По дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Лабораторного практикума

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

Цель - обеспечение практического освоения студентами принципов и методики учета основных объектов, хозяйственных процессов и операций коммерческого предприятия, обработки и использования учетной информации в целях контроля и управления хозяйственной деятельностью.

Решив задания для лабораторного практикума по курсу «Бухгалтерский финансовый учет», студент должен знать:

- содержание, назначение и взаимосвязь первичных учетных документов, учетных регистров и отчетности;

- виды и структуру счетов бухгалтерского учета, их взаимосвязь с балансом;

- систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;

- основы организации бухгалтерского учета на предприятиях;

- особенности учета денежных средств и расчетов с юридическими и физическими лицами, бюджетом и т.д.;

- методику отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения средств и предметов труда, расчетов с работниками по оплате труда;

- порядок учета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и определения финансовых результатов;

- содержание бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

- основы налогообложения коммерческих организаций, взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Изучив курс «Бухгалтерский финансовый учет», студент должен уметь:

- заполнять первичные документы, учетные регистры и формы бухгалтерской отчетности;

- проверять увязку синтетического и аналитического учета, видеть взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учета;

- заполнять основные налоговые декларации по данным текущего бухгалтерского учета;

- формировать бухгалтерские проводки, объяснять их экономическое содержание и осуществлять двойную запись операций на счетах;

- обобщать данные текущего бухгалтерского учета путем составления главной книги и/или оборотных ведомостей;

- увязывать методику бухгалтерского учета с налогообложением;

- пользоваться планом счетов бухгалтерского учета и т.д.

При изучении курса рекомендуется использовать действующие нормативные документы и учебные пособия по курсу «Бухгалтерский финансовый учет».

Правила оформления

Решения заданий оформлять в тетради или на листах формата А-4. Отчет по практикуму может быть составлен ручным способом или с помощью ЭВМ.

Бланки первичных документов студенты приобретают самостоятельно (в магазинах, через справочно-правовые системы Гарант или Консультант Плюс, в бухгалтерии по месту работы и т.п.)

Заполненные в ходе лабораторного практикума первичные документы и учетные регистры подшиваются по темамв следующем порядке:

1) журнал регистрации хозяйственных операций;

2) учетные регистры;

3) первичные документы;

4) расчетные таблицы.

В конце подшивается главная книга, формы бухгалтерской и налоговой отчетности.

Отчет сдается на проверку преподавателю. В случае несоответствия отчета требованиям, он возвращается на доработку.

Задание:

1. Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за март 200_г. Запись хозяйственных операций отражать в регистрационном журнале следующей формы:

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п Содержание операций Проводка Сумма
Дебет Кредит
         
  Итого по журналу:      

2. Заполнить необходимые первичные документы (1 экземпляр), учетные регистры, расчетные таблицы.

Перечень первичных документов и форм отчетности

Наименование документа
1. Приходный кассовый ордер 2. Расходный кассовый ордер 3. Лист кассовой книги 4. Платежное поручение 5. Объявление на взнос наличными 6. Авансовый отчет 7. Задание на командировку 8. Приказ на командировку 9. Командировочное удостоверение 10. Табель учета использованного рабочего времени 11. Налоговая карточка (форма НДФЛ-1) 12. Индивидуальная карточка учета начисленных сумм ЕСН  

Перечень первичных документов и форм отчетности

Наименование документа
13. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) 14. Инвентарная карточка учета объекта основных средств 15. Акт о списании объекта основных средств 16. Приходный ордер на поступление материалов 17. Накладная-требование на отпуск материалов в производство 18. Лист книги покупок 19. Счет – фактура 20. Лист книги продаж 21. Декларация по НДС 22. Декларация по налогу на имущество 23. Декларация по ЕСН 24. Ведомость по средствам Фонда социального страхования 25. Бухгалтерский баланс 26. Отчет о прибылях и убытках

Формы учетных регистров можно использовать любые, в т.ч. начертить самостоятельно (см. приложения).

3. На основании регистров заполнить главную книгу за март 200_г. по следующей форме:

Наименование счета__

Месяц В дебет счета с кредита счетов Итого по дебету Итого по кредиту Сальдо
            Дебет Кредит
Февраль                    
Март                    

Краткая характеристика деятельности

Сфера деятельности ООО «Сибирь» - обрабатывающее производство (сборка мебели). Номенклатура выпускаемой продукции – комплекты мебели № 1, № 2.

Ответственные лица: генеральный директор Жуков А.А., главный бухгалтер Свищук Е.В.

Юридический адрес: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 127

ИНН 7203056589

Реквизиты банка:

Калининский филиал ОАО Запсибкомбанк, Г. Тюмень

Расчетный счет 40702810600000000384

Кор. счет. 30101810700000000725

БИК 047130725 ИНН 7203045689

Недостающие реквизиты придумать самостоятельно.

Штатное расписание на 200_г.:

Табельный номер Ф.И.О. Должность Оклад
Жуков А.А. Директор
Свищук Е.В. Гл. бухгалтер
Пятов И.И. Зам. Директора
Серова О.А. Кассир
Вяткин Н.Г. Технолог
Кошкин П.И. Кладовщик
Егоров А.Г. Начальник цеха
Иванов В.И. Столяр Сдельно
Скуратов Л.Е. Столяр Сдельно
Росляков Д.Н. Столяр Сдельно

Выписка из учетной политики ООО «Сибирь»:

1. Затраты собираются на счетах: 20 «Основное производство» (в разрезе видов изделий), 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». База распределения для общепроизводственных расходов – основная заработная плата производственных рабочих.

2. Выручка для целей бухгалтерского и налогового учета определяется по методу начисления.

3. Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом, исходя из срока полезного использования объекта. Объекты, стоимостью менее 40 000 руб. за единицу учитываются как амортизируемое имущество.

4. Материалы оцениваются по учетным ценам. В качестве учетных цен приобретенных материалов принимается плановая стоимость приобретения, установленная приказом руководителя.

Операции по приобретению материалов отражаются с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов ценностей». Суммы отклонений в стоимости материалов учитываются на одноименном счете 16.

5. На предприятии применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета

6. В производство материалы отпускаются по средней себестоимости запасов.

7. Готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости с обособленным отражением отклонений фактической себестоимости от плановой. Выпуск готовой продукции отражается без использования счета 40 «Выпуск готовой продукции». НЗП отсутствует.

8. Управленческие расходы признаются полностью в том отчетном периоде, в котором произведены, т.е. относятся на себестоимость продаж. Базой распределения между видами продукции для общехозяйственных расходов является выручка от продажи продукции.

9. Коммерческие расходы списываются в полной сумме на себестоимость продаж в отчетном периоде. Между видами продукции расходы на продажу распределяются пропорционально выручке от продажи продукции.

10. Доходы и расходы по обычным видам деятельности формируются в разрезе видов продукции.

11. Суммы оплаты за отпуск включаются в себестоимость продукции в отчетном периоде, в котором начислены. Расчетный период для определения среднего заработка – 12 месяцев, предшествующих событию.

11. Льгот по налогообложению нет. Ставки налогов использовать на дату составления отчета по практикуму.

Остатки по счетам бухгалтерского учета

по состоянию на 1 марта 200_г.

Наименование счета Сумма
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
10 Материалы
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
19 НДС по приобретенным материальным ценностям
43 Готовая продукция, в т.ч.:
А) по плановым ценам  
- комплект мебели №1
- комплект мебели №2
Б) отклонение от плановых цен  
- комплект мебели №1
- комплект мебели №2
50 Касса
51 Расчетные счета
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками дебиторская задолженность кредиторская задолженность  
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами дебиторская задолженность кредиторская задолженность  
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (кредиторская задолженность)  
80 Уставный капитал
84 Нераспределенная прибыль прошлых лет
99 Прибыль

Тема 1. «Учет кассовых операций»

Задание:

1. Заполнить приходный ордер № 15 и расходный кассовый ордер № 19 за период 1 – 5 марта 200_г.

2. Заполнить отчет кассира за 1-5 марта 200_ г.

3. Составить корреспонденцию счетов на основании приведенных отчетов кассира за март 200_г. и записать в журнал регистрации хозяйственных операций.

4. Заполнить журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 за март 200_ г. (приложение 1, 2), подсчитать остаток наличных денежных средств в кассе на конец месяца.

5. Заполнить главную книгу по счету 50 «Касса» на основании журнала-ордера № 1 и ведомости № 1

Исходные данные:

1. Отчет кассира за 1-5 марта 200_г.

№ документа От кого получено или кому выдано Приход Расход
  Остаток на начало дня  
От Кошкина П.И. возврат неиспользованных подотчетных сумм  
Получено по чеку № 139645 на хозяйственные расходы  
Подотчет Кошкину П.И. на хозяйственные расходы  
От ООО «Спектр» за реализованную продукцию, в том числе НДС 1800 руб.  
Возмещение перерасхода по авансовому отчету Свищук Е.В.  
Подотчет Пятову И.И. на командировочные расходы  
  Остаток на конец дня  

2. Отчет кассира за 8-12 марта 200_г.

№ документа От кого получено Или кому выдано Приход Расход
  Остаток на начало дня  
Получено по чеку № 139646 на выдачу заработной платы  
От Кошкина П.И. возврат неиспользованных подотчетных сумм  
ЧП Попову за материалы, в т.ч. НДС 1080 руб.  
Заработная плата работникам за февраль 200_г.  
Возмещение перерасхода по авансовому отчету Свищук Е.В.  
На взнос депонированная заработная плата Свищук Е.В.за февраль  
Возмещение перерасхода по авансовому отчету Жукова А.А.  
  Остаток на конец дня  

3. Отчет кассира за 15-19 марта 200_г.

№ документа От кого получено или кому выдано Приход Расход
  Остаток на начало дня  
От Магазина «Мебель» за реализованную продукцию, в том числе НДС 7475 руб.  
Возмещение перерасхода по авансовому отчету Вяткину Н.Г.  
Сданы наличные на расчетный счет  
От Иванова В.И. в возмещение потерь от брака  
Подотчет Вяткину Н.Г. на административные расходы  
Возмещение перерасхода по авансовому отчету Пятову И.И.  
  Остаток на конец дня  

4. Отчет кассира за 22-26 марта 200_г.

№ документа От кого получено или кому выдано Приход Расход
  Остаток на начало дня  
По чеку 139647 на выдачу депонированной заработной платы  
№ документа От кого получено или кому выдано Приход Расход
    Григорьевой А.М. депонированная заработная плата за февраль    
Подотчет Кошкину П.И. на хозяйственные расходы  
От ООО «Салют» частичная оплата за реализованную продукцию, в том числе НДС 2441 руб.  
Сданы наличные на расчетный счет  
  Остаток на конец дня  

5. Отчет кассира за 29-31 марта 200_г.

№ документа От кого получено или кому выдано Приход Расход
  Остаток на начало дня  
От Кошкина П.И. возврат неиспользованных подотчетных сумм  
Выданы алименты Кошкиной В.П.  
По чеку № 139648 на командировочные расходы  
Подотчет Жукову А.А. на командировочные расходы  
Подотчет Свищук Е.В. на приобретение канцтоваров  
  Остаток на конец дня  

Тема 2. «Учет операций по расчетному счету»

Задание:

1. Составить корреспонденцию счетов на основании выписок банка за март 200_г.

2. Заполнить платежное поручение № 1188 на сумму 30 000 руб., в том числе НДС 4576 на 1 марта 200_г. Реквизиты Леспромхоза Заводоуковский заполнить произвольно.

3. Заполнить объявление на взнос наличными от 11.03.200_г. на взнос депонированной заработной платы

4. Заполнить журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 за март 200_ г. (приложение 1, 2). Подсчитать остаток денежных средств на расчетном счете на 01.04.200_г.

5. Заполнить главную книгу за март по счету 51 «Расчетные счета»

6. Проверить увязку показателей с учетными регистрами по кассовым операциям в части итоговых оборотов, отраженных записями Дт 50 Кт 51 и Дт 51 Кт 50

Исходные данные:

09. Выписки банки за 1-5 марта

Дата Содержание операции Дебет Кредит
01.03. От ООО «Чемпион» за реализованную продукцию, в том числе НДС 9720 руб.  
01.03. Леспромхозу Заводоуковский за материалы по счету-фактуре № 184, в т.ч. НДС 4576 руб.    
02.03. По чеку № 139645 на хозяйственные расходы  
02.03. Снято банком за расчетно-кассовое обслуживание  
04.03. От ЗАО «Элита» за реализованную продукцию, в том числе НДС 1800 руб.  
05.03. ОАО «Тюменьтелеком» за услуги связи по счету-фактуре № 834, в т.ч. НДС 229 руб.    
05.03. Заводу «Строймаш» за полученные станки по счету-фактуре № 65, в т.ч. НДС 9000 руб.    

09. Выписки банки за 8-12 марта

Дата Содержание операции Дебет Кредит
08.03. От ОАО «Аспект» за реализованный деревообрабатывающий станок, в том числе НДС 5492 руб.  
08.03. От ООО «Чемпион» за реализованную продукцию, в том числе НДС14040 руб.  
08.03. ОАО «Ткани +» за материалы, в т.ч. НДС 8100 руб.  
09.03. По чеку № 139646 на выдачу заработной платы  
Дата Содержание операции Дебет Кредит
09.03. Снято банком за расчетно-кассовое обслуживание  
09.03. Перечислены взносы органам социального страхования за февраль    
  09.03.   Перечислен налог на доходы физических лиц в бюджет за февраль    
11.03. На взнос депонированная заработная плата Е.В. Свищук за февраль  
12.03. ОАО «Горсвет» за электроэнергию по счету-фактуре № 98, в т.ч. НДС 915 руб.  

3. Выписки банки за 15-19 марта

Дата Содержание операции Дебет Кредит
15.03. Снято банком за обработку документов за период с 01 по 15 марта 200_ г.    
16.03. От ООО «Ласточка» за реализованную продукцию, в том числе НДС 9000 руб.  
17.03. От ОАО «Элегия» аванс под поставку продукции, в том числе НДС 3600 руб.  
18.03. Сданы наличные на расчетный счет  
19.03. Леспромхозу за материалы по счету-фактуре № 456, в т.ч. НДС 3780 руб.  
19.03. Оптовой базе по счету-фактуре № 235 частичная оплата, в т.ч. НДС 3051 руб.  
20.03. Перечислен НДС в бюджет за февраль 200_г.  

4. Выписки банки за 22-26 марта

Дата Содержание операции Дебет Кредит
22.03. Комвольно-суконному комбинату за материалы по счету-фактуре № 34, в т.ч. НДС 3814 руб.    
23.03. ОАО «Тюменьтелеком» за услуги связи по счету-фактуре № 978, в т.ч. НДС 305 руб.    
23.03. По чеку 139647 на выдачу депонированной заработной платы  
23.03. Снято банком за расчетно-кассовое обслуживание  
25.03. ОАО «Водоканал» за воду по счету-фактуре № 135, в т.ч. НДС 540 руб.  
26.03. Сданы наличные на расчетный счет  

5. Выписки банки за 29-31 марта

Дата Содержание операции Дебет Кредит
29.03. От ООО «Салют» за реализованную продукцию, в том числе НДС 5400 руб.  
30.03. ООО «Стройлюкс» за материалы по счету-фактуре № 21, в т.ч. НДС 1728 руб.    
30.03. По чеку № 139648 на командировочные расходы  
30.03. Снято банком за расчетно-кассовое обслуживание  
31.03. От ОАО «Темп» за реализованную продукцию, в том числе НДС 1800 руб.  
31.03. От ЧП Сазоновой за реализованную продукцию, в том числе НДС 4320 руб.  
31.03. Оптовой базе по счету-фактуре № 235 частичная оплата, в т.ч. НДС 3051 руб.    
31.03. Снято банком за обработку документов за период с 16 по 31 марта 200_ г.  

Тема 3. «Учет расчетов с подотчетными лицами»

Задание:

1. Заполнить авансовый отчет № 5 Жукова А.А. от 2 марта 200_г.;

2. Составить корреспонденцию счетов на основании авансовых отчетов за март 200_г. и записать в журнал регистрации хозяйственных операций;

3. Заполнить ведомость по учету расчетов с подотчетными лицами (приложение 3). Подсчитать остаток по счету «Расчеты с подотчетными лицами»;

4. Заполнить главную книгу по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Проверить увязку показателей с учетными регистрами по кассовым операциям (записи Дт 50 Кт 71 и Дт 71 Кт 50). Проверить правильность расчетов по активно-пассивному счету:

СНД + ДО + СКК = СНК + КО + СКД, где

СНД – сальдо начальное дебетовое

ДО – дебетовый оборот

СКК – сальдо конечное кредитовое

Наши рекомендации