Порядок выделения информации по отчетным сегментам

Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры, а в сводной бухгалтерской отчетности - организацией, на которую возложено составление сводной отчетности. При определении отчетных сегментов принимаются во внимание общеэкономические, кредитные, валютные, ценовые и политические риски, которым может быть подвержена организация.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству следующих факторов:

назначение товаров, работ, услуг;

процесс производства;

потребители;

методы продажи и распространения;

системы управления деятельности организацией.

При выделении информации по географическим сегментам исходят:

из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации;

наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

сходства деятельности;

рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе, включая валютные;

общности правил валютного контроля.

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или группе государств, региону или регионам в Российской Федерации.

Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

1) выручка от продаж внешним покупателям и от операций с другими сегментами организации составляет не менее 10% общей выручки всех сегментов;

2) финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10% финансового результата всех сегментов;

3) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, должно приходиться не менее 75% выручки организации. При несоблюдении данного условия выделяются дополнительные отчетные сегменты независимо от наличия условий, по которым соответствующий сегмент считается отчетным.

Отчетный сегмент, выделенный в предшествующем отчетном периоде, должен выделяться и в отчетном периоде независимо от соответствия его условиям, по которым сегмент считается отчетным.

22.3. Состав и способ представления информации по отчетным
сегментам

В отчетных сегментах должно быть обеспечено прежде всего выделение первичной и вторичной информации исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и прибыли.

Если риски и прибыли определяются в основном различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.

В тех случаях, когда риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной - по операционным.

Если риски и прибыли организации в одинаковой мере зависят от различий в производимых товарах, работах, услугах и от географических регионов деятельности, то в качестве первичной признается информация по операционным сегментам, а в качестве вторичной - по географическим.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели отчетного сегмента:

общая величина выручки, в том числе полученная от продаж внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

финансовый результат (прибыль или убыток);

общая балансовая величина активов;

общая величина обязательств;

общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Если в качестве первичной признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту представляется следующими показателями:

величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, для каждого географического сегмента, выручка от продаж внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки от продаж внешним покупателям;

балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продаж внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов, раскрывается следующими показателями:

выручка от продаж внешним покупателям;

балансовая величина активов;

величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

22.4. Порядок формирования показателей, раскрываемых в информации
по отчетному сегменту

При формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующие особенности:

1) в состав выручки (дохода) не включают проценты, дивиденды и доходы от продажи финансовых вложений (кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента), а также чрезвычайные доходы;

2) расходами отчетного периода не являются:

проценты и расходы, связанные с продажей финансовых вложений (кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента);

налог на прибыль;

общехозяйственные и прочие расходы, относящиеся к организации в целом;

чрезвычайные расходы;

3) финансовый результат отчетного сегмента в сводной бухгалтерской отчетности определяется до поправок на долю меньшинства;

4) в обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента во внимание принимают только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения.

Доходы, расходы, активы и обязательства, относящиеся к нескольким отчетным сегментам, могут распределяться между ними различными способами в зависимости от особенностей объектов учета, видов деятельности и степени обособленности отчетных сегментов. При этом выбранные способы распределения указанных объектов учета должны последовательно применяться в разные отчетные периоды.

Информация по отчетному сегменту должна формироваться в соответствии с учетной политикой организации. Изменения в учетной политике, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие решений пользователей информации по сегментам, а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кроме того, информация по отчетным сегментам предыдущего года приводится в соответствии с изменениями учетной политики в отчетном году.

22.5. ПБУ 7/98 "События после отчетной даты".
Понятие событий после отчетной даты

ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н и введено в действие начиная с отчетности за 1999 г. Положением установлен порядок отражения коммерческими организациями (включая субъекты малого предпринимательства) событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который произошел в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за год.

При этом датой подписания бухгалтерской отчетности считается дата, указанная в бухгалтерской отчетности при ее подписании.

К событиям после отчетной даты относятся:

события, подтверждающие существующие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность (объявление дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства; обнаруженные после отчетной даты существенные ошибки в бухгалтерском учете, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период, и др.);

события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность (принятие решений о реорганизации организации, о реконструкции, об эмиссии акций и иных ценных бумаг; крупные сделки, связанные с приобретением и продажей основных средств и финансовых вложений; чрезвычайные ситуации, в результате которых уничтожена значительная часть имущества, и др.).

22.6. Отражение событий после отчетной даты
и их последствий в бухгалтерской отчетности

События после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности в том случае, если они признаются организацией существенными, т.е. без знания о них пользователь информации не может достоверно оценить финансовое состояние организации, движение денежных средств и результаты деятельности организации.

События после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности либо путем уточнения данных о существующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации, либо путем раскрытия соответствующей информации. При этом последствия событий после отчетной даты подлежат оценке в денежном выражении путем составления соответствующего расчета.

В синтетическом и аналитическом учетах события после отчетной даты отражаются заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

Например, по состоянию на 31 декабря 2002 г. дебиторская задолженность составляла 5 млн руб. В марте 2003 г. организация получила информацию о том, что один из должников признан в конце февраля банкротом. Задолженность банкрота организации - 2 млн руб. В этих условиях организация обязана списать заключительными оборотами декабря 2002 г. 3 млн руб. со счетов дебиторов (76 или 62) на уменьшение прибыли (счет 91) или резерва сомнительных долгов (счет 63).

При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, осуществляется обычная запись, отражающая это событие.

События после отчетной даты, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом никакие записи на счетах бухгалтерского учета не производятся.

Например, по состоянию на 31 декабря 2002 г. в отчетности отражены значительные финансовые вложения в акции других организаций. В марте 2003 г. организацией получена информация о значительном уменьшении рыночной цены этих акций. В данном случае в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках необходимо раскрыть указанную информацию.

При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, осуществляется обычная запись по отражению этого события.

Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и бухгалтерской отчетности, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении.

22.7. Назначение и сфера применения ПБУ 11/2000 "Информация об
аффилированных лицах". Понятие аффилированных лиц

ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. N 5н и введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 г. Оно устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций). Данное Положение применяется акционерными обществами также при составлении сводной бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем Положение не применяется в акционерных обществах при формировании отчетности:

используемой для внутренних целей;

составляемой для государственного статистического наблюдения;

предоставляемой кредитной организации;

для иных специальных целей.

Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.

Аффилированные лица - это юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц.

В акционерных обществах аффилированными лицами являются:

члены совета директоров или иного коллегиального органа управления данным обществом и члены его коллегиального исполнительного органа (например, правления);

лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа (генеральный директор, управляющий и др.);

юридические и физические лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции уставного капитала организации.

К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом. Такими операциями могут быть:

приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов;

аренда имущества и его предоставление в аренду;

передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

финансовые операции;

предоставление и получение гарантий и залогов;

другие операции.

Наши рекомендации