элементы тесно взаимосвязаны друг с другом и создают систему БУ.

Документирование – процесс документального подтверждения ФХД. Оно возникает на этапе первичного наблюдения в виде до­кумента, придающего ФХД юридическую силу. Документы составляются в момент соверше­ния ФХД, а если это не представляется возмож­ным, то сразу после окончания операции (на­пример, документальное оформле­ние естественной убыли МПЗ).

Инвентаризация – способ проверки достоверности данных БУ о наличии и составе имущества и денежных обязательств организации. Инвентаризация яв­ляется продолжением документирования и предполагает выявление соответствия информации, отраженной в доку­ментах и БУ фактическим данным путем про­верки объектов в натуре. Таким образом, инвен­таризация дополняет и уточняет достоверность данных БУ и БО.

В процессе деятельности организация совершает операции, которые затраги­вают объ­екты учета, имеющие различные единицы измерения. Для отражения этих объектов в БУ они должны быть оценены в едином (обобщающем) измерите­ле, в качестве которого выступает денежный измеритель. Оценка – получение единых обобщающих показателей для отражения имущества, источников его фо-рмирования и хозяйственных операций в БУ и БО. Таким обра­зом, стоимостн­ая оценка это способ выражения объектов БУ в обобщающем денежном из­ме­рителе.

Калькулирование – совокупность приемов и способов, обеспечивающих гру-ппировку издержек по объектам калькулирования и исчисление с/с калькуляцион­ных единиц.

Различия в составе и функциональной роли объектов БУ осложняют процесс осуществ­ления контрольной функции БУ, в связи с чем, в БУ целесообразно осу­ществлять группировку объектов учета по эк. однородным группам. Эта задача решается с помощью сис­темы счетов БУ, которая представляет собой способ группировки, те­кущего контроля и отражения хоз. опе­раций, совершаемых с имущест­вом организации, источниками его формирования и хоз. процессами.

Отражение ФХД на счета БУ осуществляется специфическим способом, име­нуемым двойной записью. В ее основе лежит следующий принцип: каждый ФХД учитывается два­жды – один раз по дебету одного счета (нескольких счетов) и второй раз – по кредиту другого счета (нескольких счетов). Таким образом, счета и двойная запись применяются в БУ с целью регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации.

Для получения информации о состоянии имущества организации и источни­ках его обра­зования по состоянию на определенную дату возможно только по­средством систематического обобщения итогов хозяйственной деятельности. Достигается эта цель путем составления бухгалтерского баланса– способа эко­номической группировки и обобщения информации об имуществе организации и ее обязательствах по составу и размещению и источникам образо­вания имуще­ства в денежном выражении на определенную дату.

Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетно­сти органи­зации, которая представляет собой единую систему данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйствен­ной деятельности, формируемую на основе данных БУ по установленным фор­мам. Таким образом, бухгалтерский баланс и БО являются способом итогового обобщения данных БУ организации.

Между предметом и методом БУ существует взаимосвязь, которая мо­жет быть выражена в виде следующей схемы

Схема взаимосвязи предмета и метода бухгалтерского учета

И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru

    баланс, как метод обобщения данных об объектах наблюдения
   
   

сущность балансового обобщения

и его роль в бухгалтерском учете

Термин «баланс» широко используется в учете, анализе, планировании, ло­гистике и употребляется в значении равновесия (от французского «balance» – весы).

В экономике при­меняются различные виды балансов:

- бухгалтерский баланс;

- баланс доходов и расходов;

- баланс ос­новных фондов;

- баланс денежных потоков;

- баланс платежеспособности и др.

Общим для всех этих видов балансов является то, что информация в них группируется одновременно по двум признакам связанным или не связанным ме­жду собой. В результате данные представляют в виде дву­сторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Та­кой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.

Применяемый для построения балансов принцип двойственности (двусто­ронности) относится к основополагающим концепциям БУ. Он формируется урав­нением, связывающим между собой три базовых понятия:

- экономические ресурсы (активы);

- капитал;

- обязательства (пассивы).

Научное обоснование уравнения принадлежит основоположнику балансовой тео­рии И. Ф. Шеру.

В общем виде уравнение двойственности имеет следующий вид:

АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного от­ражения информации, называется балансовым обобщением.

В современной теории и практике БУ понятие «балансовое обобщение» ото­ждествля­ется с понятием «баланс», который также является и основной формой БО ор­ганизации. Та­ким образом, понятие «баланс» в БУ имеет двоякое значение: с одной стороны оно означает применение балансового обобщения к обработке информации, с другой – под ним понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в уни­фицированном виде.

При построении балансов необходимо исходить из следующих требо­ваний:

- правдивости – все показатели должны быть подтверждены соответствую­щими докумен­тами;

- реальности – оценка его статей должна соответствовать действительности;

- единства – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

- преемственности – каждый последующий баланс должен вытекать из данных предыду­щего;

- ясности – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понима­ния внутрен­ними и внешними пользователями информации.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует показателю, характеризующему отдельные виды экономи­ческих ресурсов и ис­точников их образования. Конкретное числовое значение ка­ждой балансовой статьи соответ­ствует остатку определенного бухгалтерского счета или нескольких счетов. Балансовые ста­тьи объединяются в группы, группы – в разделы, разделы – в итоговую статью актива или пассива баланса, которые принято называть валю­той баланса.

В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей ба­ланса, а поря­док их расположения на конкретной стороне баланса определен вертикальными и го­ризон­тальными взаимосвязями между статьями и разделами. Равенство итогов баланса обу­слов­лено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет ко­торых они образованы.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их рас­положение в порядке уровня ликвидности, а статей пассива – по срочности по­гашения. В российской форме бухгалтерского баланса активы располагаются в порядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных к наиболее ликвид­ным), а пассивы по степени возрастающей срочности погашения обязательств (от наименее срочных, к наиболее срочным обязательствам).

Горизонтальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение напротив пассивов, являющихся источником их образования. На­пример, наименее ликвидные активы, в т.ч. ОС, НМА располагаются напротив наименее срочных по времени погашения пассивов – капитала и долгосрочных обязательств, а оборотные средства, в т.ч. ДС – напро­тив более срочных по вре­мени погашения краткосрочных обязательств. Горизонтальные взаимосвязи ба­лансовых статей позволяют проводить анализ финансового состояния орга­низа­ции, оборачиваемости и ликвидности ее активов, степени платежеспособности и другие виды анализа.

В мировой практике применяют две формы бухгалтерского баланса:

- горизонтальную, когда активы располагаются в левой стороне баланса, а пас­сивы – в пра­вой;

- вертикальную, при которой балансовые статьи располагаются в столбик, сна­чала статьи, характеризующие активы, а затем статьи, относящиеся к пасси­вам. При вертикальном по­строении баланса уравнение двойственности имеет следующий вид: АКТИВЫ – обяза­тельства = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.

В российской практике бухгалтерский баланс построен по горизонтальной форме, тогда как в большинство зарубежных стран используют вертикальную форму построения бухгал­терского баланса.

В настоящее время бухгалтерский баланс в РФ имеет следующую форму (Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н)

форма бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс
на     г. Коды
Форма № 1 по ОКУД
Дата (год, месяц, число)      
Организация   по ОКПО  
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН  
Вид деятельности   по ОКВЭД  
Организационно-правовая форма/форма собственности   по ОКОПФ/ОКФС    
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 384/385
Местонахождение (адрес)      
Дата утверждения  
Дата отправки (принятия)  
                             

  Актив Код показа­теля На начало отчетного года На конец отчетного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы    
Основные средства    
Незавершенное строительство    
Доходные вложения в материальные ценности    
Долгосрочные фин. вложения    
Отложенные налоговые активы    
Прочие внеоборотные активы    
Итого по разделу I    
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы, в т.ч.:    
сырье, материалы и др. аналогичные ценности    
животные на выращивании и откорме    
затраты в незавершенном производстве    
готовая продукция и товары для перепродажи    
товары отгруженные    
расходы будущих периодов    
прочие запасы и затраты    
НДС по приобретенным ценностям    
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожи­дают­ся более чем через 12 мес. после отчетной даты)    
в т.ч. покупатели и заказчики    
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожидают­ся в теч­ение 12 мес. после отчетной даты)    
в т.ч. покупатели и заказчики    
Краткосрочные фин. вложения    
Денежные средства    
Прочие оборотные активы    
Итого по разделу II    
БАЛАНС    
  Пассив Код показа­теля На начало отчетного периода На конец отчетного периода
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал    
Собственные акции, выкупленные у акционеров ( ) ( )
Добавочный капитал    
Резервный капитал, в т.ч.    
резервы, образованные в соот­ветствии с законода­тельст­вом    
резервы, образованные в соот­ветствии с учреди­тельными документами    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)    
Итого по разделу III    
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Отложенные налоговые обязательства    
Пр. долгосрочные обязательства    
Итого по разделу IV    
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты    
Кредиторская задолженность, в том числе:    
поставщики и подрядчики    
задолженность перед персоналом организации    
задолженность перед гос. внебюджетными фондами    
задолженность по налогам и сборам    
прочие кредиторы    
Задолженность перед учредите­лями по выплате доходов    
Доходы будущих периодов    
Резервы предстоящих расходов    
Пр.краткосрочные обязательства    
Итого по разделу V    
БАЛАНС    

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах      
Арендованные основные средства    
в том числе по лизингу    
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение    
Товары, принятые на комиссию    
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов    
Обеспечения обязательств и платежей полученные    
Обеспечения обязательств и платежей выданные    
Износ жилищного фонда    
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов    
Нематериальные активы, полученные в пользование    

Классификация бухгалтерских балансов

Бух. балансы можно объеди­нить по след. классиф-м признакам:

И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru

  документация и инвентаризация
   

сущность документов, их бухгалтерская обработка

и организация документооборота

Согласно ФЗ «О БУ» все хозяйственные операции, проводимые ор­ганизацией, должны оформляться оправдательными документами. Документ – это письменное свиде­тельство совершённой хозяйственной операции, придаю­щее юридическую силу данным БУ.

В современных условиях документы выполняют следующие функции:

- информационную (служит средством хранения информации);

- коммуникативную (выступает средством связи);

- управленческую (является инструментом управления);

- правовую (является средством закрепления и изменения правовых норм);

- историческую (является источником исторических сведений).

В составе документов различают три группы:

- первичные учетные документы (ПУД) (на одну операцию);

- учётные регистры (сборные по типам операций);

- отчётные документы (баланс и др.).

Все записи в БУ ведется на основании ПУД. Затем сведения из них пере­но­сятся в учёт­ные регистры, где они систематизируются, т.е. записываются на бух­галтерских сче­тах. В конце отчётного периода по данным учётных регистров за­полняются отчётные документы. Таким образом, документирование – это сплошное и непрерывное отражение хозяйствен­ной деятельности организации.

Согласно ФЗ «О БУ» ПУД принимаются к БУ, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной до­кумен­тации, а до­кументы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должных содержать следующие реквизиты: наименование документа и дату его составле­ния; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержа­ние и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выраже­нии; наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совер­шение хозяйственной операции и пра­вильность ее оформления.

Альбомы унифицированных форм ПУД разрабатываются с целью однознач­ного по­ни­мания однородных хозяйственных операций и опре­деляют вид первич­ных документов, их на­значение и требования к оформлению.

ПУД должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не пред­ставляется возможным – непосредственно после ее окончания. Своевре­менное и качествен­ное оформление ПУД, передачу их в установленные сроки для отражения в БУ, а также дос­товерность содержащихся в них данных обеспе­чивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Перечень лиц, имею­щих право подписи ПУД, утверждается руко­водителем орга­низации по согласова­нию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформ­ляются хозяй­ственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем органи­зации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Внесение ис­правлений в кассовые и банковские документы не допускается, в остальные ПУД исправления могут вно­ситься лишь по согласованию с участни­ками хозяйствен­ных операций, что должно быть под­тверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйст­венных опе­рациях на основе ПУД составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машин­ных но­сителях информации. ПУД могут быть изъяты только органами доз­нания, предвари­тельного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспек­циями и ОВД на основании их постановлений.

Организации обязаны хранить ПУД, регистры БУ и БО в те­чение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами орга­низации гос. архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за организацию их хранения не­сет руководи­тель организации.

Каждый ПУД в организации проходи бухгалтерскую обработку, которая включает в себя следующие этапы:

- формальная проверка (проверка соблюдения формы, реквизитов, законности соверше­ния операции, арифметическая проверка данных);

- таксировка (перевод натуральных измерителей в денежные);

- гашение (отметка об использовании документа посредством перечеркивания документа или проставления штампа «погашено», «оплачено», «получено»);

- группировка по однородным признакам (касса, банк, МПЗ и т.д.);

- контировка (указание корреспонденции счетов);

- перенос содержания документа в учетные регистры;

- подшивка по группам документов;

- сдача в архив.

Движение документов с момента их возникновения (получения) до сдачи их в архив на­зыва­ется документооборотом.

В документообороте принимают участие три потока докумен­та­ции: 1) вхо­дящие документы (полученные из др. организаций); 2) исходящие документы (отправляемы в др. организации); 3) внутренние документы (создаваемые и ис­пользуемые внутри предприятия).

Порядок создания первичных учетных документов, сроки отражения содер­жащейся в них информации в БУ осуществляется на основании утвержденного графика документообо­рота, который составляется главным бухгалтером и ут­верждается приказом руководителя. Он может быть оформлен в виде таблицы, схемы или пе­речня работ по обработке документа.

Фрагмент графика документооборота оформленного в виде таблицы

И характеристика его основных элементов - student2.ru

И характеристика его основных элементов - student2.ru

Классификация первичных документов

для целей бухгалтерского учета

С целью облегчения обработки документов, применяемых в БУ и отличаю­щихся между со­бой по форме, содержанию, способу отражения ФХД, их группи­руют по однородным признакам.

Схема классификации первичных учетных документов

И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru

Понятие счетной записи и учетного регистра,

их содержание и клас­сификация

Основным объектом БУ являются ФХД, информация о которых фиксируются в первичных документах, на основе которых бухгалтер осуществляет стоимост­ную оценку ФХД, их идентификацию во времени и классификацию по эк. содер­жанию, что позволяет отражать ФХД в системе счетов БУ. В результате указан­ных действий формируется бухгалтерское информационное сообщение – счет­ная запись, регистрируемое на входе учетной системы для по­следующей обра­ботки с целью формирования БФО по ФХД, имевшим ме­сто в отчетным периоде.

Счетные записи можно классифицировать по следующим основа­ниям:

Схема классификации счетных записей

И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru

Счетные записи, подлежат отражению в учетных реги­страх, предназначен­ных для систематизации и на­копления инфор­мации, содержащейся в принятых к учету ПУД и отражения ее на счетах БУ и в БФО. Регистры БУ ведутся в специ­альных книгах (журналах), на отдельных лис­тах и карточ­ках, в виде машинограмм, а также на дисках и иных др. носителях.

ФХД должны отражаться в регистрах БУ в хронологической последовательн­ости. При хранении регистров БУ должна обеспечиваться их защита от несанкци­о­нированных исправлений. Ис­правление ошибки должно быть обосновано и подт­верждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправле­ния.

Содержание регистров БУ является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к этой информации обязаны хранить коммерческую тайну, за разглашение которой они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Учетные регистры классифицируются по следующим осно­ваниям:

Схема классификации учетных регистров

И характеристика его основных элементов - student2.ru И характеристика его основных элементов - student2.ru

Понятие инвентаризации, ее цели, задачи,

виды и об­щие правила проведения

Сплошное документирование хозяйственных операций не может обеспечить полное отраже­ние всех ФХД. Существуют процессы, которые либо вообще не поддаются по­вседневному документированию (естественная убыль), либо дан­ные ПУД по тем или иным причинам искажаются (ошибки, хи­щение и т.п.). Дан­ные о таких ФХД могут быть выявлены посредствам проведения ин­вентариза­ции, которая позволяет через проверку в натуре МЦ, ДС, финансовых обяза­тельств, вы­явить, все ли хозяйственные операции оформлены ПУД и отражены в БУ. Результаты инвентаризации или под­тверждают данные БУ или выявляют не­учтённые ценно­сти, потери, хищения, недостатки.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными БУ;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Проведение инвентаризации регламентируется нормами ФЗ «О БУ», По­ложения по ведению БУ и БО в РФ № 34н и Методическими указаниями по инвен­таризации имущества и финансовых обязательств.

Объектами инвентаризации является всё имущество организации и ее финансовые обязательства.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения и пе­речень проверяемых объектов, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентари­зации является обя­зательным. Такие случаи установлены в п.2 ст.12 ФЗ «О БУ».

Результаты инвентаризации должны быть отражены в БУ и БО того ме­сяца, в ко­то­ром была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой БО.

На практике принято выделять следующие виды инвентаризаций:

- в зависимости от полноты охвата проверяемого имущества и обязательств раз­личают пол­ные и час­тичные инвентаризации. При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества и обяза­тельств организации, при час­тичной – проверяется один или не­сколько видов имущества в определенных местах хранения;

- в зависимости от основания проведения, инвентаризации бывают плановые и внеплано­вые. Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с законо­дательством о БУ, а вне­плановые – организуются по мере необходимости, в основном внезапно.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно дейст­вующая инвен­таризационная комиссия, персональный состав которой ут­вер­ждает руководитель организации. Как правило, в ее состав включаются предста­вители адми­нистрации, работники бухгалтерии, службы внутреннего контроля, другие специали­сты (инженеры, экономисты, тех­ники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии слу­жит основа­нием для признания результатов инвента­ризации недействительными.

До начала инвентаризации комиссия должна получить последние на момент начала проверки приходные и расходные документы. Председатель комиссии ви­зирует их и делает надпись «до инвентаризации на «_____» __________», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Матери­ально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные доку­менты сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответствен­ность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финан­совых обяза­тельств записываются в инвентаризационные описи или акты ин­вентаризации. Фак­тическое наличие имущества определяют путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п. при обязательном участии ма­териально ответствен­ных лиц.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки пра­вильности про­ведения инвентаризации.

В межинвентаризационный период в ор­ганизациях с большой номенклатурой ценностей мо­гут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобща­ются в ведо­мости результатов, выявленных инвентаризацией.

    оценка и калькулирование

Оценка как методический прием

бухгалтерского учета

Предметом БУ является кругооборот хозяйственных средств, в котором при­нято вы­делять три взаимосвязанных процесса:

- снабжение;

- производство;

- реа­лизация.

На всех стадиях кругооборота в нем участвуют разнообразные объекты (ОС, НМА, ДС, капитал, различные обязательства и т.п.), которые в процессе своего функционирования по­стоянно изменяются в результате совершаемых с ними хо­зяйственных операций. Для обоб­щения столь разнородной совокупности элемен­тов производст­венно-хозяйственной и финан­совой деятельности необходимо оценивать все объекты в едином (обобщающем) измери­теле, в качестве которого выступает денежный измеритель. Таким образом, стоимостная оценка пред­ставляет собой способ выражения объектов БУ в обобщающем денежном изме­рителе.

Цель оценки – определение фактической себестоимости свершившегося ФХД, иными сло­вами, на базе экономически обоснованной оценки можно исчис­лить во сколько организа­ции обходится проведение теку­щих хозяйственных опе­раций и какова их компенса­ция.

В отечественной теории и практике БУ используются следующие виды оце­нок иму­щества и финансовых обязательств:

- первоначальная стоимость (фактическая себестоимость) – стоимость ак­тива в момент его приоб­ретения. Порядок ее определения зависит от источника поступления актива:

Ä для активов, приобретенных за плату – это сумма фактических затрат на при­обретение за исключением возмещаемых налогов;

Ä для активов, созданных внутри организации – сумма фактических затрат на создание (из­готовление);

Ä для активов, полученных в счет вклада в уставный капитал – стоимость, опре­деленная ис­ходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками);

Ä для активов, полученных безвозмездно, а также от списания непригодных к восстановле­нию и дальнейшему использованию – их рыночная стоимость на дату при­нятия к БУ;

Ä для активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обя­зательств неденежными средствами – стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией;

- восстановительная стоимость – стоимость актива, полученная в результате про­ведения его пе­реоценки;

- остаточная стоимость – разница между первоначальной стоимостью и сум­мой накоплен­ной амортизации;

- текущая рыночная стоимость (стоимость реализации) – сумма денежных средств или их экви­валентов, которая может быть получена в результате про­дажи объекта или при насту­плении срока его ликвидации;

- дисконтированная стоимость – величина будущих денежных поступлений или их эквивален­тов, за которую предположительно должен быть приобретен объ­ект в ходе обыч­ной хозяйственной деятельности.

Оценка финансовых обязательств в БУ осуществляется, как правило, по фактической стоимости их приобре­тения.

Оценка имущества, не принадлежащего организации на правах собственно­сти, осуще­ствля­ется исходя из стоимости, предусмотренной договором.

Если по результатам инвентаризации выявляются ранее неучтенные объ­екты ОС, НМА, МПЗ, то они принимаются к БУ по рыночной стоимости.

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отра­жения в БУ и БО подлежит пересчету в рубли, который производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ на дату совершения опе­рации в иностранной валюте.

Наряду со стоимостной оценкой объектов БУ необходимо проведение стои­мостного измерения стадий кругообо­рота хозяйственных средств:

- на этапе снабжения определяется фактическая себестоимость предметов и средств труда (МПЗ, ОС, НМА и др.);

- на этапе производства – производственная себестоимость продукции (работ, услуг);

- на этапе реализации – полная себестоимость реализованной продукции (ра­бот, услуг).

Правила оценки имущества

и финансовых обязательств

в бух­галтерском учете и отчетности

Для отражения стоимости имущества и финансовых обязательств в БУ при­меняется принцип учета по себестоимости, согласно которому стоимостная оценка объектов БУ осуще­ствляется при их принятии к учету, т.е. определяется их первоначальная (историческая) стоимость.

Правила определения первоначальной стоимости объектов БУ и их отраже­ния в БФО содержатся в Положении по ведению БУ и БО в РФ № 34н, ПБУ и в Плане счетов БУ.

Правила оценки имущества и финансовых обязательств

в бухгалтерском учете и отчетности

Наши рекомендации