Инвентаризация активов и пассивов организации
В целях обеспечения достоверности бухгалтерского учета периодически проводится инвентаризация всех активов и пассивов организации, т.е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Число инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке перед составлением годового бухгалтерского отчета (кроме имущества, проинвентаризированного не ранее 1 октября), при смене материально ответственного лица, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий, при ликвидации организации, при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, бланков строгой отчетности должна проводиться, как правило, внезапно, а основных средств, ремонта, расчетов — по состоянию на 1-е число месяца.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в которую включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, товароведы и т.д.). В состав комиссии можно включать представителей внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций.
Инвентаризация ценностей проводится по их местонахождению и по материально ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся и с которыми заключены договоры о материальной ответственности. Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно рассортировать и разложить материальные ценности, оформить все приходные и расходные документы. Инвентаризационная комиссия берет расписку у материально ответственного лица о том, что все поступившие и выбывшие материальные ценности учтены, и первичные документы по их движению сданы в бухгалтерию. После этого инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет акт инвентаризации или инвентаризационные описи.
Затем сравниваются данные учета и данные инвентаризации и составляется сличительная ведомость. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета регулируются следующим образом. Выявленные излишки ценностей приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачисляются на финансовые результаты предприятия с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения. При этом нормы убыли применяются только в случаях выявления фактических недостач. Недостачи и порча ценностей сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В случаях когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом для целей налогообложения величина списанных убытков от недостач и порчи прибавляется к прибыли (убытку) отчетного периода при расчете налога на прибыль.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В случае зачета недостач излишками полученная разница в стоимости недостающих ценностей над стоимостью излишних ценностей относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли. Окончательное решение о зачете принимает руководитель предприятия.
Результаты инвентаризации отражаются в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском учете.