Анализ власти и методы влияния, используемые в целях управления персоналом
Для того чтобы оценить использование власти и личного влияния менеджеров туристской организации в «Артель Тур» был проведен анонимный опрос 10 сотрудников. Анкета, в соответствии с которой осуществлялся опрос персонала «Артель Тур», приведена в приложении. В ней содержалось 6 вопросов, направленных на выявление способов управленческого воздействия, применяемых в практике менеджмента УП «Артел Тур».
Вопрос 1: «Оцениваете ли Вы своего начальник как эксперта в своей области?».
В соответствии с полученными данными 8 человек (80%) считают своего начальника экспертом в своей области, еще 2 человека (20%) считают, что их начальник недостаточно квалифицирован (рисунок В.1).
Таким образом, подавляющее большинство работников признают достаточность подготовки, уровня образования, опыта и наличие профессиональных знаний у своего руководителя. Следовательно, большинство руководителей УП «Артел Тур» обладают экспертной властью над подчиненными. Вместе с тем не все подчиненные признают своего руководителя в качестве эксперта, в связи с чем менеджерам УП «Артел Тур» необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации для достижения большего уважения в глазах подчиненных.
Вопрос 2: «Берете ли Вы личный пример в работе со своего руководителя?».
В соответствии с полученными данными половина работников УП «Артел Тур» время от времени берет пример в работе со своего руководителя (рисунок В.2). Таким образом, отдельные руководители УП «Артел Тур» обладают достаточной харизмой, чтобы своим поведением подавать пример подчиненным. Вместе с тем наличие власти примера присуще не всем руководителям туристской организации.
В целом можно сделать вывод о том, что власть большинства менеджеров УП «Артел Тур» имеет под собой личностную основу. Об этом свидетельствуют ответы на первые два вопроса. Организационная основа власти в УП «Артел Тур» закреплена организационной структурой, должностными инструкциями и положениями о соответствующих отделах и службах.
Вопрос 3: «Как часто Ваш руководитель задействует административный ресурс для воздействия на подчиненных?».
Результаты ответа на данный вопрос отображены на рисунке В.3.
Как следует из данных, представленных на рисунке В.3, половина опрошенных утверждает, что их руководитель лишь изредка прибегает к использованию административного ресурса для воздействия на подчиненных. 30% опрошенных (3 человека) считают, что их руководитель часто используют административный ресурс для воздействия на подчиненных, еще 20% (2 человека) затруднились ответить на данный вопрос.
Не слишком частое использование административного ресурса отчасти объясняется небольшим размером организации, поэтому в большинстве случаев менеджерам УП «Артел Тур» достаточно устной просьбы для выполнения задания.
Вопрос 4: «Как часто Ваш руководитель использует экономические стимулы для воздействия на подчиненных?».
Результаты ответа на данный вопрос проиллюстрированы на рисунке В.4.
Как следует из данных, представленных на рисунке В.4, половина опрошенных утверждает, что их руководитель часто прибегает к использованию экономических стимулов для воздействия на подчиненных. 30% опрошенных (3 человека) считают, что их руководитель иногда используют экономические стимулы для воздействия на подчиненных, еще 20% (2 человека) затруднились ответить на данный вопрос.
Вопрос 5: «Как часто Ваш руководитель использует социально-психологические методы для воздействия на подчиненных?».
Результаты ответа на данный вопрос проиллюстрированы на рисунке В.5.
Данные, представленные на рисунке В.5, свидетельствуют о том, что 60% опрошенных (6 человек) утверждают, что их руководитель часто пользуется социально-психологическими методами для воздействия на подчиненных, 30% опрошенных (3 человека) считают, что их руководитель иногда использует социально-психологические методы для воздействия на подчиненных, еще 10% (1 человека) затруднились ответить на данный вопрос.
Таким образом, в УП «Артел Тур» менеджеры прибегают преимущественно к социально-психологическим и экономическим методом для воздействия на подчиненных, а административный ресурс используют лишь при необходимости.
Вопрос 6: «Выберите, какие из способов управленческого воздействия наиболее часто использует Ваш руководитель?». На данный вопрос опрашиваемым можно было выбирать несколько вариантов ответа.
Результаты ответа на шестой вопрос проиллюстрированы на рисунке В.6.
Как следует из данных, представленных на рисунке 10, 90% опрошенных (9 человек) отметили, что наиболее часто их руководитель прибегает к просьбам, 70% (7 человек) считают, что их руководитель часто прибегает к убеждению. Далее по убыванию следуют следующие методы управленческого воздействия: внушение – 30% (3 человека), подкуп – 30% (3 человека), приказ – 20% (2 человека), угрозы – 10% (1 человек).
Таким образом, менеджеры УП «Артел Тур» для управленческого воздействия на подчиненных наиболее часто прибегают к просьбам и убеждению. Данные формы управленческого воздействия считаются наиболее эффективными.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что власть большинства менеджеров УП «Артел Тур» имеет под собой личностную основу. Организационная основа власти в УП «Артел Тур» закреплена организационной структурой, должностными инструкциями и положениями о соответствующих отделах и службах.
Менеджеры УП «Артел Тур» прибегают преимущественно к социально-психологическим и экономическим методом для воздействия на подчиненных, а административный ресурс используют лишь при необходимости.
Для управленческого воздействия на подчиненных менеджеры УП «Артел Тур» прибегают к его наиболее эффективным формам – просьбам и убеждению.
В дальнейшем руководству УП «Артел Тур» для совершенствования использования власти и личного влияния на подчиненных следует продумать мероприятия по более эффективному использованию экономических стимулов для персонала и повышения собственной квалификации для усиления личной основы власти.