Основные принципы проведения аудита

Принципы, регулирующие аудит, делятся на две основные группы: профессиональной этики и методологические принципы.

Принципы профессиональной этики в обязательном порядке должны учитываться при проведении аудита.

Методологические принципы могут носить обязательный и рекомендательный характер. Обязательный или рекомендательный характер регламентируется конкретными стандартами аудита.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться аудитор, являются:

честность, объективность и независимость;

профессионализм и компетентность;

конфиденциальность.

Независимость, честность и объективность. При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц.

Профессионализм и компетентность. Аудитор должен обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности, знании и навыков для оказания аудиторских услуг.

Профессиональная компетентность делится на две стадии: приобретение профессиональной компетентности и поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.

Приобретение профессиональной компетентности предполагает наличие высшего экономического или юридического образования, стажа работы по специальности не менее пяти лет и лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

Поддержание профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством участия в семинарах по различным вопросам финансовой, экономической деятельности.

Конфиденциальность. Аудитор обязан строго соблюдать и хранить производственные и коммерческие секреты своих клиентов, ни в коей мере не разглашать их с тем, чтобы не нанести клиентам ущерба.

За разглашение секретов своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную ответственность перед коллегами согласно профессионально-этическим нормам.

Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Аудитор может сообщать информацию о деятельности контролируемого предприятия (фирмы) по просьбе руководящих органов фирмы, согласно решению общего собрания акционеров, в соответствии с решением суда, а также органам Государственной безопасности, если в процессе аудирования будут установлены факты нарушения государственной тайны

74. Аудиторское заключение: содержание и порядок составления

Аудиторское заключение - это официальный документ, основное назначение которого состоит в том, чтобы довести до пользователей информацию о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных ими финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудиторское заключение должно содержать: общие сведения об аудируемом лице и аудиторской организации; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; итоговую часть с выражением аудиторского мнения; подписи сторон.
Вводная часть аудиторского заключения должна содержать:
— перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода;
— заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В части, описывающей объем аудита дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; указывается на способ проведения аудита и его содержание; дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и другая, необходимая информация, предусмотренная Правилом.
В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, должно быть указано на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством, а также на достоверность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.
Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку или проводившим аудит, если проверку проводил один аудитор. Подписи должны быть скреплены печатью аудиторской организации (при ее наличии).
К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение.
Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации (при ее наличии) и (или) подписью руководителя аудиторской организации.
Аудиторское заключение составляется в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом.
Аудиторское заключение предоставляется пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном законодательством.
Аудиторское заключение по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности должно быть представлено инспекции Министерства по налогам и сборам в установленные законодательством сроки.
Аудиторское заключение может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным.

При проведении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения обязательна также, подготовка письменной информации (отчета) аудиторской организации по результатам проведения аудита.
В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита», утвержденном Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 г. № 128, такая информация должна быть четкой, краткой и содержательной, не иметь фактических неточностей. Различные уровни значимости сведений должны быть четко выделены.
В письменной информации аудиторская организация обязана указать все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом аудиторская организация вправе привести в письменной информации любые сведения, касающиеся аудиторской проверки и фактов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые сочтет целесообразным.
В письменной информации (отчете) приводятся реквизиты самого документа, аудируемого лица и аудиторской организации, общие сведения о проведении проверки.
В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:
- развернутая аргументация причин, приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;
- выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;
- выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и состоянии системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оценка (при возможности) количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и прогнозируемых показателей по результатам аудита;
- рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков;
- другие сведения, полученные в ходе аудита или предусмотренные договором оказания аудиторских услуг, а также сведения о количественном составе и структуре бухгалтерской службы аудируемого лица, способах ведения бухгалтерского учета, методике проведения аудита и другая информация, предусмотренная требованиями к содержанию письменной информации, предусмотренной правилом.
Письменная информация должна быть подписана всеми аудиторами, принимавшими участие в проверке. В случае, если аудиторскую проверку проводило несколько групп аудиторов, письменная информация может быть подписана их руководителями.
Письменная информация может быть передана только:
— лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;
— лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;
- любому другому лицу - в случае письменного указания, полученного аудиторской организацией от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика.
Письменная информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
По требованию аудиторской организации заказчик обязан представить ей копию письменной информации по результатам аудиторской проверки за предыдущий финансовый год. При этом необходимость соблюдения конфиденциальности относится также к письменной информации, подготовленной предшествующей аудиторской организацией.
Отказ заказчика в представлении письменной информации за предыдущий финансовый год может рассматриваться аудиторской организацией как ограничение объема аудита.

75. Порядок оформления результатов проверки.

Письменная информация (отчет) — это информация для руководства аудируемой организации в виде отчета аудитора по результатам проведения аудита.
Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:
• при проведении аудита, по итогам которого предусматривается составление аудиторского заключения;
• если это является условием договора оказания аудиторских услуг.
Требования к содержанию, форме и порядку подготовки письменной информации установлены правилами аудиторской деятельности «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита».
Если в аудиторском заключении содержится лишь мнение аудитора по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности с минимальными пояснениями, то в письменной информации представляется развернутое описание результатов аудита с обоснованием аудиторского мнения, цель которого — довести до руководства аудируемого лица или иных лиц, являющихся заказчиком аудита, следующую информацию:
• сведения о нарушениях порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, недостатках в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля аудируемого лица, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков;
• предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
По содержанию письменная информация очень близка к результативной части акта проверки, однако существуют и некоторые отличия. Так, в письменной информации указываются не все установленные в ходе аудита искажения и (или) нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а лишь те, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, В связи с этим аудиторская организация самостоятельно выбирает сведения, касающиеся аудиторской проверки, и факты финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые считает целесообразным привести в письменной информации. Если выявленные нарушения устраняются частично или в полном объеме в процессе аудита, то аудиторская организация может не включать их в письменную информацию.
Реквизиты письменной информации:
• исходящий номер и дата подписания;
• указание па лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;
• название документа;
• реквизиты аудиторской организации (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес аудитора — индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; сведения о включении в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций; учетный номер плательщика (УНП); фамилии и инициалы аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите; номера и даты выдачи квалификационных аттестатов аудиторов; при необходимости — распределение обязанностей аудиторов и специалистов в ходе проведения аудита);
• реквизиты аудируемого лица (наименование и юридический адрес либо фамилия, инициалы и адрес индивидуального предпринимателя; сведения о государственной регистрации; УНП; фамилии и инициалы должностных лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);
• основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);
• период времени, за который проводился аудит, даты его начала и завершения.
• далее располагается содержательная часть, в которой приводятся следующие обязательные сведения:
• подробное описание причин (факторов), приведших к условно положительному или отрицательному аудиторскому мнению, а также к отказу от его выражения либо к выражению безусловно положительного аудиторского мнения, с поясняющим пунктом о наличии серьезного сомнения в возможности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно;
• выявленные в ходе аудита нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядка совершения финансовых (хозяйственных) операций;
• выявленные в ходе аудита недостатки в организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• оценка (при возможности) количественного расхождения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и прогнозируемых показателей по результатам аудита;
• рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков;
• другие сведения, полученные в ходе аудита или предусмотренные договором оказания аудиторских услуг.
Помимо этого в письменную информацию допускается включать следующие сведения:
• описание количественного состава и структуры бухгалтерской службы аудируемого лица, способа ведения бухгалтерского учета;
• перечень основных областей и направлений бухгалтерского учета, подлежавших аудиту;
• пояснение о соответствии проверки, проведенной аудиторской организацией, правилам аудиторской деятельности, либо отметка об отклонениях от правил, если такие имелись (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку аудиторского заключения);
• характеристика методики проведения аудита (указание разделов бухгалтерского учета, проверенных сплошным методом и выборочно, описание построения аудиторской выборки);
• информация о ходе аудита;
• упоминание об особенностях проведения аудита;
• для аудируемого лица со сложной организационной структурой сведения о результатах проверок его филиалов, обособленных подразделений и дочерних организаций с точки зрения их влияния на итоги аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целом;
• перечень всех выявленных в процессе аудита недостатков, замечаний и рекомендации по их устранению;
• в случае, если аудит за текущий и предыдущий периоды проводился одной и той же аудиторской организацией, — анализ выполнения аудируемым лицом рекомендаций и замечаний, содержащихся в письменной информации за прошлый отчетный период.
Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или имеет ее угловой штамп. Содержательную часть следует разделять на главы в соответствии с перечнем вопросов, предусмотренных в плане аудита. Внутри каждой главы выявленные нарушения, указания на недостатки и замечания рекомендуется приводить в порядке убывания их существенности.
Если по результатам проверки отдельных вопросов не были установлены нарушения и недостатки, то в письменной информации следует указать: По данному вопросу нарушений не обнаружено.
Сведения, содержащиеся в письменной информации, должны отвечать требованиям краткости, четкости и точности. В необходимых случаях приводятся обоснования количественных расчетов и оценок, а также ссылки на законодательство.
В письменной информации обязательно указывается, какие из сделанных замечаний существенны, а какие нет, влияют ли они на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае выражения аудиторской организацией мнения, отличного от безусловно положительного, в письменной информации приводится развернутая аргументация его причин.
Сведения об однородных нарушениях могут группироваться в накопительных ведомостях и представляться в приложениях к письменной информации.
Письменная информация составляется в ходе аудита на основании рабочей документации аудитора с учетом требований, предъявляемых к официальной переписке. На завершающем этапе она направляется адресату:
• лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;
• лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;
• любому другому лицу — в случае письменного указания от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика.
Количество экземпляров письменной информации предусматривается договором, но не может быть менее двух. Первый экземпляр передается под роспись получателю, второй экземпляр с росписью получателя остается в аудиторской организации и приобщается к рабочей документации как обязательное приложение к аудиторскому заключению.
Письменная информация, как правило, подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в проверке, за исключением случаев, когда в аудите участвовало несколько групп аудиторов. Тогда достаточно подписей их руководителей.
Если у аудиторской организации имеются требования по устранению выявленных нарушений законодательства или внесению исправлений в данные бухгалтерского учета согласно перечню уточнений к составленной аудируемым лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности, то она может подготовить и передать под роспись получателю предварительный вариант письменной информации. В случае несогласия с мнением аудитора заказчик вправе составить письменный ответ с развернутыми возражениями, но аудиторская организация по собственному усмотрению решает, следует ли принимать во внимание точку зрения аудируемого лица.
Окончательный вариант письменной информации аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки, что и аудиторское заключение. В нем следует дать оценку исправлениям, сделанным по существенным замечаниям, которые содержались в предварительном варианте.
По согласованию с заказчиком, а также в случае отказа заказчика от получения письменной информации она может быть отправлена по почте или иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи. Несогласие заказчика с содержанием письменной информации не может служить основанием для отказа в ее получении.
В отношении письменной информации аудиторская организация обязана соблюдать принцип конфиденциальности. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче третьим лицам либо разглашению без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В то же время аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации, произошедшее по вине заказчика, так как он может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению.
Следует особо подчеркнуть, что по требованию аудиторской организации заказчик обязан предоставить ей копию письменной информации по результатам аудиторской проверки за предыдущий финансовый год.

Стандарты аудита.

Стандарты аудита определяют сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и необходимость в процессе работы аудиторов различных государств.

Они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне и обеспечивают сравнимость качества аудиторской работы.

Все стандарты аудита делят на следующие 3 группы:

  • 1. Общие стандарты.
  • 2. Стандарты практической работы.
  • 3. Стандарты заключения.

1. Общие стандарты:

  • - проверка должна проводиться лицом (лицами), которые имеют необходимую подготовку, квалификацию и лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточности своей компетенции. В РБ аудиторами могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт практической работы не менее 5 лет и сдавшие экзамен на право получения лицензии. Аудиторы, которые проводят проверки деятельности банков, получают лицензию в НБ;
  • - по вопросам, выполняемой работы точка зрения аудитора должна всегда оставаться независимой; для достоверности результатов аудиторской проверки необходим соответствующий уровень независимости от законодательной и исполнительной власти.

В РБ аудиторская проверка не может проводиться аудиторами, которые являются учредителями, собственниками, акционерами проверяемых предприятий, а также состоящими с заказчиками в близком родстве; аудиторскими организациями в отношении предприятий, которые являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками и наоборот; аудиторскими организациями в отношении предприятий, которые являются их филиалами, представительствами, дочерними компаниями; аудиторами, которые оказывали данному предприятию услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета;

  • - аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля на проверяемом объекте; если внутренний контроль не достаточен, то значит могли иметь место ошибки, подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном расходовании средств.

2. Стандарты практической работы:

  • - необходимо, чтобы работа аудиторов была хорошо спланирована;
  • - для определения объема аудиторской проверки необходимо изучить и проанализировать внутренний контроль и установить, насколько можно доверять его выводам;
  • - для того чтобы иметь убедительные основания для составления аудиторского заключения необходимо получить достаточно доказательные материалы; для этого используются обследования, проверки, наблюдения, опросы и другие формы и приемы документально- фактического контроля.

Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить твердое мнение о проверяемой информации и выявить скрытые клиентом обманы и ошибки.

3. Стандарты заключения:

  • - в заключении необходимо указать, как именно проверялись финансовые отчеты, и составлены ли они в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета;
  • - в отчете необходимо указать соблюдены ли установленные нормативы и правила ведения бухгалтерского учета;
  • - сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточно правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное;

отчет должен содержать заключение по поводу финансовых и бухгалтерских отчетов в целом или указание причины, по которой мнение аудитора не может быть выражено. Во всех случаях, когда аудитор подтверждает отчетность, дает отрицательное аудиторское заключение, или делает его с оговорками, заключение должно содержать четкое описание выполненной работы. Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и руководства предприятия возникли разногласия, аудитор обязан отразить это в отчете.

Наши рекомендации