Цели, задачи и принципы аудита налогообложения

1.1.1 Цели и задачи аудита налогообложения

Аудит налогообложения является специальным направлением в аудиторской деятельности, поскольку занимается отдельной областью аудита – налогообложением и обязательствами перед бюджетом по налогам и обязательным платежам. При этом аудитор выполняет специальное аудиторское задание по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 года № 119-ФЗ налоговое консультирование и оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, относятся к сопутствующим аудиту услугам.

Целью аудита налогообложения является выполнения специального аудиторского задания для выражения мнения о степени достоверности во всех существенных аспектах и соответствии порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством, а так же оказание других сопутствующих услуг по налоговым вопросам с учетом основных принципов и стандартов аудита.

Мнение аудитора при выполнении специального задания основывается на аудиторских доказательствах. Аудиторские доказательства должны быть достаточными (количественная характеристика) и надлежащими (качественная характеристика). Достаточность аудиторских доказательств обеспечивается полнотой процедур проверки и аудиторской выборкой. Надлежащий характер аудиторских доказательств основывается на том, что аудитор должен получить доказательства по следующим утверждениям (предпосылкам) подготовки отчетности:

- существование;

- возникновение;

- права и обязанности;

- полнота;

- оценка;

- точность;

- представление и раскрытие.

Существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода.

Права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Полнота – отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета.

Стоимостная оценка – отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства.

Точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени.

Представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для достижения цели аудита налогообложения необходимо выполнить следующие задачи:

1) определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;

2) определение основ взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;

3) определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;

4) определение основополагающих и конкретных процедур проверки;

5) определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

1.1.2 Субъекты аудита налогообложения и основные принципы его проведения.

В процессе работы над специальным аудиторским заданием по проверке бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица аудитор вступает в отношения с различными субъектами проверки. Их можно объединить в следующие группы:

1 Аудируемые лица (налогоплательщики и налоговые агенты).

В эту группу входят юридические и физические лица, заказавшие аудит налогообложения, т.е. организации и их должностные лица, учредители, собственники, филиалы, подразделения, внутренние аудиторы и иные уполномоченные лица, действующие со стороны заказчика.

2 Контролирующие органы.

В эту группу входят налоговые органы, указанные в статье 30 НК РФ, к которым относятся Федеральная служба по налогам и сборам при Министерстве финансов РФ и ее подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. По запросу налоговых органов в выездных налоговых проверках могут также участвовать органы внутренних дел РФ.

Отношения между указанными группами и аудиторской организацией при проведении аудита налогообложения строятся с соблюдением следующих принципов.

1 Проведение аудита налогообложения не освобождает аудируемое лицо от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

2 Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны избегать прямых контактов с налоговыми органами.

3 Порядок взаимодействия аудитора и аудируемого лица устанавливается в договоре на проведение аудита налогообложения, который оформляется в соответствии с ГК РФ и сопровождается специальным заданием.

4 При заключении договора должно быть достигнуто взаимопонимание с лицом, заказывающим аудит.

5 Аудит должен проводиться с соблюдением норм и правил аудита, отраженных в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

6 При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать осторожность суждений и выводов по вопросам, недостаточно освещенным в действующем законодательстве, сообщая аудируемому лицу о существующих налоговых рисках.

Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

Первый принцип основан на понимании налога, как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, который вносится в бюджет из собственных средств налогоплательщика. При этом, в соответствии со ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, представлять декларации и уплачивать законно установленные налоги. Перенесение ответственности и бремени уплаты налога на какое-либо другое лицо запрещено законом. Поэтому желание некоторых руководителей организации указать в договоре на проведение аудита прямую ответственность аудитора за налоговые санкции по уплачиваемым аудируемым лицом налогам является в корне неверным и противоречащим НК РФ. Поскольку аудитор является независимым лицом, его отчет, содержащий сведения об ошибках в налогообложении, предназначен только для аудируемого лица и является конфиденциальной информацией. Руководство аудируемого лица на основании отчета самостоятельно подает уточненные декларации в налоговые органы. Налоговые органы при этом сохраняют за собой право проверять налогоплательщика в пределах своих полномочий.

Второй принцип основывается на принципе независимости, а также на нормах НК РФ и ГК РФ. При проведении аудита налогообложения аудиторская организация выступает в роли независимого от чьего-либо мнения эксперта и руководствуется только требованиями законодательства, не принимая во внимание суждения клиента или налогового органа по спорным вопросам налогообложения. Взаимодействие аудиторской организации, аудируемого лица и налогового органа регулируется гражданским и налоговым законодательством, которое не предусматривает прямых отношений между аудитором и налоговым органом.

Третий принцип основывается на том, что любые отношения сторон при выполнении работ и услуг регулируются на территории РФ Гражданским Кодексом. Специальное аудиторское задание по проведению аудита налогообложения оформляется договором. При заключении договора аудиторская организация должна также руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита».

Четвертый принцип обеспечивает снижение вероятности взаимных претензий сторон после завершения аудита налогообложения или в процессе его проведения. Перед проведением налогового аудита, аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы. В договоре или в специальном задании следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Пятый принцип основывается на требованиях Федерального закона «Об аудиторской деятельности», статья 9 которого предписывает использовать правила (стандарты) аудиторской деятельности как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Шестой принцип основывается на рекомендациях Кодекса этики аудитора и на позиции профессионального суждения. По отношению к налоговой практике Кодекс этики российских аудиторов предписывает следующее. Оказывая налоговые услуги аудитор вправе отстаивать наиболее выгодную позицию клиента в спорных вопросах, если это не противоречит законодательству, принципам порядочности и объективности. При этом, аудитор не должен гарантировать стопроцентную бесспорность своих рекомендаций, осведомляя клиента об ограничениях, присущих налоговым рекомендациям и услугам. Профессиональное суждение аудитора – точка зрения аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий не представляется возможным /1/.

1.1.3 Сопутствующие аудиту услуги

Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению аудита налогообложения и сопутствующих услуг по налоговым вопросам представлен в Приложении 1 к Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ 11.07.00 г., протокол № 1.

1 Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.

2 Оценка правомерности применения налоговых льгот.

3 Оценка правильности расчета налоговых обязательств.

4 Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

5 Налоговое сопровождение – текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.

6 Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.

7 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

8 Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

9 Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением

10 Постановка налогового учета.

11 Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.

12 Разработка и представление:

а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;

г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;

д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;

з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

Приведенные в перечне сопутствующие аудиту услуги можно разделить на несколько блоков.

1 Проведение аудита налогообложения на соответствие действующему законодательству.

2 Налоговое сопровождение и защита интересов налогоплательщика.

3 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

4 Постановка налогового учета.

В зависимости от того, к какому блоку относится услуга, оказываемая клиенту, зависит содержание договора и специального задания на проведение аудита налогообложения.

Наиболее популярной в последнее время становится услуга по налоговому планированию и оптимизации налогообложения. Необходимость налогового планирования связана с величиной налогового бремени в различных налоговых юрисдикциях.

НБ = НН / ВП * 100%,

Где:

НБ – налоговое бремя;

НН – налоги, начисленные за отчетный (налоговый) период;

ВП – выручка от продаж.

Особенно актуальной проблема налогового планирования является для организаций с налоговым бременем, превышающим 40%. Если же НБ превышает 60%, то рекомендации аудитора скорее всего будут направлены на смену деятельности и (или) налоговой юрисдикции.

Заключая договор с клиентом, аудитору следует помнить о том, что не все сопутствующие аудиту услуги могут быть единовременно совмещены с проведением аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФБО). В настоящий момент ограничивает совмещение аудита ФБО и сопутствующих аудиту услуг подпункт 6 пункта 1 статьи 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности», который гласит, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц. Прямо не упомянуто в законе, но, тем не менее, считается некорректным также совмещение с аудитом услуг по восстановлению и ведению налогового учета и по составлению налоговой отчетности у одного и того же субъекта.

1.1.4 Направления проверки правильности исчисления налогооблагаемых показателей

Следует четко разделять понятия «аудит» и «сопутствующие аудиту услуги».

Аудит проводится с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги в части аудита налогообложения проводятся с целью выражения мнения о достоверности налоговой отчетности.

В связи с этим следует различать два направления проверки правильности формирования, отражения в учете и отчетности, и уплаты налогов и налоговых платежей.

Первое направление проверки определяет подходы к проведению проверки налогов в рамках аудита финансовой (бухгалтерской отчетности). Проверке в данном случае подлежит статья баланса «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами» и статьи Отчета о прибылях и убытках, отражающие обязательство по налогу на прибыль (бухгалтерское и налоговое). Подход к проверке основывается на традиционных для аудита ФБО приемах, методах и методиках. В план и программу проверки включается проверка расчетных операций, куда в свою очередь входит и статья «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами». Основные параметры аудита (уровень существенности, выборка и аудиторский риск) устанавливаются в соответствии с выбранной аудитором методикой, обеспечивающей качество аудита и формирование мнения во всех существенных аспектах.

Второе направление проверки связано с оказанием специальных сопутствующих аудиту услуг и поэтому подходы к нему строятся не традиционным, а специальным способом. Специфика деятельности аудитора состоит в том, что в каждом конкретном случае договор и задание к нему будут различны. В связи с этим каждый раз будет разрабатываться оригинальная методика, подбираться приемы и методы. Основные параметры аудита (уровень существенности, выборка и аудиторский риск) также не будут рассчитываться по общепринятым методикам. Уровень существенности при проверке налогов должен быть настолько высок, чтобы обеспечить минимальный аудиторский риск, а выборка должна быть максимальной. Чаще всего аудиторы останавливаются на проведении подтверждающего аудита и устанавливают сплошную выборку, даже если система внутреннего контроля клиента достаточно надежна. Это связано с тем, что ошибки и искажения бухгалтерской отчетности влекут за собой незначительные административные штрафы, а ошибки в налоговой отчетности могут иметь существенные финансовые последствия. Налоговые органы не признают понятия «существенность», и даже незначительные отклонения могут повлечь значительные штрафные санкции.

В настоящем учебном пособии рассматривается второе направление проверки и подходы к нему.

1.1.5 Права и обязанности субъектов при аудите налогообложения

Как уже упоминалось в п.п. 1.1.2. настоящего пособия субъектов проверки можно сгруппировать следующим образом:

1 Аудируемые лица (налогоплательщики и налоговые агенты).

2 Контролирующие органы.

3 Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Права, обязанности и ответственность контролирующих органов установлены статьями 31 – 35 главы 5 налогового кодекса РФ и не будут рассматриваться в данном учебном пособии.

Рассмотрим более подробно права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц установлены статьями 5 и 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Права аудиторов во многом согласуются с обязанностями аудируемых лиц, и наоборот, права аудируемых лиц согласуются с обязанностями аудиторов. Условно это можно представить в таблице 1.

Важнейшие права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц рекомендуется вносить в договор на проведение аудита налогообложения.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) регулируется статьей 22 НК РФ.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 23 главы 3 НК РФ. На рассмотрении обязанностей налогоплательщиков остановимся более подробно, поскольку работа аудитора по проверке правильности начисления и перечисления налогов непосредственно связана с проверкой исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Таблица 1-Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

Права аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита Заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ  
Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации   Не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки
Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам Создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц    
    Продолжение таблицы 1  
Права аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. 1) Оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности; 2) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.  
Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству РФ и настоящему Федеральному закону Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ  
Получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора 1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и настоящим Федеральным законом; 2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора    
Получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг    
     
Продолжение таблицы 1    
Права аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг  
Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ 1) Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 2) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ  

Статья 23 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

1 Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность пре­дусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена за­конодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в слу­чаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых ор­ганов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгал­терского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2 Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

3 Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодатель­ством о налогах и сборах.

4 За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на
него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5 Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные тамо­женным законодательством Российской Федерации.

Проверку исполнения налогоплательщиком и (или) налоговым агентом своих обязанностей следует включить в план и программу аудита налогообложения. Качественное исполнение своих обязанностей свидетельствует о сильных сторонах системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица.

Контрольные вопросы

1 Что включает в себя понятие «аудит налогообложения»?

2 К какому виду услуг можно отнести налоговый аудит?

3 Что является целью проведения аудита налогообложения?

4 На чем основывается мнение аудитора?

5 Какими должны быть аудиторские доказательства?

6 Перечислите предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7 Что является задачами аудита налогообложения?

8 С какими субъектами проверки вступает аудитор в отношения при проведении аудита налогообложения?

9 На базе каких принципов строятся отношения субъектов проверки? Охарактеризуйте каждый принцип.

10 Каков примерный перечень сопутствующих аудиту услуг по налоговым вопросам?

11 На какие основные блоки можно разделить сопутствующие аудиту услуги по налоговым вопросам?

12 В чем особенность налогового планирования?

13 Всегда ли услуги по налоговым вопросам совместимы с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности?

14 Охарактеризуйте два основных напрвления проведения аудита налогообложения.

15 Перечислите основные права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц.

16 Перечислите основные обязанности налогоплательщиков.

Таблица - Тесты

  По каким утверждениям (предпосылкам) подготовки отчетности аудитор должен получит доказательства?
Ответы: а) б) в) г) полнота; оценка и возникновение; представление и раскрытие; а, б, в.
  Принимают ли участие органы внутренних дел в выездных налоговых проверках?
Ответы: а) б) в) г)   да; нет; только по запросу налоговых органов; нет ответа.
  По какой формуле можно рассчитать налоговое бремя?
Ответы: а) б) в) г) НБ = ВП : НН х 100%; НБ = НН : ВП; НБ = НН : ВП х 100%; НБ = НН х ВП.
  Сопутствующие аудиту услуги в части аудита налогообложения проводятся с целью выражения мнения о:
Ответы: а) б) в) г) достоверности статистической отчетности; достоверности налоговой отчетности; достоверности бухгалтерской отчетности; достоверности первичной документации.
  При какой величине налогового бремени услуги по налоговому планированию актуальны для экономического субъекта?
  Продолжение таблицы  
Ответы: а) б) в) г) менее 40%; более 40%; более 30%; более 10%.
  Имеют ли право аудиторские организации и индивидуальные аудиторы самостоятельно определять формы проведения аудита?
Ответы: а) б) в) г) да; нет; это определяет Министерство Финансов России; это определяет налоговый орган.
  Каким образом можно сгруппировать субъектов проверки при аудите налогообложения?
Ответы: а)   б)   в)   г) аудируемые лица, контролирующие органы, аудиторские организации; аудиторские организации, индивидуальные предприниматели, налоговые органы; аудируемые лица, таможенные органы, органы налоговой полиции; нет правильного ответа.
8.   Обязательны ли к применению федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности при аудите налогообложения?
Ответы: а)   б) в) г) используются только внутренние стандарты аудиторской организации; нет; да; нет правильного ответа.
  Какой главой НК РФ регулируются права налогоплательщика?
Ответы: а) б) в) г) 22; 21; 23; нет правильного ответа.
  Включается ли проверка исполнения налогоплательщиком своих обязанностей в план и программу аудита налогообложения?
Ответы: а) б)   да; нет.

Планирование аудиторской проверки налогообложения

1.2.1 Согласование условий проведения аудита налогообложения.

Прежде чем приступить к выполнению специального аудиторского задания по проверке налогообложения клиента аудиторская организация должна удостовериться в том, что с руководством аудируемого лица достигнуто взаимопонимание по следующим основным вопросам:

-цель выполнения специального аудиторского задания;

-характер предстоящей работы;

-содержание итоговых документов;

-состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.
Цель задания согласуется с содержанием соответствующего вида

сопутствующих аудиту услуг и зависит от его формулировки. Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам содержится в Приложении 1 к Методике аудиторской деятельности, одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.00 г., протокол № 1.

Характер (от гр. Charakter - отличительная черта, признак) предстоящей работы описывается в специальном задании на проведение аудита налогообложения, где указывается в отношении каких налогов будет проводиться аудит, какой период времени будет охвачен проверкой, на что будет обращено особое внимание аудитора в зависимости от вида сопутствущей аудиту услуги и цели ее оказания.

Содержание итоговых документов, которые должен будет составить аудитор по результатам проверки, следует описывать в специальном задании. Делать это необходимо достаточно подробно, чтобы избежать в дальнейшем претензий со стороны клиента. Необходимо формулировать требования к документам таким образом, чтобы избежать неоднозначности в понимании их формы и содержания.

Состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами аудита налогообложения может несколько отличаться от того, который традиционно упоминается в числе пользователей информации о проведении обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчет и заключение аудитора по результатам аудита ФБО в первую очередь представляется учредителям (собственникам) аудируемого лица и информирует их о мнении аудитора в отношении достоверности финансовых данных за отчетный год. При этом итоговая часть аудиторского заключения не носит конфиденциального характера и должна быть доведена до всех заинтересованных лиц: акционеров, инвесторов, налоговых органов, кредиторов, работников организации и др.

Информация о результатах аудита налогообложения представляется лицу, заказавшему проверку:

-учредителям (собственникам) аудируемого лица;

-руководству аудируемого лица.

Эта информация не доводится до широкого круга лиц, носит характер управленческой информации и служит основанием для принятия управленческих решений по снижению налоговых рисков и оптимизации налогообложения.

Кроме специального задания аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита. Пример письма приведен в приложении к Правилу (стандарту) № 12 «Согласование условий проведения аудита». Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или при оказании услуг по специальным аудиторским заданиям, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.

Рекомендуется включить в письмо о проведении аудита налогообложения указание на:

-цели;

-объем аудита;

-итоговые документы;

-состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы;

-обязанности аудитора;

-обязанности аудируемого лица.

Наши рекомендации