При недостаче денег в кассе 20 страница
Как отразить выручку комитенту, если посредник в расчетах участвует, покажет пример.
Пример. В январе АО "Актив" (комитент) передало на реализацию товар фирме-посреднику по договору комиссии. Себестоимость товара составляет 5500 руб. Его продажная цена, указанная комитентом в договоре, - 9000 руб. (в т.ч. НДС - 1373 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 10% от стоимости проданного товара и составляет 900 руб. (в т.ч. НДС - 137 руб.). По условиям договора оплата за товар поступает от покупателей на расчетный счет посредника (посредник в расчетах участвует). После получения денег комиссионер перечисляет выручку на расчетный счет "Актива" за вычетом своего комиссионного вознаграждения. Товар был продан в январе.
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 45 Кредит 41
- 5500 руб. - передан комиссионеру товар на реализацию;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 9000 руб. - отражена выручка от продажи товара в момент принятия комитентом отчета комиссионера о реализации;
Дебет 90-2 Кредит 45
- 5500 руб. - списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 1373 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 44 Кредит 76
- 763 руб. (900 - 137) - начислено комиссионное вознаграждение;
Дебет 19 Кредит 76
- 137 руб. - учтен НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 137 руб. - принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 763 руб. - списано комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 1364 руб. (9000 - 1373 - 5500 - 763) - отражен финансовый результат;
Дебет 76 Кредит 62
- 900 руб. - произведен зачет взаимных требований на сумму комиссионного вознаграждения;
Дебет 51 Кредит 62
- 8100 руб. (9000 - 900) - поступила комитенту от посредника выручка от продажи товаров за вычетом комиссионного вознаграждения.
По строке 2110 отчета о финансовых результатах за отчетный год комитент отразит выручку в размере 8 тыс. руб. (7627 = 9000 - 1373).
Как отразить выручку комитенту, если посредник в расчетах не участвует, покажет другой пример.
Пример. Сохраним условия предыдущего примера с той разницей, что оплата от покупателей поступает на расчетный счет "Актива" (посредник в расчетах не участвует).
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 45 Кредит 41
- 5500 руб. - передан товар на реализацию комиссионеру;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 9000 руб. - отражена выручка за проданный товар в момент утверждения комитентом отчета комиссионера о реализации;
Дебет 90-2 Кредит 45
- 5500 руб. - списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 1373 руб. - начислен НДС;
Дебет 44 Кредит 76
- 763 руб. (900 - 137) - начислено комиссионное вознаграждение посреднику;
Дебет 19 Кредит 76
- 137 руб. - учтен НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 137 руб. - произведен вычет НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 51 Кредит 62
- 9000 руб. - поступила оплата от покупателей на расчетный счет "Актива";
Дебет 76 Кредит 51
- 900 руб. - перечислено вознаграждение комиссионеру;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 763 руб. - списаны затраты по договору комиссии;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 1364 руб. (9000 - 1373 - 5500 - 763) - отражен финансовый результат.
По строке 2110 отчета о финансовых результатах за отчетный год комитент отразит выручку в сумме 8 тыс. руб. (7627 = 9000 - 1373).
Товары, принятые от комитента, посредник учитывает на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию". Товары числятся на нем в ценах, указанных в товаросопроводительных документах.
Эту операцию отражают проводкой:
Дебет 004
- приняты на комиссию товары.
После отгрузки товаров конечному покупателю нужно сделать запись:
Кредит 004
- отгружены товары покупателю.
Поскольку товары не принадлежат комиссионеру и их продажа не является для него реализацией, в отчете о финансовых результатах по строке 2110 комиссионер отразит только сумму своего вознаграждения без НДС (кредит субсчета 90-1 "Выручка" за вычетом суммы по дебету субсчета 90-3 "Налог на добавленную стоимость").
Порядок учета у комиссионера зависит от того, участвует он в расчетах или нет, то есть деньги за товар поступают на его расчетный счет (в кассу) или на расчетный счет (в кассу) комитента. Комиссионер, который в расчетах участвует, должен сделать проводки:
Дебет 51 (50) Кредит 62
- поступила от покупателей оплата за отгруженный товар;
Дебет 62 Кредит 76
- средства покупателей признаны средствами комитента.
Затем делают записи:
Дебет 76 Кредит 51
- перечислена комитенту выручка за вычетом удержанного комиссионного вознаграждения;
Дебет 76 Кредит 90-1
- отражена выручка комиссионера;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС с комиссионного вознаграждения.
Вся выручка, полученная по посредническим операциям, является доходом комитента, включая дополнительную выгоду. Выгода возникает, если сделка совершена на лучших по сравнению с договором условиях (например, товары проданы дороже, чем поручено). Заказчик и посредник должны разделить "сверхплановые" деньги поровну (ст. 992 ГК РФ), если договор не предусматривает других условий.
Если комиссионер в расчетах не участвует, то учет он ведет так:
Дебет 76 Кредит 90-1
- отражена выручка комиссионера;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- начислен НДС;
Дебет 51 (50) Кредит 76
- поступило от комитента комиссионное вознаграждение.
Как отразить выручку посреднику, если он в расчетах не участвует, покажет пример.
Пример. АО "Актив" является посредником и продает товары по договору комиссии.
В отчетном году комитент передал "Активу" товары, которые тот должен продать за 9000 руб. (в т.ч. НДС - 1372,88 руб.). Комиссионное вознаграждение установлено в размере 10% от стоимости товара и составляет 900 руб. (в т.ч. НДС - 137 руб.). Расходы "Актива" составили 20 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 004
- 9000 руб. - принят товар на основании приемо-сдаточного акта;
Кредит 004
- 9000 руб. - отгружен товар покупателю;
Дебет 76 Кредит 90-1
- 900 руб. - начислено комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 137 руб. - начислен НДС;
Дебет 51 Кредит 76
- 900 руб. - поступило на расчетный счет "Актива" комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-2 Кредит 26
- 20 руб. - списаны расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 743 руб. (900 - 137 - 20) - отражен финансовый результат.
По строке 2110 отчета о финансовых результатах за отчетный год бухгалтер "Актива" должен отразить сумму выручки в размере 1 тыс. руб. (763 = 900 - 137).
Договор поручения
По договору поручения поверенный (посредник) за вознаграждение обязуется совершить за счет доверителя (заказчика) те или иные юридические действия (например, представлять интересы доверителя в суде). В отличие от договора комиссии посредник действует от имени доверителя. Если посредник не может выполнить поручение лично, он прибегает к передоверию. Все права и обязанности по договору поручения принадлежат доверителю. Этим договор поручения также отличается от договора комиссии.
Поверенный не привлекается для совершения сделок (практических действий) - например, купли-продажи товаров от имени доверителя.
Агентский договор
По агентскому договору агент (посредник) обязуется за вознаграждение совершить по поручению принципала (заказчика) те или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Если агент действует от своего имени, то его взаимоотношения с принципалом строятся так же, как и по договору комиссии. Если же агент действует от имени принципала, то к агентскому договору применяются правила, действующие для договора поручения.
Порядок отражения в учете выручки по агентскому договору такой же, как и по договору комиссии.
Обратите внимание: помимо уплаты вознаграждения, принципал должен возместить агенту все расходы, связанные с исполнением договора (ст. 1011, п. 2 ст. 975, ст. 1001 ГК РФ). Поэтому если в договоре указано, что расходы на исполнение поручения принципала несет агент, действующий от своего имени, то данное положение договора считается недействительным.
Денежные средства, которые агент получил в качестве компенсации затрат по договору, выручкой не считаются. Поэтому они по кредиту счета 90 "Продажи" не учитываются. В учете агента такие расходы отражают проводками:
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены услуги организаций, связанные с исполнением договора (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 60
- предъявлены принципалу расходы, подлежащие возмещению (с учетом НДС);
Дебет 51 Кредит 76
- получена от принципала компенсация расходов по агентскому договору (с учетом НДС).
Агент должен документально подтвердить все расходы, произведенные им по договору. Иначе сумма их компенсации будет считаться безвозмездно полученными средствами. Тогда агенту придется включить их в состав внереализационных доходов и начислить с них налог на прибыль.
Иногда стороны устанавливают сумму вознаграждения уже с учетом компенсации расходов агента по договору. Это приводит к необоснованному завышению выручки агента. Кроме того, агент не может включить такие расходы в себестоимость, поскольку по Гражданскому кодексу они должны возмещаться принципалом. По этой же причине он не может принять к вычету НДС по ним. Поэтому укажите отдельно в договоре сумму вознаграждения агента и перечислите те расходы (и их максимальную сумму), которые возмещает принципал.
Оказывая услуги, агент может оплатить расходы, прямо не связанные с предметом посреднического договора (например, аренду своего офиса, коммунальные платежи, размещение в СМИ рекламы о своей фирме и т.п.). Такие затраты агент должен включить в расходы и отразить их на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Указанные расходы отражают в учете агента проводками:
Дебет 26 Кредит 02 (60, 76, 69, 70...)
- отражены расходы, связанные с деятельностью агента;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным агентом;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- произведен вычет по НДС;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены товары, работы и услуги.
Пример. В отчетном году ООО "Пассив" (агент) заключило агентский договор с АО "Актив" (принципал). По договору "Актив" поручил "Пассиву" провести рекламную кампанию своих товаров на телевидении и в прессе. На проведение рекламной кампании выделена сумма в размере 240 000 руб. (с учетом НДС). Агент получает вознаграждение в размере 5% от стоимости рекламных услуг (в рамках утвержденной сметы). Сумма вознаграждения составила 12 000 руб. (240 000 руб. x 5%), в том числе НДС - 1831 руб. Расходы агента, связанные с осуществлением его деятельности (заработная плата сотрудников со страховыми взносами, амортизация основных средств и т.д.), составили 5000 руб.
Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 240 000 руб. - получены от принципала деньги на оплату расходов по проведению рекламной кампании;
Дебет 60 Кредит 51
- 240 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций по проведению рекламной кампании (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 60
- 240 000 руб. - отражены расходы на проведение рекламной кампании, возмещаемые принципалом (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 90-1
- 12 000 руб. - начислено вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 1831 руб. (12 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с суммы вознаграждения;
Дебет 26 Кредит 02 (69, 70)
- 5000 руб. - отражены расходы "Пассива";
Дебет 90-2 Кредит 26
- 5000 руб. - списаны расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 5169 руб. (12 000 - 1831 - 5000) - выявлен финансовый результат;
Дебет 51 Кредит 76
- 12 000 руб. - получено вознаграждение от принципала.
По строке 2110 отчета о финансовых результатах за отчетный год "Пассив" отразит выручку в размере 10 тыс. руб. (10 169 = 12 000 - 1831).
Различия в бухгалтерском и налоговом учете выручки
По правилам бухгалтерского учета выручкой считают только доходы от продажи готовой продукции, товаров, работ или услуг. Доходы от продажи прочего имущества (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.) в выручку не включают. Их отражают в составе прочих доходов фирмы (строка 2340 отчета о финансовых результатах).
Для целей налогообложения товаром считают любое проданное или предназначенное для продажи имущество (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовую продукцию, покупные товары и т.д.). Доходы от его продажи учитывают в составе выручки.
Внимание! В бухгалтерском учете применяется термин "продажа" (п. 5 ПБУ 9/99), а налоговое законодательство использует термин "реализация" (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В некоторых случаях сумма выручки от реализации в бухгалтерском и налоговом учете формируется по-разному. Так, некоторые доходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают выручку, а по правилам налогового учета - нет:
Вид доходов | Учет доходов и расходов | |
бухгалтерский | налоговый | |
Выручка, полученная (причитающаяся к получению) от покупателя товаров (работ, услуг), за минусом НДС | Включается в состав выручки от продажи (п. 6 ПБУ 9/99) | Включается в состав выручки от реализации (ст. 249 НК РФ) |
Курсовые разницы, которые возникают при получении выручки в иностранной валюте | Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99) | Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ) |
Курсовые разницы, возникающие, когда стоимость товаров, работ, услуг выражена в условных денежных единицах | Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 13 ПБУ 3/2006) | Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ) |
Проценты за отсрочку оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит) | Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) | Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) |
Проценты или дисконт по векселям, полученным в оплату товаров, работ, услуг | Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) | Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) |
Строка 2120 "Себестоимость продаж"
В этой строке указывают сумму расходов по обычным видам деятельности фирмы. Причем здесь отражают только те расходы, которые относятся к проданной продукции (товарам, работам, услугам) в отчетном году (п. п. 9, 21 ПБУ 10/99). Данный показатель указывают в круглых скобках.
Внимание! Коммерческие расходы, которые учитывают по счету 44 "Расходы на продажу", подлежат отражению по строке 2210 отчета о финансовых результатах.
Для отражения управленческих расходов в отчете предназначена строка 2220. Производственные компании учитывают такие расходы по счету 26 "Общехозяйственные расходы" и в строку 2120 могут их не включать. Однако компании, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме компаний, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 для учета расходов на ведение этой деятельности. Управленческие расходы в отчете они могут не обособлять. Компании, работающие в сфере услуг, все свои расходы по обычным видам деятельности вправе показать по строке 2120 отчета.
К расходам по обычным видам деятельности относят затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, покупкой и реализацией товаров.
Не считают расходами фирмы и в отчете не отражают:
- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и т.п.);
- суммы, уплаченные по посредническим договорам в пользу заказчика (комитента, доверителя, принципала);
- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
- суммы, выданные в качестве задатка;
- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.
При расчете себестоимости проданной продукции (работ, услуг) нужно руководствоваться ПБУ 10/99, а также отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости.
В себестоимость продукции (работ, услуг), как правило, включают все расходы, связанные с ее производством.
Обратите внимание: некоторые расходы фирмы учитывают при расчете налогооблагаемой прибыли только в пределах норм. Однако в бухгалтерском учете их отражают в полной сумме. Корректировка затрат с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов производится только для целей налогообложения.
Например, к нормируемым относятся отдельные виды расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), расходы работодателя на добровольное страхование в пользу работников (п. 16 ст. 255 НК РФ).
У фирмы могут быть расходы, которые обусловливают получение доходов в будущем.
Такие расходы включают в себестоимость в течение определенного периода времени.
Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов возможен только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными актами.
Методы учета расходов
Расходы в бухгалтерском учете в отчете о финансовых результатах отражают одним из двух методов:
- по методу начисления;
- по кассовому методу.
Большинство фирм применяет метод начисления. Если вы используете этот метод, то расходы отражают в бухучете и отчете о финансовых результатах после того, как они фактически возникли. Оплачены расходы или нет - неважно.
Малым предприятиям, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированным некоммерческим организациям разрешено применять кассовый метод учета доходов и расходов. Если вы используете этот метод, то все расходы отражайте только после их оплаты. Соответственно, в строке 2120 отчета эти фирмы указывают только те расходы на товары (продукцию, работы, услуги), которые они приняли к учету и оплатили.
Обратите внимание: выручка от продаж и расходы фирмы должны учитываться одним и тем же методом.
Выбранный метод учета доходов и расходов нужно закрепить в учетной политике фирмы.
Остальные фирмы должны учитывать доходы и расходы только по методу начисления.
Как учесть расходы по методу начисления
В конце месяца спишите расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг), выручка по которым отражена на счете 90, субсчет "Выручка". Для этого нужно сделать проводку:
Дебет 90-2 Кредит 41 (43, 45, 20)
- списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Таким образом, по строке 2120 отчета нужно отразить дебетовый оборот по субсчету 90-2.
Пример. В отчетном году ООО "Пассив" продало готовую продукцию. Ее себестоимость составила 320 000 руб. Выручка от продажи готовой продукции - 472 000 руб. (в т.ч. НДС - 72 000 руб.). Фирма определяет выручку для целей налогообложения методом начисления.
После отгрузки товара в учете "Пассива" сделаны записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 472 000 руб. - отражена выручка от продаж;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 72 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 320 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции.
По строке 2120 отчета о финансовых результатах за отчетный год нужно отразить себестоимость проданной продукции в сумме 320 тыс. руб.
Как учесть расходы по кассовому методу
Если в бухучете вы признаете выручку по кассовому методу, то и расходы нужно учитывать этим же методом, то есть в момент погашения задолженности поставщикам (п. 18 ПБУ 10/99).
Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), малые предприятия учитывают на счете 20 "Основное производство". Если вы используете этот метод, то расходы отразите в строке 2120 отчета, если они оплачены.
Пример. В отчетном году ООО "Пассив" реализовало товары на сумму 1 200 000 руб. Покупатель перечислил за товары 800 000 руб. Фирма не является плательщиком НДС. Себестоимость проданных товаров - 600 000 руб. Поставщикам товаров было перечислено только 300 000 руб.
В бухгалтерском учете "Пассива" сделаны записи:
Дебет 51 Кредит 62
- 800 000 руб. - поступили деньги от покупателей;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 800 000 руб. - отражена выручка от продаж;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 300 000 руб. - списана себестоимость товара, который был реализован и оплачен поставщикам.
В отчете о финансовых результатах за отчетный год по строке 2120 бухгалтер "Пассива" должен отразить расходы в сумме 300 000 руб.
Однако неясно, в какой сумме учитывать товары на балансе. Ведь на складе товаров нет, все они переданы покупателю. Официальных разъяснений на этот счет не имеется. Остается предположить, что учет на счетах кассовым методом нужно вести по простой системе, без применения двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008).
Состав расходов
Согласно п. 8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности подразделяются на элементы:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Состав затрат по каждому из элементов определяется организацией самостоятельно (с учетом отраслевых особенностей) и закрепляется в учетной политике. При этом целесообразно опираться на классификацию, используемую в гл. 25 Налогового кодекса.
Материальные затраты
К материальным затратам относят стоимость израсходованных в процессе производства продукции (работ, услуг):
- сырья и материалов (субсчет 10-1);
- покупных полуфабрикатов и комплектующих (субсчет 10-2);
- горюче-смазочных материалов (субсчет 10-3);
- тары (субсчет 10-4);
- запчастей для ремонта производственного оборудования (субсчет 10-5);
- стройматериалов (субсчет 10-8);
- производственного инвентаря (субсчет 10-9);
- прочих материалов (субсчет 10-6);
- спецоснастки и спецодежды в эксплуатации (субсчет 10-11);
- покупных товаров (счет 41).
Материальные затраты возникают при расходовании материально-производственных запасов. При отпуске материалов в производство сделайте в учете записи:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29) Кредит 10
- списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства;
Дебет 28 Кредит 10
- списаны материалы на исправление брака.
Для списания материалов выберите один из трех методов, закрепив его в учетной политике фирмы:
- ФИФО;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы.
При этом по каждому виду материалов можно применять разные методы списания.
Фирмы могут учитывать материалы либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам. Выбранный порядок учета закрепите в учетной политике фирмы.
При учете материалов по фактической себестоимости все затраты на их приобретение учитывайте непосредственно на счете 10 "Материалы". Тогда при их отпуске в производство (расходы на продажу) корректировок делать не нужно.
Если же фирма приходует материальные ценности по учетным ценам, то скорректируйте их, доведя до уровня фактических цен. Для этого используйте счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
В состав материальных затрат входит также стоимость электроэнергии, тепла, воды, работ и услуг сторонних организаций, если без них невозможен выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг).
К вспомогательным производствам относят собственные подразделения по обеспечению фирмы электроэнергией, газом и т.д.; по ремонту основных средств; по изготовлению инструментов, запчастей и др.; по возведению временных сооружений и т.д.
Расходы на содержание подобных служб спишите в дебет счета 20:
Дебет 20 Кредит 23 (29)
- включены в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы вспомогательного (обслуживающего) производства.
Стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, отразите в учете проводками:
Дебет 20 Кредит 60 (76)
- учтена в затратах основного производства стоимость работ (услуг) сторонних организаций;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.
Затраты на оплату труда
В составе затрат на оплату труда учитывается зарплата рабочих основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Ее начисляют проводкой:
Дебет 20 (23, 29) Кредит 70
- начислена зарплата работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Ни одно производство невозможно без участия работников инженерных и технологических служб (в т.ч. службы контроля за качеством продукции).
Начисление им заработной платы отразите записью:
Дебет 25 Кредит 70
- начислена зарплата работникам обслуживающих и вспомогательных производств.
В случае если работникам оплачивается исправление брака, примените записи:
Дебет 28 Кредит 70
- начислена зарплата работникам, занятым исправлением брака.
Если ваша компания специализируется на оказании услуг (консультационных, юридических, посреднических и т.п.), сделайте запись:
Дебет 26 Кредит 70
- начислена зарплата работникам сферы услуг.
Отчисления на социальные нужды
К отчислениям на социальные нужды относят страховые взносы в ПФР, ФСС (включая взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) и ФФОМС.
В учете начисление страховых взносов отразите проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Фонд социального страхования",
- начислены взносы в Фонд социального страхования;
Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования",
- начислены взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",
- начислены взносы на страховую часть трудовой пенсии;
Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",
- начислены взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Для начисления взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний открывают отдельный субсчет:
Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты с Фондом социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний",
- начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Амортизация
На себестоимость относят суммы амортизации, начисленные по основным средствам производственного назначения, а также по нематериальным активам.
По основным средствам, купленным до 1 января 2002 г., амортизацию начисляйте по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
Для налогообложения прибыли амортизацию учитывают в сумме, которая начислена в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Если основное средство фирма приобрела в 2002 г. или позже, то в бухгалтерском учете амортизацию по нему можно начислять так же, как и в налоговом учете (на основе Классификации).