Учет совместной деятельности

С 1 января 2004 года введено в действие ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Положение определяет правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Положение не применяется при заключении учредительного договора или договора о создании финансово-промышленной группы, результатом которого является образование юридического лица; при заключении договора об участии в совместной деятельности, которым не предусмотрено извлечение экономических выгод или дохода; при заключении договора о внесении вклада в уставный (складочный) или паевой капитал другой организации.

Различают несколько форм совместной деятельности:

- совместно осуществляемые операции

- совместно используемые активы

- совместная деятельность

Совместно осуществляемые операции – совместный процесс, в котором каждый участник договора осуществляет свой этап производства (работ, услуг) и использует свои активы для достижения общей цели. Организация выполняет свою часть работ самостоятельно, не используя при этом средств других участников. Каждый участник отражает все операции, связанные с выполнением договора в бухгалтерском учете в обычном порядке. Отдельный баланс не составляется. Вклад в общую деятельность в состав финансовых вложений не переводится, а учитывается на соответствующих счетах с обособлением в аналитическом учете. Аналитический учет должен быть организован по всем доходам, расходам, обязательствам, относящимся к совместной деятельности. Доля продукции или дохода, которая причитается участнику, отражается по итогам отчетного периода. Доля продукции, причитающаяся другим участникам должна учитываться за балансом. Организация может открыть самостоятельный счет «Продукция по договору о совместной деятельности» либо может использовать счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку». В момент передачи на склад готовой продукции, подлежащей передаче участникам Ди012 «Продукция по договору о совместной деятельности». После передачи продукции другим участникам продукция подлежит списанию по Кт012. В случае продажи общей продукции по договору, доходы распределяются между участниками. Доход других участников договора учитывается как обязательство перед ними Дт62 Кт76/Расчеты по договору о совместной деятельности. Взаиморасчеты по совместной деятельности учитываются на счете 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

Дт01.2 Кт01.1 – основные средства, участвующие в совместно осуществляемой операции

Дт20.2 Кт02.2 – начислена амортизация по основным средствам, используемым в совместной деятельности

Лт20.2 Кт70,69 - начислена заработная плата и ЕСН рабочим , выполняющим работу в совместной операции

Дт20.2 Кт10 – отражены используемые материалы

Дт43 Кт20.2 – оприходована на склад своя доля готовой продукции

Дт012 – оприходована на склад готовая продукция, подлежащая передаче участникам

Дт62 Кт90.1 – отражена часть дохода, по договору о совместной операции

Дт90.2 Кт43 – списана себестоимость реализованной готовой продукции

Кт012 – отгружена продукция покупателям

ДТ62 Кт76/Расчеты по договору о совместной деятельности – отражена часть дохода как обязательство перед другими участниками

Дт76/Расчеты по договору о совместной деятельности Кт51 – погашена задолженность перед участниками

Дт51 Кт62 – получена выручка.

Дт76.3 Кт51 – погашена задолженность перед участниками

Совместно используемые активы – имущество, находящееся в общей долевой собственности участников договора, заключенного с целью получения экономических выгод. При совместном использовании активов участники могут совместно построить объект недвижимости и в дальнейшем совместно эксплуатировать этот объект или сдать в аренду. Собственники договариваются о распределении доходов и расходов между собой. Бухгалтерский учет при совместном контроле над активами осуществляется каждым участником аналогично совместному контролю над операциями. Отдельный баланс не составляется. Каждый участник контролирует долю доходов, может получить свою долю продукции и несет свои расходы, связанные с договором, и свою долю в совместных расходах. Активы, принадлежащие участнику договора на праве долевой собственности и внесенные им в виде вклада, в состав финансовых вложений не переводятся, а учитываются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Все операции отражаются обособленно в аналитическом учете по соответствующим синтетическим счетам. Участник, которому поручены расчеты с покупателями, отражает доходы других участников как обязательство перед ними.

Совместный контроль над деятельностью устанавливается при заключении договора простого товарищества. Участники объединяют свои ресурсы и занимаются деятельностью, которая направлена на извлечение прибыли. Внесенное товарищами имущество, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности доходы признаются общей долевой собственностью. Для ведения бухгалтерского учета по совместной деятельности предусмотрено полное обособление отражения всех хозяйственных операций в рамках отдельного баланса, который поручается вести одному из товарищей. При этом показатели отдельного баланса не должны включаться в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела. При составлении баланса остатки по счетам необходимо уменьшить на сумму, числящуюся на субсчетах, связанных с договором простого товарищества.

Учет вкладов товарищей осуществляется на счете 80 «Вклады товарищей». Аналитический учет по счету 80 ведется по каждому договору совместной деятельности и по каждому участнику договора.

Дт51,01,10,41»Имущество по договору простого товарищества» Кт80 – получено имущество в счет вклада в совместную деятельность, в оценке предусмотренной договором.

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с выполнением договора о совместной деятельности в части расходов, доходов, финансовых результатов, приобретения и создания материально-производственных запасов, внеоборотных активов осуществляется на отдельном балансе в общеустановленном порядке. Амортизация имущества начисляется в общеустановленном порядке не зависимо от фактического срока использования имущества и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.

Участники простого товарищества могут самостоятельно разработать учетную политику для ведения учета в рамках совместной деятельности, либо принять учетную политику одного из участников товарищества.

По окончании каждого отчетного периода счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Прибыль (убыток), полученный по результатам договора о совместной деятельности, распределяется между товарищами. Для этого используется счет 75 «Расчеты по выплате доходов».

Дт90.9 Кт99 – отражена прибыль от совместной деятельности.

Дт99 «Прибыль (убыток) по договору простого товарищества» Кт84 – отражена прибыль, подлежащая распределению между товарищами

Дт84 Кт75 «Расчеты по выплате доходов» - сумма прибыли, причитающаяся участнику

Дт75 Кт51 – перечислены денежные средства участнику

Дт75 «Расчеты по выплате доходов» Кт84 – убыток, подлежащий покрытию за счет средств товарища

Дт51 Кт75 – поступили средства на погашение убытка

Если товарищи принимают решение об использовании нераспределенной прибыли или ее части в качестве инвестиций во внеоборотные активы, соответствующая сумма нераспределенной прибыли направляется на увеличение счета 80 «Вклады товарищей» в качестве дополнительных вкладов товарищей соразмерно их доле по договору Дт84 Кт80. По окончании отчетного периода остатка на счете 84 в рамках отдельного баланса не будет.

Если договором предусмотрено распределение других результатов совместной деятельности, например готовой продукции, делается запись Дт75«Расчеты по выплате доходов» Кт43 «Готовая продукция по договору простого товарищества» - отражена себестоимость продукции, переданной участникам совместной деятельности.

По окончании или прекращении договора простого товарищества составляется ликвидационный баланс на дату окончания (прекращения) договора. Имущество, переданное в общее владение или пользование, возвращается товарищам без вознаграждения, если иное не предусмотрено договором. Возврат имущества отражается записью Дт80 Кт51,01,10,41.

Порядок учета вкладов у организации-товарища по договору простого товарищества отличается от правил, установленных ПБУ19/02. Имущество, внесенное в качестве вклада по договору, отражается в составе финансовых вложений по стоимости, по которой оно числилось в балансе на дату вступления договора в силу. При этом счета реализации не используются.

Дт58.4 Кт51,01,07,10,41 – отражен вклад по договору простого товарищества.

Прибыль (убыток) от совместной деятельности, подлежащие получению или распределению между товарищами, отражается каждым участником в составе операционных доходов (расходов).

Дт76 «Расчеты по совместной деятельности» Кт91 «Прибыль от совместной деятельности» – отражена прибыль по совместной деятельности

Дт91 «Убыток от совместной деятельности» Кт76«Расчеты по совместной деятельности» - отражен убыток, подлежащий погашению.

При прекращении совместной деятельности вклад товарища погашается.

Дт51,08,10,41 Кт58.4 – возврат вклада товарищу

Имущество, полученное товарищем, принимается к учету в оценке, по которой оно числится в отдельном балансе товарища на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности. Разница между стоимостью вклада и стоимостью полученного имущества является прочим доходом (расходом).

Дт51,08,10,41 Кт91 – стоимость имущества, полученного сверх величины вклада.

При возврате амортизируемого имущества, устанавливается новый срок полезного использования.

Тема 7. Учет долгосрочных инвестиций

7.1. Классификация и оценка долгосрочных инвестиций

К главным источникам приобретения нового имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, являются долгосрочные инвестиции.

Долгосрочные инвестиции представляют собой совокупность затрат на создание или приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для продажи, связанные с осуществлением капитального строительства, а также реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий.

Использование средств на инвестиционные цели означает их отвлечение (иммобилизацию) в имущество длительного пользования. Эти средства оказываются изъятыми из оборота, поэтому оперативное манипулирование ими невозможно. Иммобилизованные средства постепенно возвращаются в оборот путём амортизационных отчислений, в связи с этим необходимо использовать средства продуманно, осуществлять контроль за наличием и использованием долгосрочных инвестиций.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 долгосрочные инвестиции связаны с:

- осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

- приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств;

- приобретением земельных участков и объектов природопользования;

- приобретением и созданием нематериальных активов.

В планировании и учёте долгосрочные инвестиции группируют по структуре, назначению и направлению затрат.

По структуре:

- строительные работы - работы по возведению и переустройству зданий, по монтажу конструкций, входящих в состав зданий, работы по сооружению водопровода, газовых сетей и канализации;

- монтажные работы - работы по сборке, установке и монтажу оборудования зданий, по монтажу обслуживающих площадок и электропроводки;

- приобретение оборудования, требующего монтажа;

- приобретение оборудования, не требующего монтажа;

- прочие капитальные затраты - проектно-изыскательские работы, затраты на содержание дирекции строящегося предприятия, отводу земельных участков и сносу строений;

- затраты, не увеличивающие основные фонды - затраты на подготовку кадров по обслуживанию вновь приобретаемых объектов и возведенных, расходы на консервацию строительства. Эти затраты возмещаются за счёт источников финансирования капитальных вложений.

По назначению:

- капитальные вложения на строительство объектов производственного назначения;

- капитальные вложения на строительство объектов непроизводственного назначения.

По направлению:

- затраты на строительство новых объектов;

-затраты на расширение и реконструкцию действующих предприятий.

Законченные долгосрочные инвестиции оцениваются исходя из инвентарной стоимости законченных строительством объектов и приобретенных отдельных видов внеоборотных активов. Инвентарная стоимость – совокупность затрат, относящихся к объекту строительства или приобретения. При вводе в эксплуатацию инвентарная стоимость становится первоначальной стоимостью введенного в действие объекта.

Порядок определения инвентарной стоимости объектов

Долгосрочный актив Первоначальная стоимость
Здания и сооружения Совокупность затрат на строительные работы и приходящиеся на них прочие капитальные затраты. Прочие капитальные затраты включаются по прямому назначению либо путем распределения пропорционально договорной стоимости вводимых объектов.
Оборудование, требующее монтажа Сумма фактических затрат по приобретению оборудования, а также расходов на строительные и монтажные работы, прочие капитальные затраты, относимые на стоимость вводимого в эксплуатацию оборудования.
Оборудование, не требующее монтажа Покупная стоимость по счетам поставщиков, а также расходы по доставке до приобъектного склада и других расходов, связанных с их приобретением.
Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, приобретаемые отдельно от строительства объектов Сумма фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Земельные участки и объекты природопользования Сумма расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.
Нематериальные активы Сумма фактических затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками.

Застройщики – гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта.

Подрядчик – юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору строительного подряда.

Наши рекомендации