Порядок наследования по ius civile
Универсальное преемство осуществляется (как по цивильному, так и по преторскому праву) либо по завещанию — ex testa-mento,либо без него — ab intestate(Gai., 2,99), а также (по преторскому праву) вопреки завещанию — bonorum possessio contra tabulis.
Права наследников без завещания представляют собой правовое ожидание, имеющее значение для третьих лиц уже при жизни de cuius (наследодателя) и прежде всего — для самого наследодателя, воля которого в распоряжении своим имуществом mortis causa связана правами таких наследников. Так, он не может обойти в завещании своих непосредственных подвластных (sui he-redes). Право на наследование становится правовым требованием (приобретенным правом) — ius succession!sс момента открытия наследства и призвания наследника к наследованию.
Открытие наследства (delatio hereditatis)— юридический факт, эффект которого состоит в возникновении у наследника возможности принять наследство. Возникает своеобразная юридическая ситуация, когда права de cuius лишены субъекта, но существует потенциальный преемник (heres), в пользу которого открылось наследство. Этимологически "hereditas" означает наличие квалификации "heres"(наследник), способность преемст-вовать. Таким образом, призвание к наследованию— это один из необходимых аспектов открытия наследства. Если наследники по завещанию призываются к наследству под условием, то наследство считается открытым с момента реализации условия.
У лиц, обладающих преимущественным правом на наследование по ius civile, — наследников из подвластных (sui heredes)— права на наследование совпадают с обязанностью наследовать: они не могут отказаться от наследства и считаются необходимыми наследниками (heredes sui et necessarii, — Gai., 2,156—157). Необходимым наследником (heres necessarius, — Gai., 2,153) является также раб, назначенный в завещании наследником и одновременно отпущенный на волю (manumissio testamento).
Наследство открывается в пользу определенных лиц, действия которых по принятию наследства (aditio hereditatis)приводят
Глава 1. Универсальное преемство mortis causa
к тому, что права наследодателя обретают нового субъекта и ситуация наследования исчерпывается. Классические юристы именуют его "heres" для того, чтобы указать лицо, ответственное по долгам наследодателя, тогда как наследственных прав у него уже нет. В дальнейшем наследство может переходить к другим лицам, но это будет уже другое преемство другому лицу.
Если лицо, в пользу которого открылось наследство, умрет до его принятия, наследство становится вакантным. В случае сонаследования вакантная доля отходила к другим наследникам (ius adcres-cendi). Только в постклассическую эпоху было сделано исключение для случаев, когда наследник, не успевший принять наследство, умирал, не достигнув годовалого возраста. Тогда право принять наследство переходит к отцу младенца — transmissio ex capite infantiae (трансмиссия наследства).При Феодосии II (С.6,52,1 а.450) был предусмотрен переход наследственных прав лица, назначенного наследником его восходящим и умершего до того, как было вскрыто завещание, к его нисходящим (ex iure sanguinis) — transmissio Theodosia-na. Наконец, Юстиниан (С.6,30,19 а.529) установил, что наследники лица, умершего, не успев принять наследство, могут принять его в течение года с того момента, как к нему поступило известие об открытии наследства в его пользу, — transmissio Iustinianea.
Право на принятие наследства можно было уступить другому лицу в форме процессуальной цессии — in iure cessio hereditatis(GaL, 2,34—37; 3,85—87). Hereditas при этом отчуждается в качестве ius successionis (как субъективная юридическая ситуация), так что наследником (heres) становится приобретатель. Необходимые наследники и наследники, назначенные по завещанию, не имели права уступать hereditas до ее принятия. После принятия наследства in iure cessio hereditatis переносит только res corporales, входящие в наследственную массу, тогда как лицо, принявшее наследство, остается heres и отвечает по долгам наследодателя. Цессия требований и обязательств достигалась посредством процессуального представительства (GaL, 2,38). Уступать принятое наследство могли добровольные наследники ab intestato и посторонние для семейства наследодателя лица (extranei), назначенные наследниками по завещанию. Наследники из подвластных (sui heredes), по мнению сабинианцев (Gai., 2,35), не имели права цедировать hereditas даже после ее принятия.
Необходимые наследники (как по закону, так и по завещанию) преемствовали ipso iure — без специального акта принятия наследства (Gai., 2,157; Gai. D.38,16,14; Paul., Sent., 4,8,5), так что
Раздел IX. Наследственное право
преемство происходило без hereditas1 и право собственности de cuius просто продолжалось в лице преемника ("continuatio domi-nii", — Paul. D.28,2,11; Paul., Sent, 4,8,6; Coll., 16,3,6; 1.3,1,3). При наследовании посторонних, после открытия наследства hereditas (как объект) не принадлежит никому. Эту ситуацию prudentes называют "лежачее наследство" (hereditas iacens).
*•• Пока наследство не принято, юридическая ситуация de cuius (ius defuncti) остается без субъекта, но продолжает участвовать в обороте. Так, раб, входящий в состав наследства (servus heredita-rius), может получать исполнение по требованиям наследодателя, делать другие приобретения, увеличивая тем самым наследственную массу (D.28,5,31,1; 41,1,33,2)2, но может совершать и правонарушения, так что на стороне будущего преемника возникнет нок-сальная ответственность. Наследственные вещи могут также подвергаться повреждениям со стороны третьих лиц, в результате чего в составе наследственной массы возникнет требование ех delicto (Cels. D.9,2,13,2); возможно ведение дел наследства третьим лицом — negotiorum gestio; наконец, в составе наследства могла быть идеальная доля на какую-либо вещь в общей собственности (communio incidens), так что в отношении ее продолжалось приобретение прав и обязанностей. По мнению Юлиана, получившему широкое признание, hereditas iacens воплощала лицо наследодателя — persona defuncti (D.41,1,34).
Для того чтобы стать преемником (heres в смысле "dominus"), добровольный наследник должен был принять наследство. Aditio hereditatis осуществлялась либо посредством торжественного заявления о принятии — cretio(Gai., 2,166), либо путем pro herede gestio— поведения, выражающего намерение принять наследство. Если наследодатель специально не предписывал наследнику совершить cretio (обычно с указанием срока), то наследник имел свободный выбор между двумя формами (Gai., 2,167). Cretio выходит из употребления к концу классической эпохи и формально отменяется в 407 г. (С.6,30,17). Pro herede gerere отныне включает в себя заявление о принятии (1.2,19,7). Изначально действия в
1 Paul. D.28,2,11: "...ut nulla videatur hereditas fuisse, quasi olim hi es-
sent, qui etiam vivo patre quodammodo domini existimantur" — "...что
считается, что и не было никакого наследования, будто впредь собствен
никами будут те, кто уже при жизни домовладыки рассматривались как
некоторым образом собственники". Совпадение юридической ситуации
sui с их pater, отмечаемая классиками как внешнее проявление единства
domus и familia, исключает саму идею приобретения при "домашнем
наследовании" (ср. Gai., 2,157: "domestici heredes").
2 Servus hereditarius, правда, не мог без приказа господина приоб
ретать наследство, установленное в его пользу: следовало дождаться на
следника (D.41,1,61 pr).
Глава 1. Универсальное преемство mortis causa
качестве наследника предполагали распорядительную активность, направленную на наследственные вещи, то есть демонстрацию полномочий, отличающих домовладыку. Древние ("antiqui", — Fest., p.88 L) понимали pro herede gerere как pro domino gerere (действовать в качестве господина). В этой интерпретации сказалось оригинальное значение heres как добровольного претендента на роль домовладыки, в отличие от преемника из подвластных, вступавшего на место домовладыки (successio in locum) без завещания (ab intestato) автоматически (ipso iure) в момент смерти de cuius. Наследники из подвластных первоначально наследовали независимо от своей воли.
Претор предоставил им beneficium abstinendi— право воздержаться от невыгодного наследства (Gai., 2,158; Ulp., Reg., 22,24). В случае сомнений в ценности наследственной массы наследник пользовался правом на размышление — ius deliberandi, выражавшимся в том, что в течение определенного срока (обычно 100 дней) наследник не считался отказавшимся от наследства, даже если он никак не выражал намерения его принять. В классическую эпоху по истечении tempus ad deliberandum наследник считался отказавшимся от наследства; Юстиниан увеличивает нормальный срок до 9 месяцев (в некоторых случаях — до года), но считает наследство принятым, если в течение этого времени не последовало открытого отказа (С.6,30,22,13—14 а.531). Решение было проникнуто заботой о кредиторах наследства.
Если от наследства отказывался долевой посторонний наследник, то судьба его доли уподоблялась caduca— доле, которая не была принята лицом, лишенным наследственных прав (inca-рах)по законам Юлия и Папия (lex Iulia et Papia Poppaea). Судьба такого наследства не подчинялась обычным правилам о сонаследовании: caduca отходили только к сонаследникам, имевшим законных детей; в их отсутствие — к отказопринимателям, также непременно с потомством; в отсутствие таковых — в казну (аега-rium populi Romani, начиная с Каракаллы — fiscus). Для истребования этой доли указанные лица были управомочены на специальный иск — vindicatio caducorum.
§3. Защита наследственных прав
Права цивильного наследника защищались виндикационным иском о наследстве (vindicatio hereditatis), который обычно называют hereditatis petitio.Требование могло быть предъявлено в форме agere in rem per sponsionem, сопровождаемой sponsio prae-iudicialis, решение по поводу которой выносилось в судах центум-виров, где процесс велся в режиме legis actio Sacramento in perso-
Раздел IX. Наследственное право
nam. В рамках процесса per formulas иск вчинялся в форме per formulam petitoriam. Пассивно управомоченным на hereditatis petitio признавался всякий владелец наследственной массы или отдельной наследственной вещи, владевший pro herede или pro possessore (D.5,3,9 — 13 pr). Gai., 4,144:
Pro herede autem possidere Считается, что владеет в каче-
videtur tarn is qui heres est, стве наследника как тот, кто
quam is qui putat se heredem является наследником, так и тот,
esse: pro possessore is кто думает, что он является
possidet qui sine causa наследником; в качестве владельца
aliquam rem hereditariam vel владеет тот, кто без какого-либо
etiam totam hereditatem основания владеет какой-либо
sciens ad se поп pertinere наследственной вещью или даже
possidet. всем наследством, зная, что оно
ему не принадлежит.
Если при этом владение опиралось на какое-либо иное правовое основание (pro emptore, pro donato, pro legato и т. д.), следовало вчинить обычный виндикационный иск. На hereditatis petitio был также пассивно управомочен — в качестве possessor iuris (владельца правами) — должник наследодателя или самой here-ditas, претендовавший на то, чтобы быть наследником (D.5,3,13,15). По иску об истребовании наследства отвечает также тот, кто утратил владение наследственной вещью, получив за нее вознаграждение, которое и становится предметом требования (pretium succedit in locum rei — цена заменяет вещь).
Осужденный по иску об истребовании наследства обязан вернуть победителю процесса не только само наследство со всеми приращениями, но и все приобретенное им при помощи наследства.
В 129 г., в консульство Ювенция Цельса, было принято SC Iuventianum, которое модифицировало режим vindicatio caduco-rum, но положения которого были вскоре распространены на hereditatis petitio. Отныне к ответственности привлекался даже тот владелец, который умышленно утратил владение до litis contes-tatio ("qui dolo fecit quo minus possideat", — D.5,3,25,5). Позже этот принцип был применен и к rei vindicatio (Paul. D.6,1,27,3). На основании SC Iuventianum добросовестный владелец, утративший владение наследственной вещью, отвечал в объеме своего обогащения (in id quod locupletior factus est). Наконец, ответчик по иску о наследстве обязывался также вернуть плоды, собранные
Глава 1. Универсальное преемство mortis causa
до litis contestatio (D.5,3,20 pr-3), что соответствовало представлениям о hereditas iacens, но нарушало принципы вещного иска.
Эти и другие отступления от режима actiones in rem (такие, как взыскание с должника наследства) позволили Ульпиану заключить, что hereditas petitio допускает взыскание и некоторых личных требований ("praestationes quosdam personales", — D.5,3,25,18). Юстиниан включил иск в категорию iudicia bonae fidei (1.4,6,28).