Синтетические и аналитические счета
Счета, которые открывают на основании статей баланса, называются синтетическими счетами(50,70,76).
Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имущественных обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. Учет на этих счетах называется синтетическим.
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательствах и хозяйственных операций по определенным экономически признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. На основании синтетических счетов составляется баланс и др. формы отчетности.
Аналитический учет(учет, кот ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.). Веется на аналитических счетах, которые детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательствах и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. Это счета второго порядка, которые открываются к каждому синтетическому счету по необходимости самой организации и отражаются в учетной политике. На аналитических счетах учет ведется подробный. На синтетическом и аналитическом счете учет ведется одновременно.
Взаимосвязь синтетического счёта с открытыми к нему аналитическими счетами:
Если синтетический счёт активный или пассивный, то все открытые к нему аналитические счета будут активными или пассивными.
Сумма хозяйственной операции по аналитическому счёту записывается на той строке счёта (Дт или Кт), на которой она была записана на синтетическом счёте.
Начальный (конечный) остаток по синтетическому счёту равен общей сумме начальных (конечных) остатков по всем аналитическим счетам, которые были открыты к данному синтетическому счёту.
Дебетовый (кредитовый) оборот на синтетическом счёте равен общей сумме дебетовых (кредитовых) оборотов по всем аналитическим счетам, которые были открыты к данному синтетическому счёту.
Кроме аналитических и синтетических счетов существуют субсчета. Субсчета - это промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетами. С их помощью осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета с целью обобщения сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счета.
Перечень субсчетов является единым и обязательным для всех. Он указывает направления, в котором должна осуществляться группировка данных аналитического учета. Благодаря этому можно получать показатели общие для данной отрасли и т.п.
Субсчета не ведутся на отдельных бланках как счета, а представляют лишь группировку аналитических данных. Не все счета имеют субсчета. Например, синтетический счет “Материалы” имеет субсчета “сырье и материалы”, “покупные”, “полуфабрикаты и комплект. изделия”, “тара и тарные материалы”, “прочие материалы”, “материалы”, “перед. в переработку на сторону”, “строит. материалы”, “топливо”.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она предназначена для проверки правильности учетных записей общего ознакомления с состоянием хозяйственной финансовой деятельности организаций и составления нового баланса.
Отражение результата инвентаризации на счетах в б.у.
Результаты проведения инвентаризации оформляются актом. В бухгалтерии составляется на основании этого акта сличительные (инвентаризационные) ведомости. В них по каждому материально – ответственному лицу указывается наименование и количество ценностей фактическое (по акту) и по данным бух.учета. Разница по факту и наличию показывает величину излишек или недостачи.
Излишки приходуются на доходы организации, недостачи – по решению руководителя. По результатам инвентаризации составляется бух. Проводки:
- на излишки
Дт 10,01,50 Кт 91/1
- установлена недостача материалов
Дт 94 Кт 10
94 счет: Дт – сумма недостачи
Кт – погашение ее.
3. недостача отнесена на виновное лицо
Дт 73/2 Кт 94
4. сумма недостачи удерживается из зарплаты
Дт 70 Кт 73/2
5. сумма недостачи вносится наличными в кассу
Дт 50 Кт 73/2
- виновное лицо перешлет деньги в погашении недостачи безналичным путем
Дт 51 Кт 73/2
- недостача списана на расходы учреждения
Дт 20,26,91/2,44 Кт 94
Бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - это таблица, которая состоит из двух частей: левой и правой, левая часть – актив, а правая часть- пассив.
Актив баланса отражает состав и размещение средств.
Пассив баланса отражает источники этих средств и целевое их направление.
В балансе всегда итог пассива равен итогу актива, так как актив и пассив отражают одни и те же средства, сгруппированные лишь по разным признакам. В активе они сгруппированы по составу и размещению, в пассиве по источникам образования и целевому назначению. Все средства в активе баланса сгруппированы в два раздела, каждый раздел имеет римскую цифру и название. В этих разделах распределены средства организации. Каждый вид средств указывается по статьям. Пример: статья нематериальные активы, основные средства и так далее.Пассив баланса состоит из трёх разделов, каждый из разделов имеет римскую цифру и название. В этих разделах отражены источники за счёт, которых образуются средства на предприятии. В балансе имеются активные статьи, где указываются средства и пассивные, где отражаются источники этих средств. Все отражённые в балансе средства и источники показываются на отчётные даты: на начало отчётного года и на конец отчётного периода.
Баланс составляется по форме №1 в тыс. рублей, его подписывают руководитель организации и главбух, Он составляется на первое января, первое апреля, первое июля, первое октября, и снова на первое января. В конце баланса имеется справка, на которой учитываются ценности на забалансовых счетах. Остатки по забалансовым счетам указываются на начало отчётного года и конец отчётного периода.
Бухгалтерский баланс - это отчётный документ о работе организации. Он является так же финансовым документом и отражает финансовый результат работы организации. На основании показателей баланса можно проанализировать работу организации, сделать определённые выводы и принять соответствующие меры к улучшению работы организации.
По показателям баланса можно установить, как повлияет на работу организации:
1) Рост дебиторской задолженности (говорит о том, что организация может в будущем сама испытывать финансовые затруднения)
2) Рост кредиторской задолженности (свидетельствует о том, что организация испытывает финансовые затруднения в работе)
Двойная запись.
Бух. баланс – это способ группировки хоз. средств по составу и размещению и по источникам образования.
Графически бух. счет представляет собой таблицу, которая имеет название, номер, левая сторона – Дт, правая – Кт. Все операции, происходящие за месяц отражаются по ДТ и Кт счета, в конце месяца подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты.
На первое число каждого месяца выводится остаток по счету – сальдо. Сальдо бывает входящее (начальное) и исходящее (конечное). В зависимости от того какой счет, активный или пассивный, конечное сальдо рассчитывается по разному.
Активность и пассивность счета определяется тем, что учитывается да данном счете.
• На активных счетах отражается имущество по составу и размещению
• На пассивных – источники образования имущества
ü В активных счетах сальдо всегда дебетовое, оборот по дебету показывает увеличение, оборот по кредиту уменьшение. Чтобы посчитать конечное сальдо, нужно к дебетовому начальному сальдо прибавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту.
ü В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое, оборот по дебиту показывает уменьшение, по кредиту – увеличение. Чтобы посчитать конечное сальдо, надо к кредитовому начальному сальдо прибавить оборот по кредиту и вычесть оборот по кредиту.
Кроме активных и пассивных счетов сущ. Активно-пассивные, в которых сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым. К ним относятся счета раздела «6. РАССЧЕТЫ».
Счет 99
Прибыль – кредитовое
Убытки – дебетовое
Записи на счетах отражаются в хронологическом порядке на основании документов.
Операция отражается одновременно на двух счетах в одной и той же сумме в дебет одного счета и в кредит другого счета. Такая запись называется двойной записью или бухгалтерской проводкой.
Счета, используемые в бух. проводке, называются счетами-корреспондентами. И запись на этих счетах наз. корреспонденцией счетов.
Проводки бывают простые и сложные.
Простые - когда дебет одного счета и кредит одного счета.
Сложные – когда дебет одного счета, кредит нескольких. Или наоборот.