По специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
НГОУ Институт управления и экономики
Факультет экономики
Кафедра финансы и бухгалтерский учёт
ПРОГРАММА
И методические указания
По организации и проведению преддипломной практики
Для студентов по специальности
Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Целью прохождения преддипломной практики является закрепление теоретических и практических знаний по методологии и организации бухгалтерского учета, аудита (контроля) и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием нормативных документов. Изучение программного обеспечения ведения бухгалтерского учета и организации анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе применения технических средств обучения.
Задачи преддипломной практики:
Ознакомление с объектом практики и характером и направлениями его финансово-хозяйственной деятельности:
• Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии;
• Изучение ведения бухгалтерского учета по отдельным направлениям, в соответствии с полученным индивидуальным заданием;
• Изучение учетного программного обеспечения и компьютеризации бухгалтерского учета на предприятии;
• Овладение практическими навыками проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• Формирование навыков творческого мышления и самостоятельной деятельности при анализе хозяйственных ситуаций, выявлении проблемных вопросов и принятии управленческих решений. Выявление степени профессиональной подготовленности студента
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Общее ознакомление с организацией работы объекта практики состоит в изучении:
характера финансово-хозяйственной деятельности объекта практики; организации бухгалтерского учета (структуры учетного аппарата, формы учета, наличия и использования в учете компьютерной техники);
применения автоматизированной формы учета на базе предоставляемого программного обеспечения;
графика учетных работ, документооборота, порядка и условий хранения документов на предприятии.
В процессе преддипломной практики по учету, аудиту и анализу хозяйственной деятельности студентам необходимо закрепить и более детально изучить вопросы бухгалтерского учета, указанные выше, принимая во внимание направленность выбранной темы дипломной (квалификационной) работы .
В дополнение к вышеуказанным требованиям необходимо изучить
следующие направления, касающиеся составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации и анализа ее финансово-хозяйственной деятельности.
1. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности:
проверка комплектности форм отчета, правильности заполнения, промежуточных итогов и контрольных соотношений;
анализ динамики количественных показателей всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и качественных (расчетных) показателей, характеризующих достижения предприятия и изменения в его имущественном и финансовом положении.
Оценка и анализ учетной политики предприятия, а также ее влияния на показатели бухгалтерской отчетности и финансовые коэффициенты.
2. Оценка состояния внеоборотных активов организации, в том числе:
анализ обеспеченности основными средствами предприятия, состава, структуры, амортизационной политики предприятия;
анализ состояния активной части основных средств;
анализ технического уровня и состояния основных средств;
анализ экономической эффективности использования основных средств организации;
анализ движения основных средств.
3. Изучение состояния оборотных активов организации, в том числе: анализ состава и состояния оборотных активов; анализ дебиторской задолженности организации; анализ структуры и величины запасов; анализ использования материальных ресурсов организации; анализ денежных средств и их эквивалентов;
анализ экономической эффективности использования оборотных активов предприятия.
4. Изучение обеспеченности трудовыми ресурсами анализ численности и состава трудовых ресурсов организации;
анализ уровня и темпов изменения производительности труда; анализ влияния на производительность труда отдельных факторов.
5. Изучение движения товаров:
анализ состава и ассортимента товаров; анализ товарооборота.
6. Изучение издержек обращения:
анализ состава и динамики издержек обращения;
анализ ряда факторов, оказывающих влияние на величину издержек обращения;
анализ влияния издержек обращения на финансовые результаты.
7. Оценка финансовой устойчивости организации:
анализ структуры и динамики собственного и привлеченного капитала; анализ концентрации собственного и привлеченного капитала; анализ платежеспособности предприятия
анализ размера и способов размещения собственного капитала в обороте.
8. Оценка показателей рентабельности и прибыльности:
анализ показателей экономического эффекта в их динамике; анализ показателей экономической эффективности и факторы, влияющие на их изменение.
9. Оценка рыночной и инвестиционной активности: анализ портфеляценных бумаг организации; анализ доходности ценных бумаг;
анализ факторов, влияющих на инвестиционную деятельность организации.
Кроме того, вышеуказанные требования предполагают изучение аудиторской практики, включающей работу аудиторской фирмы, а также проведение собственно внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе:
1. Ознакомление со структурой аудиторской (контрольной)службы: с её уставом (Положением); с правами, функциями и обязанностями работников фирмы.
2. Изучение организации работы аудиторской фирмы:
содержания и видов выполняемых аудиторской фирмой работ;
содержания, сроков, порядка составления и предоставления отчетности аудиторской фирмой;
оперативного учета результатов ревизий, проверок, инвентаризаций, консультаций, экспертных оценок;
организации планирования аудита деятельности организаций, а также документального оформления взаимоотношений с клиентами;
требований к проведению аудиторских проверок;
организации работы и используемых методических приемов ревизоров-аудиторов;
оформления результатов аудиторской проверки.
3.Изучение организации и последовательности проведения аудиторских проверок деятельности организаций:
исследование структуры проверяемой организации; анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации;
определение программы проверки;
выполнения контрольных процедур в соответствии с программой; проведение документального оформления результатов проверки: составить ведомость нарушений, промежуточные акты, аудиторский отчет,аудиторское заключение.
4. Аудит финансово-хозяйственной деятельности организации включает следующие основные направления:
Аудит состояния учета и отчетности в организации, т.е. проверку: состава и укомплектованности штата бухгалтерии; наличия и содержания Приказа об учетной политики организации; рациональности организации документооборота и соблюдения сроков составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
наличия архива и обеспеченности сохранности документов;
Аудит кассовых операций и ценных бумаг, что означает проверку. сохранности денежных средств и ценных бумаг;
условий хранения денежных средств и организации материальной ответственности;
соблюдения графика сдачи выручки в банк и лимита остатка денежных средств в кассе;
правильности документального оформления кассовых операций; законности и правильности отражения в учете и отчетности кассовых операций;
Аудит денежных средств на расчетном и других счетах в банках включает проверку:
реальности сальдо по расчетному и другим счетам организации; соблюдения правил ведения операций на расчетном счете и других счетах в банке;
правильности документального оформления операций на расчетном и других счетах в банке;
законности и правильности отражения в учете и отчетности операций на расчетном счете и других счетах в банке;
Аудит товарных операций включает:
проведение инвентаризации товаров и тары по материально-ответственным лицам;
проверку условий хранения товарно-материальных ценностей;
проверку организации материальной ответственности;
проверку правильности документального оформления товарных операций;
проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности товарных операций;
Аудит расчетных операций состоит из проверки:
состояния дебиторской и кредиторской задолженности; правильности документального оформления расчетных операций; законности и правильности отражения в учете расчетных операций;
Аудит основных средств и материалов включает:
проведение инвентаризации основных средств и материалов;
составление сличительной ведомости по результатам инвентаризации;
проверку организации материальной ответственности по основным средствам и материалам;
проверку законности и правильности отражения в учете результатов внутренних инвентаризаций основных средств;
проверку правильности расчета износа основных средств;
проверку правильности документального оформления движения основных средств и материалов;
проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности движения основных средств и материалов;
Аудит расчетов с работниками по оплате труда включает проверку:
состояния учета рабочего времени и норм выработки работников организации;
соблюдения трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении работников;
состава работников организации и соответствие его штатному расписанию;
законности производимых работникам выплат;
правильности начисления заработной платы и удержаний из нее;
правильности отчислений, производимых от суммы заработной платы;
правильности выплат за счет средств социального страхования;
правильности отражения в учете расчетов с рабочими и служащими по оплате труда;
Аудит издержек обращения и финансовых результатов означает, что необходима проверка:
правильности ведения аналитического и синтетического учета издержек обращения;
правильности расчета издержек на остаток товара;
соблюдения сметы издержек обращения;
законности и правильности отражения в учете издержек обращения;
правильности отнесения затрат на счета "Расходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов";
правильности расчета реализованной торговой наценки;
законности и правильности отражения в учете внереализационных доходов и потерь;
правильности определения и отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности организации;
порядка использования средств прибыли в организации.
Приложение №2-3 к Программе НГОУ ИУЭ (г. СПб.) по организации преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухучёт, анализ и аудит», 2003г. |
ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАВЕ «СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ» по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (с учётом особенностей конкретного предприятия)
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в финансовом отделе:
В период преддипломной практики в финансовом управлении (отделе) организации требуется выполнить следующие задания, составляющие содержание практики:
1. Структура финансовой службы.
2. Направление деятельности.
3. Функции отдельных специалистов (отделов).
4. Система документооборота.
5. Система хранения документов (периодичность сдачи в архив).
6. Состав отчётности, порядок её представления.
7. Взаимоотношения финансового управления со структурными подразделениями.
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в коммерческом банке:
При прохождении преддипломной практики в коммерческом банке студенту-практиканту требуется ознакомиться с практикой его работы и выполнить следующие задания, составляющие содержание практики:
1. Внутренняя структура служб коммерческого банка.
2. Система прохождения документов, их регистратура, способы контроля за исполнением.
3. Система документооборота операционного отдела.
4. Порядок и условия кредитования юридических и физических лиц.
5. Состав основных документов при кредитовании юридических лиц.
6. Состав основных документов при кредитовании физических лиц.
7. Порядок учёта доходов и расходов коммерческого банка.
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в налоговых органах:
1. Основные задачи налоговых органов, функции налоговых инспекторов.
2. Права и обязанности налогоплательщиков.
3. Основные направления деятельности налоговых органов.
4. Внутренняя система служб (отделов) налоговых органов.
5. Состав отчётности налоговых органов.
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в страховой компании:
1. Внутренняя структура служб страховых компаний.
2. Виды страхования, условия выплат страховых возмещений.
3. Порядок заключения договора страхования.
4. Порядок выплат страхового возмещения.
5. Схема учёта доходов и расходов страховой компании.
6. Виды доходов и расходов страховой компании.
7. Особенности формирования налогооблагаемой прибыли страховой компании.
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в коммерческих предприятиях (ОАО, ООО):
1. Особенности формирования уставного капитала (акционерного капитала).
2. Основной вид деятельности, прочие виды деятельности.
3. Учётная политика ООО, ОАО.
4. Рабочий план бухгалтерских счетов ООО, ОАО.
5. Документооборот, система хранения и сдачи в архив документации.
6. Внутренняя структура предприятия (Филиалы, подразделения).
7. Система управления коммерческим предприятием.
8. Бухгалтерские регистры, формы отчётности.
9. Система учёта доходов, расходов. Расчёты с бюджетом по налогам и сборам.
Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в аудиторской фирме:
1. Цели, задачи, виды коммерческой деятельности аудиторской фирмы.
2. Структура внутренних отделов (служб) аудиторской фирмы.
3. Договор на проведение аудиторской проверки.
4. Услуги, предоставляемые аудиторскими фирмами.
5. Порядок формирования доходов и расходов аудиторских фирм.
6. Порядок налогообложения прибыли аудиторских фирм.
Рекомендуемая литература.
БУХУЧЁТ
1. Бухгалтерский учёт: Учебник для ВУЗов, под ред. Проф. Ю.А.Бабаева –
М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 476с.
2. Е.П. Козлова, Т.Н.Бабиенко, Е.Н.Галанина, Бухгалтерский учёт в организациях, 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.-800с.
3. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учёт: Учебное пособие – 4-е изд., переработ. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 640с.
АНАЛИЗ
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, 7-е издание, испр.- Мн.: Новое издание, 2002. – 704с.
- Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 471с.
АУДИТ
- Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 655с.
- Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник. -2-е изд., доп. И перераб. –М.: ИНФРА – М, 2001г. - 352с.