Глава Б «Счета доверительного управления»

Счет начинается с цифры 8.

Бухучет трастовых сделок осуществляется обособленно на специальных счетах. Сделки по доверительному управлению учитываются только между этими счетами и внутри этих счетов, по которым формируется отдельный баланс.

При присвоении номеров счетов также применяется трехзначная нумерация счетов первого порядка и пятизначная второго порядка, разделы отсутствуют.

Например, счет 801 «Касса» предназначен для отражения наличных денег, поступивших по договорам доверительного управления (полученных в ходе их выполнения), а также выдаваемых из кассы. Счет активный.

Счета главы Б работают в банках, исполняющих по трастовым соглашениям функции доверительных управляющих.

Глава В «Внебалансовые счета»

Счета главы В и остальных глав начинаются с цифры 9.

Счета главы В применяются для отражения сделок, ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса банка по балансовым счетам, а также — бланков строгой отчетности, бланков акций, других документов и ценностей.

Внебалансовые счета (так же, как и балансовые) подразделяются на 7 разделов, на счета первого и второго порядка.

По экономическому содержанию разделены на активные и пассивные, учитываются также методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные — со счетом 99998, которые ведутся только в рублях.

Двойная запись может также использоваться при переводе денег с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного — на другой пассивный счет.

При переоценке остатков на внебалансовых счетах при изменении курсов инвалют по отношению к рублю, активные счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные — с 99998.

Например, счет 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».

Глава Г «Срочные операции»

На счетах учитываются операции приобретения – реализации различных финансовых активов (драгметаллов, ценных бумаг, инвалюты и рублевых средств), по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. Сделки отражаются здесь с дат заключения до наступления первой по срокам даты расчетов,

В учете сделки группируются на сделки с резидентами и нерезидентами, а также на срочные и наличные в соответствии порядком, утверждаемыми нормативными актами Банка России Образующиеся при заключении сделок приобретения – реализации обязательства отражаются на пассивных счетах, требования — на активных.

Требования и обязательства по сделкам с различными срок ми выполнения отражаются на отдельных счетах второго порядка по срокам от даты заключения сделки до исполнения соответствующего требования и обязательства. По мере изменения сроков, оставшихся до даты исполнения требования или обязательства, осуществляется перенос сумм на соответствующие счета второго порядка.

В день наступления первой по срокам даты расчетов отражение сделки на счетах главы Г «Срочные операции» прекращается с началом учета в установленном порядке на балансовых счетах. Например, счет 93301 «Требования по поставке денежных средств со сроком исполнения на следующий день».

Глава Д «Счета депо»

На счетах главы Д отражаются депозитарные операции. Счета

первого порядка и разделы отсутствуют, имеются только счета

второго порядка.

На счетах депо учитываются депозитарные сделки с эмиссионными ценными бумагами любых форм выпуска, депозитарные сделки с неэмиссионными ценными бумагами, эмитированными в установленной законодательством форме и порядке. На счетах депо отражаются ценные бумаги, сданные банком его клиентами:

1 для хранения и (или) учета;

2 для проведения трастовых операций;

3 для проведения брокерских сделок;

4 для проведения иных операций;

5 а также ценные бумаги, принадлежащие банку на праве собственности или ином вещном праве.

В рамках аналитического счета депо функционируют лице-вые счета. Лицевой счет депо это минимальная неделимая структурная единица депозитарного учета, где отражаются ценные бумаги одного выпуска с одинаковым набором допустимых депозитарных операций.

Отражение ценных бумаг на счетах депо производится в штуках. Дополнительно к этому они учитываются в единицах номинала ценных бумаг данного выпуска,

Ценные бумаги на счетах депо отражаются двойной записью по пассиву депо — по владельцам и по активу-депо — по местам хранения. Каждая ценная бумага в аналитическом учете должна учитываться дважды: один раз на пассивном счете депо — счете депонента, и второй — на активном счете депо — счете места хранения. Например, счет 98000 «Ценные бумаги на хранении в депозитарии».

Тема 2.2. Организация аналитического и синтетического учета

План

1. Организация аналитического учета

2. Организация синтетического учета

Цель: рассмотреть порядок ведения аналитических и синтетических документов учета

Студент должен:

Знать:

- порядок открытия и ведения лицевых счетов;

- порядок ведения регистров синтетического учета

1. Организация аналитического учета

Банковский учет подразделяется на аналитический и синтетический.

Рассмотрим документы аналитического учета:

Лицевые счета. Лицевым счетам присваиваются наименова­ния и номера.
Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается но­вым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, за­крытых в отчетном году. В лицевых расчетах должны показывать­ся: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каж­дому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточ­ках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, ка­талогов), сформированных с использованием средств вычисли­тельной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы — отдельно по дебету и кредиту, остаток и др.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банков­ской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия бан­ком счетов клиентов как в рублях, так и в иностранной валюте устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформ­ления документов, оформляет договор банковского счета. Сфор­мированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела может уста­навливаться внутренним регламентом кредитной организации.
Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела — в зависимости от порядка, установленного в банке) представляется распоряжение руково­дства банка об открытии счета с приложением карточки образ­цов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и да­та договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету. Распоряжение после открытия счета с отмет­кой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело кли­ента.

Необходимое количество экземпляров карточек образцов подписей и печати для использования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.
Открытые клиентам счета регистрируются в книге регистра­ции открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

- дата открытия счета;

- дата и номер договора об открытии счета;

- наименование клиента;

- наименование (цель) счета;

- номер лицевого счета;

- порядок и периодичность выдачи выписок по счету;

- дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;

- дата закрытия счета;

- примечание.

В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные, страницы, которые пронумеро­вываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверя­ется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хра­нится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).
Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением положений Гражданского кодекса Российской Фе­дерации (гл. 44). Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.
Если законодательством Российской Федерации не преду­сматривается сообщать налоговым органам, внебюджетным фондам об открытии счета, то в книге регистрации счетов в гра­фе «дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета» делается надпись «не требуется».

Лицевые счета, открываемые не клиентам, а для учета иму­щества, расчетов, участия капитала, доходов, расходов, резуль­татов деятельности и т.п., также регистрируются в книге регист­рации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Учетной политикой кредитной организации может быть пре­дусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в элек­тронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанк­ционированного доступа. В этом случае из ЭВМ ежедневно рас­печатываются отдельные ведомости вновь открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое чис­ло года, следующего за отчетным, а при необходимости — в другие сроки в течение года ведущаяся в ЭВМ книга регистра­ции счетов выдается на печать. Отдельные листы книги сшива­ются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписыва­ются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации действующих счетов сверяется с ведомостями открытых и за­крытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписыва­ется главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости кредитная организация может вести не­сколько книг регистрации счетов по потребности банка с обяза­тельной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам.

Внесение изменений в книгу учета лицевых счетов клиентов может осуществляться только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.
После открытия счета завизированные главным бухгалтером или его заместителем либо другим лицом, которому предостав­лено это право, карточки образцов подписей и оттиска печати с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок сче­та (распорядителям счета по доверенности, которая хранится вместе с карточкой образцов подписей, почтой, через специаль­ные абонентские ящики ежедневно, один раз в 3, 5, 10 и т.д. дней) передаются соответствующим работникам банка.

При временной замене документов (карточек с образцами подписей, печати и др.) по действующим счетам клиентов доку­менты принимаются главным бухгалтером или по его поручению заместителем главного бухгалтера либо начальником отдела, ко­торые проверяют документы и заверяют их своей подписью.

В случае закрытия счета, а также при изменении наименова­ния предприятия, организации, учреждения либо номера счета владелец счета обязан возвратить кредитной организации чеко­вые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и ко­решками при заявлении, в котором указываются номера возвра­щаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете на день закрытия и указание, куда перечислить остаток средств.
Лицевые счета клиентов печатаются применительно к дейст­вующим формам бланков в двух экземплярах, которые переда­ются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки кли­енту.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в ви­де электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использовани­ем средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов,- выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки.

Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сро­ки, указанные в карточках Образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работни­ком ставится штамп «Выписка выдана за «__»_________20__ г.

в порядке________________.

Подпись работника кредитной организации_______ .

Дата «__»________.. 20_ _ г.

Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счетом (один из них). В других случаях отступление от согласо­ванного с клиентом порядка может разрешить главный бухгал­тер, его заместитель, начальник отдела.

По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.
На документах, прилагаемых к выпискам, должен простав­ляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, ко­торые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ста­вится. В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы:

- подписываются аналогами собственноручной подписи упол­номоченного лица;
- содержат дату провода документа по лицевому счету.
Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземп­ляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпис­кам из счетов клиентов, уже снабженные штампом банка на ран­ней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденны­ми.

Письменные и устные справки о совершаемых операциях по счетам выдаются только в случаях, предусмотренных Федераль­ным законом «О банках и банковской деятельности» и другими законодательными актами.

В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дуб­ликат может быть выдан клиенту только с письменного разре­шения руководителя банка или его заместителя по заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организа­ции, физическим лицом — владельцем счета. На титульной час­ти дубликата делается надпись:

«Дубликат выписки за «__»____________20__ г.».

Дубликаты выписок из лицевых счетов составляются на бланках лицевых счетов с защитной сеткой. Если имеется техни­ческая возможность, дубликаты выписок из лицевых счетов мо­гут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксероко­пии.
Дубликат выписки подписывается бухгалтерским работником и главным бухгалтером или его заместителем, или начальником отдела, скрепляется оттиском печати банка и выдается предста­вителю клиента под расписку на заявлении.

На титульной части лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись:
«__»__________200_ г. Выдан дубликат выписки».

Эта надпись скрепляется подписями главного бухгалтера или его заместителя.
После выдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сда­ются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обя­зательным дублированием как минимум на двух различных но­сителях и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ве­домость составляется ежедневно. По решению руководства кре­дитной- организации ведомость остатков в разрезе лицевых сче­тов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.

Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.' Ведомость ведется по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.

2.Организация синтетического учета

Основным документом синтетического учета является банковский баланс.

Рассмотрим документы (регистры) синтетического учета.

Ежедневная оборотная ведомость. Ежедневная оборотная ве­домость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квар­тальные и годовые даты — нарастающими оборотами с начала года.

Ежедневный баланс. Ежедневный баланс по операциям, со­вершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной Банком России.

Балансы и оборотные ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером или по их поручению — заместителями.
Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков разме­щенных (привлеченных) средств подписываются после рассмот­рения главным бухгалтером или по его поручению — заместите­лем главного бухгалтера.

Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспе­чением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник банка должен сверить:

- соответствие остатков по счетам второго порядка, отражен­ным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отражен­ным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.
О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.
При выявлении расхождений выясняются причины этого рас­хождения и принимаются меры к их устранению. Если необхо­димо сделать исправительные проводки, то они делаются в уста­новленном порядке.

Исправление ошибки совершается в момент ее обнаружения. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие разделы включены в главу В действующего плана счетов?

2. Для каких операций служат счета главы Д?

3. Какие функции выполняет аналитический учет в банке?

4. Какую структуру имеют номера открываемых банком лицевых счетов?

5. В каком разделе балансовых счетов отражаются операции по начислению заработной платы сотрудникам банка?

6. Какой раздел плана счетов служит для отражения операций кредитования клиентов?

7. Какой счет в составе шестого раздела балансовых счетов показывает остаток средств по совершенной банковской операции

8. В каком разделе отражается счет, где учитываются кредиты, полученные от иностранных банков?

9. Какой документ синтетического учета входит в состав бухгалтерской отчетности?

Литература:

Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N385-П)(ред.от05.12.2013)

Практическая работа

Методические указания

Наши рекомендации