Нормативное регулирование управленческого учета
Ведение учёта является обязательным во всех организациях и учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей их деятельности.
В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учёта, которое имеет своими основными целями:
· обеспечение единообразия ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
· составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходов и расходов, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» включает четыре уровня.
Первый уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта на предприятии.
Основным документом, определяющим правовую основу организации и ведения бухгалтерского учёта, является Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.1998 г. №123-ФЗ). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая – от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, часть вторая – от 26 января 1996 г. №14-ФЗ), федеральные законы «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными учётными стандартами финансовой отчётности» от 06 марта 1998 г. №283 и др.
Второй уровень – нормативное регулирование, которое устанавливает общие правила (стандарты) ведения бухгалтерского учёта и отчётности. Нормативное регулирование осуществляют органы государственного управления: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат России, Центральный банк РФ и др. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в виде положений (стандартов) по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности.
Учётный стандарт можно определить как свод общих правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определенного объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учёте и отчётности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности.
К ним относятся положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) отдельных объектов и фактов хозяйственной жизни организации, в частности:
Ø Приказ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации»;
Ø ПБУ 1/98 «Учётная политика организации»;
Ø ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
Ø ПБУ 6/97 «Учёт основных средств»;
Ø ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
Ø ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
Ø ПБУ 18/2002 «Учёт расчётов по налогу на прибыль».
Из перечисленных положений особенно важным является Положение 1/98 «Учётная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учёта (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учётной политики и др.).
Третий уровень – методологическое регулирование, которое определяет конкретные правила и рекомендации по учёту отдельных хозяйственных операций и объектов бухгалтерского учёта. К ним относятся инструкции, рекомендации, которые утверждаются Министерством финансов РФ и другими органами, методические указания и т.п., в частности:
o План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению:
o Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств;
o Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства;
o Инструкции о формировании годовой и квартальной отчётности и др.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учётные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
Четвёртый уровень – отраслевое (ведомственное) регулирование со стороны отраслевых министерств и ведомств в соответствии с их полномочиями.
Эти органы управления могут издавать инструктивные письма, приказы, рекомендации, указания по отражению в бухгалтерском учёте и отчетности специфических хозяйственных операций, процессов и объектов их деятельности. Например, приказы и инструкции Центрального банка РФ по ведению бухгалтерского учета в банках и кредитных организациях; отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в торговле, общественном питании, транспорте, строительстве и т.д.) и др.
Пятый уровень – внутреннее регулирование, которое осуществляется администрацией организации в виде издания рабочих документов (инструкций, положений, приказов) по ведению учета в организации.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
w документ о формировании учетной политики организации;
w утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
w графики документооборота;
w утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
w утвержденный руководителем формы внутренней отчетности.
Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов).
Процесс законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета находится в стадии развития и совершенствования и ведется в настоящее время в русле Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.