По специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

НГОУ Институт управления и экономики

Факультет экономики

Кафедра финансы и бухгалтерский учёт

ПРОГРАММА

И методические указания

По организации и проведению преддипломной практики

Для студентов по специальности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Целью прохождения преддипломной практики является закрепление теоретических и практических знаний по методологии и организации бухгалтерского учета, аудита (контроля) и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием нормативных документов. Изучение программного обеспечения ведения бухгалтерского учета и организации анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе применения технических средств обучения.

Задачи преддипломной практики:

Ознакомление с объектом практики и характером и направлениями его финансово-хозяйственной деятельности:

• Изучение организации бухгалтерского учета на предприятии;

• Изучение ведения бухгалтерского учета по отдельным направлениям, в соответствии с полученным индивидуальным заданием;

• Изучение учетного программного обеспечения и компьютеризации бухгалтерского учета на предприятии;

• Овладение практическими навыками проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• Формирование навыков творческого мышления и самостоятельной деятельности при анализе хозяйственных ситуаций, выявлении проблемных вопросов и принятии управленческих решений. Выявление степени профессиональной подготовленности студента

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Общее ознакомление с организацией работы объекта практики состоит в изучении:

характера финансово-хозяйственной деятельности объекта практики; организации бухгалтерского учета (структуры учетного аппарата, формы учета, наличия и использования в учете компьютерной техники);

применения автоматизированной формы учета на базе предоставляемого программного обеспечения;

графика учетных работ, документооборота, порядка и условий хранения документов на предприятии.

В процессе преддипломной практики по учету, аудиту и анализу хозяйственной деятельности студентам необходимо закрепить и более детально изучить вопросы бухгалтерского учета, указанные выше, принимая во внимание направленность выбранной темы дипломной (квалификационной) работы .

В дополнение к вышеуказанным требованиям необходимо изучить

следующие направления, касающиеся составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации и анализа ее финансово-хозяйственной деятельности.

1. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности:

проверка комплектности форм отчета, правильности заполнения, промежуточных итогов и контрольных соотношений;

анализ динамики количественных показателей всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и качественных (расчетных) показателей, характеризующих достижения предприятия и изменения в его имущественном и финансовом положении.

Оценка и анализ учетной политики предприятия, а также ее влияния на показатели бухгалтерской отчетности и финансовые коэффициенты.

2. Оценка состояния внеоборотных активов организации, в том числе:

анализ обеспеченности основными средствами предприятия, состава, структуры, амортизационной политики предприятия;

анализ состояния активной части основных средств;
анализ технического уровня и состояния основных средств;

анализ экономической эффективности использования основных средств организации;

анализ движения основных средств.

3. Изучение состояния оборотных активов организации, в том числе: анализ состава и состояния оборотных активов; анализ дебиторской задолженности организации; анализ структуры и величины запасов; анализ использования материальных ресурсов организации; анализ денежных средств и их эквивалентов;

анализ экономической эффективности использования оборотных активов предприятия.

4. Изучение обеспеченности трудовыми ресурсами анализ численности и состава трудовых ресурсов организации;

анализ уровня и темпов изменения производительности труда; анализ влияния на производительность труда отдельных факторов.

5. Изучение движения товаров:

анализ состава и ассортимента товаров; анализ товарооборота.

6. Изучение издержек обращения:

анализ состава и динамики издержек обращения;

анализ ряда факторов, оказывающих влияние на величину издержек обращения;

анализ влияния издержек обращения на финансовые результаты.

7. Оценка финансовой устойчивости организации:

анализ структуры и динамики собственного и привлеченного капитала; анализ концентрации собственного и привлеченного капитала; анализ платежеспособности предприятия

анализ размера и способов размещения собственного капитала в обороте.

8. Оценка показателей рентабельности и прибыльности:

анализ показателей экономического эффекта в их динамике; анализ показателей экономической эффективности и факторы, влияющие на их изменение.

9. Оценка рыночной и инвестиционной активности: анализ портфеляценных бумаг организации; анализ доходности ценных бумаг;

анализ факторов, влияющих на инвестиционную деятельность организации.

Кроме того, вышеуказанные требования предполагают изучение аудиторской практики, включающей работу аудиторской фирмы, а также проведение собственно внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе:

1. Ознакомление со структурой аудиторской (контрольной)службы: с её уставом (Положением); с правами, функциями и обязанностями работников фирмы.

2. Изучение организации работы аудиторской фирмы:

содержания и видов выполняемых аудиторской фирмой работ;

содержания, сроков, порядка составления и предоставления отчетности аудиторской фирмой;

оперативного учета результатов ревизий, проверок, инвентаризаций, консультаций, экспертных оценок;

организации планирования аудита деятельности организаций, а также документального оформления взаимоотношений с клиентами;

требований к проведению аудиторских проверок;

организации работы и используемых методических приемов ревизоров-аудиторов;

оформления результатов аудиторской проверки.

3.Изучение организации и последовательности проведения аудиторских проверок деятельности организаций:

исследование структуры проверяемой организации; анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации;

определение программы проверки;

выполнения контрольных процедур в соответствии с программой; проведение документального оформления результатов проверки: составить ведомость нарушений, промежуточные акты, аудиторский отчет,аудиторское заключение.

4. Аудит финансово-хозяйственной деятельности организации включает следующие основные направления:

Аудит состояния учета и отчетности в организации, т.е. проверку: состава и укомплектованности штата бухгалтерии; наличия и содержания Приказа об учетной политики организации; рациональности организации документооборота и соблюдения сроков составления и предоставления бухгалтерской отчетности;

наличия архива и обеспеченности сохранности документов;

Аудит кассовых операций и ценных бумаг, что означает проверку. сохранности денежных средств и ценных бумаг;

условий хранения денежных средств и организации материальной ответственности;

соблюдения графика сдачи выручки в банк и лимита остатка денежных средств в кассе;

правильности документального оформления кассовых операций; законности и правильности отражения в учете и отчетности кассовых операций;

Аудит денежных средств на расчетном и других счетах в банках включает проверку:

реальности сальдо по расчетному и другим счетам организации; соблюдения правил ведения операций на расчетном счете и других счетах в банке;

правильности документального оформления операций на расчетном и других счетах в банке;

законности и правильности отражения в учете и отчетности операций на расчетном счете и других счетах в банке;

Аудит товарных операций включает:

проведение инвентаризации товаров и тары по материально-ответственным лицам;

проверку условий хранения товарно-материальных ценностей;

проверку организации материальной ответственности;

проверку правильности документального оформления товарных операций;

проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности товарных операций;

Аудит расчетных операций состоит из проверки:

состояния дебиторской и кредиторской задолженности; правильности документального оформления расчетных операций; законности и правильности отражения в учете расчетных операций;

Аудит основных средств и материалов включает:

проведение инвентаризации основных средств и материалов;

составление сличительной ведомости по результатам инвентаризации;

проверку организации материальной ответственности по основным средствам и материалам;

проверку законности и правильности отражения в учете результатов внутренних инвентаризаций основных средств;

проверку правильности расчета износа основных средств;

проверку правильности документального оформления движения основных средств и материалов;

проверку законности и правильности отражения в учете и отчетности движения основных средств и материалов;

Аудит расчетов с работниками по оплате труда включает проверку:

состояния учета рабочего времени и норм выработки работников организации;

соблюдения трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении работников;

состава работников организации и соответствие его штатному расписанию;

законности производимых работникам выплат;

правильности начисления заработной платы и удержаний из нее;

правильности отчислений, производимых от суммы заработной платы;

правильности выплат за счет средств социального страхования;

правильности отражения в учете расчетов с рабочими и служащими по оплате труда;

Аудит издержек обращения и финансовых результатов означает, что необходима проверка:

правильности ведения аналитического и синтетического учета издержек обращения;

правильности расчета издержек на остаток товара;

соблюдения сметы издержек обращения;
законности и правильности отражения в учете издержек обращения;

правильности отнесения затрат на счета "Расходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов";

правильности расчета реализованной торговой наценки;

законности и правильности отражения в учете внереализационных доходов и потерь;

правильности определения и отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности организации;

порядка использования средств прибыли в организации.

    Приложение №2-3 к Программе НГОУ ИУЭ (г. СПб.) по организации преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухучёт, анализ и аудит», 2003г.    

ДОПОЛНЕНИЕ К ГЛАВЕ «СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ» по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (с учётом особенностей конкретного предприятия)

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в финансовом отделе:

В период преддипломной практики в финансовом управлении (отделе) организации требуется выполнить следующие задания, составляющие содержание практики:

1. Структура финансовой службы.

2. Направление деятельности.

3. Функции отдельных специалистов (отделов).

4. Система документооборота.

5. Система хранения документов (периодичность сдачи в архив).

6. Состав отчётности, порядок её представления.

7. Взаимоотношения финансового управления со структурными подразделениями.

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в коммерческом банке:

При прохождении преддипломной практики в коммерческом банке студенту-практиканту требуется ознакомиться с практикой его работы и выполнить следующие задания, составляющие содержание практики:

1. Внутренняя структура служб коммерческого банка.

2. Система прохождения документов, их регистратура, способы контроля за исполнением.

3. Система документооборота операционного отдела.

4. Порядок и условия кредитования юридических и физических лиц.

5. Состав основных документов при кредитовании юридических лиц.

6. Состав основных документов при кредитовании физических лиц.

7. Порядок учёта доходов и расходов коммерческого банка.

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в налоговых органах:

1. Основные задачи налоговых органов, функции налоговых инспекторов.

2. Права и обязанности налогоплательщиков.

3. Основные направления деятельности налоговых органов.

4. Внутренняя система служб (отделов) налоговых органов.

5. Состав отчётности налоговых органов.

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в страховой компании:

1. Внутренняя структура служб страховых компаний.

2. Виды страхования, условия выплат страховых возмещений.

3. Порядок заключения договора страхования.

4. Порядок выплат страхового возмещения.

5. Схема учёта доходов и расходов страховой компании.

6. Виды доходов и расходов страховой компании.

7. Особенности формирования налогооблагаемой прибыли страховой компании.

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в коммерческих предприятиях (ОАО, ООО):

1. Особенности формирования уставного капитала (акционерного капитала).

2. Основной вид деятельности, прочие виды деятельности.

3. Учётная политика ООО, ОАО.

4. Рабочий план бухгалтерских счетов ООО, ОАО.

5. Документооборот, система хранения и сдачи в архив документации.

6. Внутренняя структура предприятия (Филиалы, подразделения).

7. Система управления коммерческим предприятием.

8. Бухгалтерские регистры, формы отчётности.

9. Система учёта доходов, расходов. Расчёты с бюджетом по налогам и сборам.

Содержание преддипломной практики по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» в аудиторской фирме:

1. Цели, задачи, виды коммерческой деятельности аудиторской фирмы.

2. Структура внутренних отделов (служб) аудиторской фирмы.

3. Договор на проведение аудиторской проверки.

4. Услуги, предоставляемые аудиторскими фирмами.

5. Порядок формирования доходов и расходов аудиторских фирм.

6. Порядок налогообложения прибыли аудиторских фирм.

 

Рекомендуемая литература.

БУХУЧЁТ

1. Бухгалтерский учёт: Учебник для ВУЗов, под ред. Проф. Ю.А.Бабаева –

М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 476с.

2. Е.П. Козлова, Т.Н.Бабиенко, Е.Н.Галанина, Бухгалтерский учёт в организациях, 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.-800с.

3. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учёт: Учебное пособие – 4-е изд., переработ. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 640с.

АНАЛИЗ

  1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, 7-е издание, испр.- Мн.: Новое издание, 2002. – 704с.
  2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 471с.

АУДИТ

  1. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 655с.
  2. Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник. -2-е изд., доп. И перераб. –М.: ИНФРА – М, 2001г. - 352с.

Наши рекомендации