Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение
Под организацией бухгалтерского учета понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности и контроля за рациональным использованием всех ресурсов хозяйствующего субъекта.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;
3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Новым законом регламентирован принципиально новый механизм регулирования бухгалтерского учета, который будет осуществляться через стандарты бухгалтерского учета. Иерархия источников права в области бухучета будет выглядеть следующим образом:
· федеральные стандарты (регулируют требования к учетной политике, требования к документам бухгалтерского учета и документообороту, счета бухгалтерского учета и порядок его применения, образцы форм, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета)
· отраслевые стандарты (устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.);
· рекомендации в области бухгалтерского учета (принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, имеют рекомендательный характер и применяются на добровольной основе);
· стандарты экономического субъекта (разрабатываются организациями самостоятельно и по своему усмотрению, но в случае их принятия - носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства).
Система регулирования бухгалтерского учета основывается на взаимодействии государственных органов и некоммерческих структур, что позволяет специалистам участвовать в разработке стандартов. К полномочиям государственных органов закон относит выработку государственной политики, утверждение национальных, федеральных и отраслевых стандартов бухучета и их разъяснение, утверждение программы разработки национальных стандартов бухучета. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган (Минфин) и ЦБ РФ. Некоммерческие структуры выступают инициаторами и разработчиками проектов стандартов бухучета, которые должны соответствовать международным нормам, и представляет их в уполномоченный орган на рассмотрение. Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.
Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Предполагается, что данная программа будет ежегодно уточняться в целях ее соответствия потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, а так же уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Новый закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам. Каким образом будет обеспечена данная доступность, не сказано, но данный шаг позволит прогнозировать действия по созданию и изменению законодательства в области бухучета и своевременно к ним готовится. Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Принять участие в обсуждении могут все заинтересованные лица. Стандарт должен быть опубликован в официальном печатном издании и на официальных сайтах государственного органа и негосударственного, который занимается разработкой. Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта. После окончания обсуждений проект направляется в специально созданный при государственном органе Совет, состоящий из пяти членов от государственного органа и десяти от негосударственного, где подвергается экспертизе на соответствие законодательству, международным стандартам и уровню бухгалтерской практики. В случае принятия решении об одобрении, проект федеральных стандартов направляется непосредственно в государственный орган, который либо утверждает, либо отклоняет проект.
Действующие ПБУ
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
ПБУ 2/2008 Учет договоров (контрактов) строительного подряда
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 Учет основных средств
ПБУ 7/98 События после отчетной даты
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательсва и условные активы
ПБУ 9/99 Доходы организации
ПБУ 10/99 Расходы организации
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
ПБУ 14/ 2007 Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/02 Учет расходов по налогу на прибыль
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов (проект)
2. Учетная политика организации. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» — нормативно правовое положение по бухгалтерскому учету, утвержденное приказом Минфина РФ от 28 июля 1994 г. № 100, вступило в действие в 1995 г. и стало одним из главных в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В декабре 1998 г. издана вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», где нашли отражение все изменения, произошедшие за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (1994 г.) и содержит следующие разделы:
- Общие положения;
- Формирование учетной политики;
- Раскрытие учетной политики;
- Изменение учетной политики.
В разделе «Общие положения» дано определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Данный стандарт устанавливает порядок формирования учетной политики филиалами и представительствами иностранных организаций, находящимися на территории РФ; они могут вести бухгалтерский учет по правилам, установленным в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат установленным международным стандартам.
Раздел «Формирование учетной политики» раскрывает порядок формирования и утверждения ведения бухгалтерского учета; формирование возложено на главного бухгалтера, а утверждение — на руководителя организации.
При этом руководителем утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных документов;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также методы их оценки;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Раздел «Раскрытие учетной политики» позволяет выяснить, какое место в учетной политике занимают методологические и организационно-технические проблемы.
Методические аспекты включают:
- Установление границ основных средств.
- Порядок начисления амортизации по основным средствам.
- Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
- Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовки материальных ценностей.
- Метод оценки материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
- Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
- Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
- Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
- Сроки погашения расходов будущих периодов.
- Вариант учета выпуска продукции.
- Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
- Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
- Сроки списания доходов будущих периодов.
- Вариант распределения и использования чистой прибыли.
- Порядок начисления и выплаты дивидендов.
- Порядок оценки кредиторской задолженности.
- Учет собственного капитала.
- Метод распределения расходов на продажу и др.
Организационно-технические аспекты включают:
- Выбор формы бухгалтерского учета.
- Организацию работы в бухгалтерии.
- Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
- Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
- План счетов бухгалтерского учета.
- Технологию обработки информации.
- Объем, сроки и адреса представления отчетности.
- Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.
Таким образом, при разработке учетной политики организации следует иметь в виду, что поскольку учетная политика утверждается приказом руководителя организации, то после его подписания указанный документ приобретает юридическую силу. Поэтому она должна охватывать весь перечень пунктов (направлений деятельности), принятый за отчетный год. Каждый пункт должен быть подкреплен соответствующими нормативными документами. Приведенный перечень может измениться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от конкретных условий хозяйствования и величины организации.
Раздел «Изменение учетной политики» предусматривает, что учетная политика организации принимается на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учетной политики допускаются лишь в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных документов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;
- существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).
Изменения учетной политики должны быть обоснованными, оформляться в установленном порядке и вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Эти изменения отражаются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации. В соответствии с требованиями международных стандартов в учете и отчетности предусмотрено отражать последствия изменения учетной политики, поскольку они могут оказать или способны оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, которые оцениваются в денежном выражении.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных с 1 января в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествовавшие отчетному периоду. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и использования (придания гласности) учетной информации, что позволяет расширить возможности организации в области учета не в жестком, а вариантном режиме.