Анализ выявленных ошибок
Итак, в предыдущей главе мы провели аудиторскую проверку МБУ ДО СДШИ «Балтика». Проверка проводилась в полном соответствии Федеральному Закону №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» [5], Федеральным Правилам (Стандартам) аудиторской деятельности. [14]
В ходе проверки могли быть выявлены ошибки:
ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам;
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, то о данных фактах сообщается плательщику страховых взносов.
Методику исчисления страховых взносов (как и большинства налогов) можно представить следующим образом:
При исчислении того или иного взноса ошибки могут быть допущены на любом этапе. Возможные ошибки на различных этапах исчисления страховых взносов представлены в таблицы 4.
Таблица 4
Возможные ошибки | На что следует обратить внимание |
Определение объекта обложения | |
- Неправильное определение объекта обложения. - Включение в объект обложения выплат, не являющихся таковыми, приводит к завышению облагаемой базы, и наоборот, исключение из объекта обложения выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, приводит к занижению базы | Объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 ФЗ N 212-ФЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Плательщики будут начислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают указанные выплаты базу по налогу на прибыль или нет. Дополнительно подлежат обложению страховыми взносами: - все сверхнормативные компенсационные денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренные ТК РФ и другими федеральными законами; - прочие социальные выплаты (доплаты и надбавки социального характера, премии к юбилею и иные поощрительные выплаты, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами). Подлежат обложению страховыми взносами (ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ): - компенсация за неиспользованный отпуск; - материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника; - материальная помощь в размере, превышающем 4000 руб. на одного работника за расчетный период. |
Определение облагаемой базы | |
- Неправомерное завышение базы путем включения выплат, не подлежащих обложению СВ. - Неправомерное занижение базы путем исключения выплат, подлежащих обложению СВ. - Неправомерное завышение облагаемой базы по СВ ведет к неправомерному увеличению расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль | База для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 8 ФЗ N 212-ФЗ) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. При этом согласно п. 3 данной статьи базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица. С 2015г. база для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС РФ устанавливается в сумме, не превышающей 711 000 руб. в ПФР, 670 000 руб. в ФСС РФ., в ФФОМС страховые взносы уплачиваются со всех выплат в пользу работников. Предельная база для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование отменена с 2015г. База считается нарастающим итогом с начала расчетного периода. С выплат, превышающих данную сумму, страховые взносы не перечисляются в ФСС РФ, а в ПФР нужно исчислять по тарифу 10процентов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации (п. 5 ст. 8 ФЗ N 212-ФЗ). Размер такой индексации должен определяться Правительством РФ. Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами перечислены в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ. |
Определение возможности применения пониженных тарифов | |
Необоснованное и документально не подтвержденное применение пониженных тарифов влечет уменьшение сумм СВ. | Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2017 годов применяются в соответствии со ст.58 ФЗ № 212-ФЗ. Категории плательщиков: - сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 части второй НК РФ; - организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; - организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН; плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений; - общественные организации инвалидов; - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов . |
Определение тарифа страхового взноса | |
Неправомерное применение сниженного тарифа приводит к занижению суммы взносов, подлежащей уплате во внебюджетные фонды. | Тариф страхового взноса определен как размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ). Тарифы страховых взносов: - в Пенсионный Фопд РФ - 22% - ф Фонд социального страхования РФ - 2,9% - в ФОМС - 2,1% |
Арифметические ошибки | |
Данные ошибки могут встречаться на любом этапе исчисления налога, а также на этапе заполнения отчетности по формам РСВ и ФСС-4 | Разъяснения приведены в ст.34 ФЗ № 212-ФЗ. Случаи, когда проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля. Проводящее проверку должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов сообщает об установлении таких обстоятельств плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Представление таких документов является правом, а не обязанностью плательщика страховых взносов. |
Так, результаты проведенной аудиторской проверки следующие:
1. Проверка правильности отчислений во внебюджетные фонды. В результате проверки удалось выяснить, что в организации в наличии все приказы о назначении лиц, которые несут ответственность за отчисления во внебюджетные фонды. Проверив правильность отчислений в МБУ ДО СДШИ «Балтика» не было выявлено никаких нарушений.
2. Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета. В ходе проверки выявлено, что в организации бухгалтерский учет ведется в разрезе синтетического и аналитического учета по всем регистрам учета, в соответствии с инструкцией № 174, что дает возможность оперативной сверки данных. Проверив, насколько соответствуют отчетные показатели соответствующим показателям в Сводном оборотном балансе, регистрам синтетического и аналитического учета нарушений выявлено не было.
3. В ходе аудиторской проверки не выявлены нарушения, оказывающие влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Отчетность с внебюджетными фондами составляется и сдается вовремя.