При недостаче денег в кассе 47 страница
имущественного комплекса └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
Выручка от реализации по операциям, отраженным ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
в Приложении 3 к Листу 02 (стр. 340 Прил. 3 к 030 │1│0│0│0│0│0│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
Листу 02) └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
Итого доходов от реализации (стр. 010 + стр. 040 │3│6│5│0│0│0│0│-│-│-│-│-│-│-│-│
020 + стр. 023 + стр. 030) └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
Внереализационные доходы - всего 100 │4│4│1│5│0│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
в том числе └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
в виде дохода прошлых лет, выявленного в 101 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
отчетном (налоговом) периоде └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
в виде стоимости полученных материалов или ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
иного имущества при ликвидации выводимых из 102 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
эксплуатации основных средств, при └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
ремонте, модернизации, реконструкции,
техническом перевооружении, частичной
ликвидации основных средств
в виде безвозмездно полученного имущества ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
(работ, услуг) или имущественных прав (кроме 103 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
указанных в статье 251 НК) └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
в виде стоимости излишков материально- 104 │3│5│0│0│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
производственных запасов и прочего имущества, └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
которые выявлены в результате инвентаризации
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
сумма восстановленных расходов на капитальные 105 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
вложения в соответствии с абзацем четвертым └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
пункта 9 статьи 258 НК
доходы, полученные профессиональными ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
участниками рынка ценных бумаг, 106 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
осуществляющими дилерскую деятельность, └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
включая банки, по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок не обращающимися
на организованном рынке
в виде сумм корректировки прибыли вследствие ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
применения методов определения для целей 107 │-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│-│
налогообложения соответствия цен, примененных └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
в сделках, рыночным ценам (рентабельности),
предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 НК
Расходы, связанные с производством и реализацией,
внереализационные расходы и убытки,
приравненные к внереализационным расходам
(Приложение 2 к листу 02)
В этом Приложении укажите сведения о расходах, уменьшающих облагаемую прибыль фирмы. Сформируйте его по данным сводных регистров прямых, прочих и внереализационных расходов.
В какой момент отразить расходы
В какой момент нужно отразить расходы в налоговом учете? Это зависит от метода признания доходов для целей налогообложения прибыли. Таких методов два:
1) кассовый метод - доходы отражают после поступления от оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
2) метод начисления - доходы отражают после перехода права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца к покупателю (заказчику).
При кассовом методе предварительная оплата учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98).
Если фирма признает доходы по кассовому методу, то все расходы фиксируют в налоговом учете только после их фактической оплаты (перечисления денег в оплату материалов, перечисления налогов в бюджет, выдачи заработной платы и т.д.).
Пример. ООО "Вилена" определяет выручку по кассовому методу. В 2014 г. фирма приобрела для производства готовой продукции материалы стоимостью 320 700 руб. (без НДС). За материалы поставщикам перечислили только 140 000 руб.
Все материалы были отпущены в производство. Готовая продукция, для производства которой приобретены материалы, была реализована покупателям.
Налогооблагаемую прибыль "Вилена" уменьшает только на стоимость оплаченных материалов (140 000 руб.). Стоимость материалов, деньги за которые не были перечислены поставщикам (180 700 руб.), учитывают при налогообложении прибыли только после их оплаты.
Если фирма рассчитывает доходы по методу начисления, то все расходы отражают в налоговом учете в том периоде, когда они возникли. Оплачены расходы или нет - значения не имеет. Исключение из этого порядка предусмотрено только для некоторых видов прочих и внереализационных расходов (например, затраты по страхованию сотрудников, расходы на выплату компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях). Такие расходы учитывают при налогообложении только после их оплаты.
Пример. Возьмем условия предыдущего примера.
Предположим, что ООО "Вилена" учитывает доходы по методу начисления.
В этой ситуации стоимость всех материалов, израсходованных на производство готовой продукции (320 700 руб.), уменьшает налогооблагаемую прибыль "Вилены" за год.
Оплачены материалы или нет - неважно.
Если те или иные расходы фирмы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам (например, затраты на сертификацию, получение лицензий и т.д.), то они должны равномерно распределяться между ними.
Пример. ООО "Вектор" выпускает продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Сертификат выдают на два года (24 мес.). Затраты на получение сертификата составили 79 200 руб. Их включают в расходы равными долями в течение срока действия сертификата (Письмо Минфина России от 18 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8186). Сумма затрат, которую ежемесячно учитывают в составе расходов, составит:
79 200 руб. : 24 мес. = 3300 руб.
Любые расходы фирмы можно отразить в налоговом учете, если одновременно выполнены два условия:
- затраты фирмы экономически обоснованы;
- затраты фирмы подтверждены первичными документами.
Как экономически обосновать спорные расходы
Как правило, основные баталии с налоговой инспекцией разворачиваются вокруг расходов фирмы, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Основная задача налоговой инспекции - доказать, что те или иные затраты нельзя включать в налоговую себестоимость, а фирмы - что можно.
Как известно, перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, приведен в гл. 25 НК РФ. К ним, в частности, относят материальные расходы, расходы на оплату труда и так далее. Этот перечень не является закрытым. В состав расходов включают и те затраты, которые экономически оправданы для фирмы и документально подтверждены. Учитывая, что налоговое законодательство не дает точного определения экономической обоснованности расходов, налоговики могут посчитать экономически неоправданными любые расходы по тем или иным причинам.
Однако фирмы могут использовать положения НК РФ и ГК РФ в своих интересах, чтобы учесть при налогообложении те расходы, которые налоговым инспекторам кажутся экономически неоправданными. Стоит обратить внимание на условия заключаемых гражданско-правовых договоров.
Экономически оправданными затратами являются прежде всего те, без которых невозможно выполнение того или иного договора, направленного на извлечение выгоды для компании.
По гражданскому законодательству при заключении договора стороны должны определить его существенные условия. Если договор не содержит существенных условий, то он считается незаключенным.
Как сказано в ст. 432 ГК РФ, существенными являются следующие условия:
- касающиеся предмета договора (например, выполнение какой-либо работы, купля-продажа имущества или сдача его в аренду и т.д.);
- поименованные в законе как необходимые для договора того или иного вида (например, перечень существенных условий договора страхования приведен в ст. 942 ГК РФ, доверительного управления имуществом - в ст. 1016 ГК РФ и т.д.);
- условия, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (т.е. условие, без включения которого в договор он не был бы заключен).
Таким образом, если ваша фирма договорилась оплатить те или иные расходы, и это условие включено в договор, то их считают экономически оправданными. Следовательно, данные затраты экономически обоснованны и уменьшают налогооблагаемую прибыль. При этом не имеет значения, поименованы они в НК РФ или нет. Главное, чтобы договор, который заключила фирма, был направлен на получение выгоды.
Пример. ООО "Вектор" ремонтирует помещение офиса по договору со строительной фирмой ООО "Маяк". Существенным условием договора подряда на ремонт офиса является обеспечение "Вектором" строительных рабочих трехразовым питанием.
В этой ситуации "Вектор" может списать расходы на питание рабочих в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Если налоговики не согласятся, фирме следует указать, что расходы на ремонт офиса уменьшают облагаемую прибыль (ст. 260 НК РФ). А обеспечение рабочих питанием - существенное условие договора подряда, и без оплаты таких расходов фирма не сможет отремонтировать офис.
Следовательно, данные расходы являются для нее экономически оправданными.
В дополнение отметим, что стороны могут включить в договор любые условия. Единственное требование - чтобы они не противоречили действующему законодательству.
Как учесть расходы без доходов
Случаи, когда у организации в определенный период доходов нет, а расходы производятся, нередки. Такое происходит и с вновь созданными организациями, и с давно действующими. Причин для этого много: высокая конкуренция, запуск нового производства и тому подобное. Однако налоговые органы относятся к таким ситуациям настороженно и зачастую указывают на невозможность учета расходов при отсутствии доходов. Рассмотрим, как правильно учесть данные расходы и свести к минимуму негативные налоговые последствия "бездоходного" периода.
Направленность расходов на получение доходов
Главное, что следует иметь в виду, когда речь идет о признании расходов без доходов: возможность признания расходов не зависит от наличия в этом же периоде у организации доходов. В нормах НК РФ такой связи не установлено.
Это положение подтверждается практикой высших судебных органов. Так, Пленум ВАС РФ указал в Постановлении от 12 октября 2006 г. N 53, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не о фактическом результате. Пленум ВАС РФ указал, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала, а налогоплательщик осуществляет свою деятельность на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В 2007 г. КС РФ также высказался по данной тематике. В Определении от 4 июня 2007 г. N 320-О-П он сформулировал следующий вывод: нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика при этом возлагается на налоговые органы.
Этой позицией стали руководствоваться арбитражные суды. Они указывают на то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Суды также указывают, что отсутствие в данном отчетном периоде доходов не может являться основанием для отказа в признании расходов, понесенных налогоплательщиком.
Минфин России также воспринял эту точку зрения и выразил ее в своих письмах, например в Письме от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/269.
Как принять расходы при отсутствии доходов
Учет данных расходов при отсутствии доходов зависит от того, к каким именно расходам - прямым или косвенным - они будут относиться. Прямые расходы можно отнести к расходам текущего периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. А раз нет реализации, то и принять прямые расходы к учету нельзя. А вот косвенные расходы можно списать сразу. В организации, у которой нет доходов, они образуют убыток текущего периода.
Пример. ООО "Альфа" в июле 2014 г. понесло следующие расходы:
- приобрело и отпустило в производство материалов на сумму 320 000 руб.;
- начислило заработную плату и произвело соответствующие отчисления по социальному страхованию на сумму 180 000 руб.;
- начислило арендные платежи в сумме 65 000 руб.
В соответствии с учетной политикой "Альфы" для целей налогообложения расходы на материалы относятся к прямым расходам, а все остальные расходы являются косвенными. Это значит, что в июле ООО "Альфа" произвело косвенные расходы на сумму 245 000 руб. (180 000 руб. + 65 000 руб.). Такие расходы будут учтены в июле и образуют убыток.
Прямые же расходы в размере 320 000 руб. будут учтены при расчете налогооблагаемой базы в следующих периодах по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены.
Внимание! Если фирма применяет кассовый метод определения доходов, то принять к учету можно только оплаченные расходы.
Расходы на подготовку и освоение производства
Расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов в ст. 264 НК РФ указаны в составе прочих расходов. Прочие расходы - это косвенные расходы, которые подлежат единовременному учету в периоде их совершения (Письмо УФНС России по г. Москве от 11 января 2012 г. N 16-15/000705@).
Пример. ООО "Классика" создано в ноябре 2014 г. и планирует осуществлять деятельность по пошиву мужских костюмов. На подготовительном этапе организацией были понесены расходы в сумме 420 000 руб., представляющие собой заработную плату персонала, арендные платежи и прочие расходы. Таким образом, у фирмы образовался налоговый убыток в сумме 420 000 руб., единовременно включенный в убытки отчетного периода.
Расходы при неведении деятельности
Причины остановки деятельности фирмы могут быть разными, однако даже в такой ситуации образуются расходы: например, начисляется заработная плата сторожу. Такие расходы учесть в налоговом учете нельзя. Эти расходы не отвечают критериям ст. 252 НК РФ, так как они не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Однако, если налоговый инспектор не принимает расходы в связи с отсутствием у фирмы деятельности, он должен свою позицию доказать, а сделать это очень сложно.
Кроме того, если все-таки отсутствие деятельности налоговики докажут, можно сослаться на то, что затраты при отсутствии деятельности связаны с обеспечением функционирования предприятия в будущем или подготовкой к осуществлению деятельности. Тогда с большой долей вероятности если не налоговая инспекция, то арбитражный суд признает такие расходы направленными на получение доходов, что позволит учесть их в целях исчисления налога на прибыль.
Расходы документально не подтверждены: что делать?
Бывает, что первичные документы по каким-то причинам отсутствуют. Например, они потерялись при переезде фирмы или утрачены в результате чрезвычайной ситуации (пожара, ограбления и т.п.).
Чем это грозит фирме?
При очередной проверке налоговики обязательно обратят на это внимание и оштрафуют фирму. Ведь отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ). Штраф за это нарушение составляет 10 000 руб. Если отсутствуют документы за период более года, то штраф составит уже 30 000 руб. Ну а в случае, если отсутствие документов привело к занижению налога, то штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Чтобы избежать ответственности, нужно доказать свою невиновность в том, что первичные документы отсутствуют. Составьте акт, в котором перечисляются отсутствующие документы и причины их отсутствия. Этот акт должен быть утвержден руководителем фирмы.
Если документы пропали по причине пожара, кражи или другой чрезвычайной ситуации, вам также понадобится справка, подтверждающая, что такая ситуация действительно имела место. Так, если случился пожар, то необходима справка из пожарной части; если случилось затопление - справка организации, которая эксплуатирует здание; если документы украли - справка из полиции.
Случается и так, что новый бухгалтер приходит в фирму и не может разобраться в документации, потому что его предшественник вел бухгалтерию спустя рукава. Чтобы избежать подобных недоразумений, мы рекомендуем: прежде чем начать работу - провести инвентаризацию документации. Если же такую проверку провести не удалось и новый бухгалтер приступил к работе, то советуем связаться с предыдущим бухгалтером и потребовать от него письменных объяснений, почему те или иные первичные документы отсутствуют. Затем составьте акт об отсутствии документов. Таким образом, ответственность за отсутствие документов с нового бухгалтера будет снята.
Еще один неприятный момент, который грозит фирме в такой ситуации, - доначисление налогов и начисление пеней, а также штрафа.
Дело в том, что расходы, не подтвержденные документально, нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Если такие расходы все же были учтены, налоговики посчитают, что налоговая база по налогу на прибыль была занижена, и доначислят налог, а также начислят пени и штраф.
Чтобы избежать налоговых санкций, мы советуем попытаться восстановить недостающие документы. Если, например, отсутствуют документы, подтверждающие покупку товаров (работ, услуг, имущественных прав), договоритесь с поставщиками, чтобы вам выписали их копии.
Конечно, восстановить недостающие документы можно, только если вам известно, каких именно документов не хватает для подтверждения расходов, а также у каких именно поставщиков были закуплены товары (работы, услуги, имущественные права). Гораздо сложнее, если, например, затерялся авансовый отчет работника фирмы, который в настоящий момент уже на фирме не работает.
Выход из такой ситуации - попытаться связаться с этим работником и договориться с ним заново оформить необходимые документы.
Проблемы с недостоверными первичными документами
В ходе налоговой проверки фирмы может выясниться, что ее контрагент фактически не ведет деятельности, представляет только нулевую отчетность или, более того, зарегистрирован по потерянному паспорту. Тогда весьма вероятно, что все расходы по сделкам с этим контрагентом проверяющие признают необоснованными или фиктивными.
В таком случае фирме придется в суде доказывать свое право на уменьшение налога на данные расходы. В суде инспекторы, как правило, ссылаются на то, что поставщики компании на налоговом учете не состоят, по указанному в документах адресу не проживают и вообще не зарегистрированы как юридические лица.
Однако это не доказывает, что компания знала об обмане поставщика и пыталась занизить налог намеренно. Если вы будете настаивать, что бумаги получены от реальной компании и вы не знали, что у нее нет государственной регистрации, инспекторам будет трудно убедить судей в обратном.
Успех подобного дела зависит от того, докажет ли фирма, что она сама вела себя добросовестно, проявила должную осмотрительность при выборе контрагента и не преследовала при заключении сделки цели получения необоснованной налоговой выгоды. Такое понятие появилось в связи с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53. Суды при рассмотрении подобных споров руководствуются именно этим документом. Но при этом они учитывают и позицию фискалов, изложенную в Письме Минфина России от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177, в котором указано, в чем проявляется должная осмотрительность при выборе контрагента. Так, фирма считается проявившей должную осмотрительность, если она:
- получила от контрагента копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- проверила факт занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (запросила и получила выписку из ЕГРЮЛ);
- получила доверенность или иной документ о том, кто уполномочен подписывать документы от лица контрагента;
- использовала официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.
А в целом вопросы истребования различного комплекта документов от контрагентов при заключении сделок регулируются положениями гражданского законодательства, в том числе обычаями делового оборота. Перечень документов, которые могут быть истребованы организацией у контрагентов в рамках проявления должной осмотрительности, зависит от отраслевой принадлежности организации и ее контрагентов и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности (Письмо ФНС России от 23 января 2013 г. N АС-4-2/710@). В частности, если условием деятельности контрагента является членство в саморегулируемой организации, то целесообразно запросить копии документов о членстве (например, это касается аудиторских и строительных фирм).
Различия бухгалтерского и налогового учета
некоторых расходов
В бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав), формируются по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета считают связанными с производством и реализацией, а по правилам налогового учета - нет.
Разобраться в том, как учитывают расходы в бухгалтерском и налоговом учете, вам поможет таблица.
Вид расходов | Учет расходов | |
Бухгалтерский | Налоговый | |
Суммовые разницы, которые возникают, если стоимость товаров (работ, услуг) выражена в условных денежных единицах | Учитывают в прочих расходах (п. 13 ПБУ 3/2006) | Включают в состав внереализационных расходов (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ) |
Проценты за отсрочку оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит) | Учитывают в прочих расходах либо в стоимости инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) | Включают в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) |
Проценты или дисконт по векселям, выданным в оплату товаров (работ, услуг) | Учитывают в прочих расходах либо в стоимости инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) | Включают в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) |
Суммовые разницы
Фирма - продавец тех или иных ценностей (товаров, работ, услуг, имущественных прав) - может установить цены на них в условных единицах, в том числе в иностранной валюте (например, в долларах США, в евро). Цену, установленную таким образом, нужно пересчитывать в рубли.
Если с момента отражения в учете ценностей (работ, услуг, имущественных прав) до даты их оплаты курс иностранной валюты вырос, после такого пересчета рублевая задолженность фирмы-покупателя увеличится. Сумму, которую ей придется доплатить, называют отрицательной суммовой разницей.
Если с момента отражения в учете ценностей (работ, услуг) до даты их оплаты курс иностранной валюты понизился, то задолженность фирмы-покупателя уменьшится. Сумму, на которую уменьшится долг, называют положительной суммовой разницей.
В бухгалтерском учете понятия суммовых разниц нет (все разницы считаются курсовыми). В налоговом учете отрицательные суммовые разницы записывают как внереализационные расходы, а положительные - как внереализационные доходы. На сумму расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) они не влияют.
Внимание! С 1 января 2015 г. из налогового учета исчезнет понятие "суммовые разницы" вместе со специальным порядком их учета. По сути, суммовые разницы становятся частью курсовых разниц. Так, отрицательной курсовой разницей будет признаваться курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.