Проверка соблюдения порядка расчетов наличными и применения контрольно-кассовых машин
Правила осуществления расчетов в России определяет ЦБР. Он устанавливает предельные размеры расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с указанием ЦБР от 20.06.2007 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке должен составлять в сумме 100 тыс. руб.
Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами является одним из инструментов, обеспечивающих организацию наличного обращения денег, защиту и устойчивость рубля и не лишает юридических лиц возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения суммы и в любой форме, предусмотренной законом.
В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.
Следовательно, данная часть проверки проводится с целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину по одной сделке. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества ККТ несколько операционных. Для каждого ККТ должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину (ККМ). Фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно смотреть на записи показателей кассовых счетчиков не только действующих, но и бездействующих машин, а также находящихся в запасе. Пристальное внимание следует обращать на показатели счетчиков, с которыми ККМ поступили после ремонта.
Классификация ценных бумаг, цель и задачи аудита
Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 142 ГК РФ) устанавливает, что ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги, простое и двойное складское свидетельство, а также другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.При проверке правильности отнесения объектов к ценным бумагам необходимо выяснить, обладает ли организация правами на ценную бумагу и соблюдает ли порядок передачи прав по ценным бумагам. Юридическое значение имеет классификация ценных бумаг в соответствии с ГК РФ.Ценные бумаги можно группировать по различным направлениям: по видам, по форме и иным критериям.
По видам ценных бумаг
Согласно ст. 143 ГК РФ, к ценным бумагам относятся:
- государственная облигация;
- облигация;
- вексель;
- чек;
- депозитный и сберегательный сертификаты;
- банковская сберегательная книжка на предъявителя;
- коносамент;
- акция;
- приватизационные ценные бумаги;
- и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" в редакции от 14.06.12г №79-ФЗ (далее - Закон N 136-ФЗ) федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации (далее - ценные бумаги РФ).
Различают следующие виды государственных ценных бумаг:
- облигации федеральных займов;
- облигации государственных нерыночных займов;
- облигации государственного сберегательного займа;
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
- государственные казначейские векселя (ГКВ).
Все данные ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
Из вышеуказанных ценных бумаг на сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) - являются именными краткосрочными (срок обращения до одного года) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Доходом по ГКО считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи). Номинальная стоимость государственных краткосрочных облигаций выражается в рублях;
- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - являются ценными бумагами РФ, а их стоимость выражается в рублях. Данные облигации выпускаются на предъявителя в документарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является сертификат. ОГСЗ относятся к среднесрочным долговым обязательствам Российской Федерации;
- облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - задолженность бывшего СССР перед российскими организациями по валютным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года переоформлена путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях:
- эмитент - Минфин России;
- стоимость облигационного займа выражена в долларах США;
- установленная процентная ставка - три процента годовых;
- срок погашения облигаций - от 1 года до 15 лет;
- государственные казначейские векселя (ГКВ). Начиная с 1994 года, Минфин России выпускает и размещает ГКВ, а также совместно с Банком России организовывает их вторичное обращение. Объем и дату выпуска указанных векселей устанавливает Минфин России по согласованию с Банком России. Казначейские векселя 1994 года выпускаются сериями ежегодно, при этом векселя каждой серии имеют единую дату составления (выпуска) и единую дату оплаты (погашения). Векселя передаются на хранение в Банк России без выдачи на руки владельцам. Владельцами (резидентами) казначейских векселей могут быть только юридические лица.
Погашение ГКВ производится Банком России по поручению Минфина России путем безналичного перевода денежных средств на банковские счета их владельцев.
Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования субъекта РФ. К таким ценным бумагам относятся облигации внутреннего займа, выпущенные муниципальными образованиями.
В настоящее время другими видами ценных бумаг, отнесенными к числу последних законами или в установленном ими порядке, являются:
- простое и двойное складское свидетельство (ст. 912 ГК РФ);
- жилищный сертификат как особый вид облигаций
- закладная (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 16.07.98 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в редакции от 19.05.13г. №101 ФЗ;
- инвестиционный пай (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" в ред. от 28.06.13 г. №134-ФЗ.);
- опционные свидетельства на акции и облигации .
По форме фиксации прав, выраженных ценной бумагой, их подразделяют на документарные и бездокументарные.При документарной форме владельца устанавливают на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.Аудитору должны быть предъявлены сертификаты акций или выписка по счету депо.При бездокументарной форме владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Аудитору должны быть представлены реестр или выписка по счету депо.По иным критериям
В нормативных документах ценные бумаги классифицируются по совершенно различным критериям:
- по правилам выпуска ценные бумаги подразделяются на эмиссионные (в настоящее время к ним относятся акции, облигации, жилищные сертификаты, опционные свидетельства) и не эмиссионные. Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ) в редакции от 23.07.13г.
Этим признакам отвечают акции, облигации, жилищные сертификаты, инвестиционные паи, опционные свидетельства;
- по типу предоставляемых (фиксируемых) ценными бумагами имущественных прав различают долевые (акции), долговые (облигации, векселя) и производные ценные бумаги (опционы);
- по отношению к организованному рынку ценных бумаг (ОРЦБ) существуют эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ. Налоговый кодекс дает определение обращающихся ценных бумаг (п.3 ст.280). Обращающимися на организованном рынке ценных бумаг для целей налога на прибыль признаются ценные бумаги при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством;
- акции могут быть разделены на простые и привилегированные; привилегированные - на кумулятивные и некумулятивные, конвертируемые и неконвертируемые;
- облигации в зависимости от механизма выплаты (получения) по ним дохода бывают процентные, дисконтные и дисконтно-процентные; в зависимости от способа удостоверения субъекта прав по ценной бумаге - именные или предъявительские; в зависимости от эмитента - государственные (которые, в свою очередь, делятся на федеральные и субъектов РФ), муниципальные, Банка России и корпоративные (юридических лиц);
- опционные свидетельства могут быть свидетельствами на покупку и свидетельствами на продажу. Опционные свидетельства на акции и облигации (за исключением гособлигаций и облигаций муниципальных образований) являются производными (вторичными) ценными бумагами. Операции с такими ценными бумагами являются операциями с финансовыми инструментами срочных сделок. Согласно п. 1 ст. 280 в этом случае налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции.
Аудиторская проверка финансовых вложений проводится с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам. Операции с ценными бумагами, как правило, немногочисленны, но могут быть существенны в стоимостном выражении. При проверке операций с ценными бумагами аудитору необходимо оценить систему внутреннего контроля (используемые процедуры контроля) и адекватно спланировать и осуществить аудиторские процедуры в отношении ценных бумаг.
Задачи аудита финансовых вложений:
1. Проверка состояния учета и контроля наличия финансовых вложений
(устанавливается правильность отнесения активов организации к финансовым вложениям, правильность документального оформления операций, правильность оценки финансовых вложений, порядок проведения инвентаризации финансовых вложений, соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
2.Проверка полноты и правильности синтетического учета операций по движению финансовых вложений в бухгалтерском учете и соблюдения налогового законодательства
(как отражается поступление и выбытие финансовых вложений в регистрах синтетического учета, как организован аналитический учет ценных бумаг, соблюдается ли налоговое законодательство по операциям выбытия финансовых вложений, как отражаются операции по образованию резерва под обесценение ценных бумаг, как учитываются средства, переданные по договору займа).
3.Проверка полноты отражения доходов по финансовым вложениям и их налогообложения
(отражение начисленных доходов, проверка правильности налогообложения этих операций)