Организация бух. учета на предприятии.
Рацион. орг-ция бух.учета опред. след. условиями: глубокое изучение специфики производств. и организацион. условий хоз. деят-сти; определение реального объема и хар-ра уч. работ; постоянное изуч. законодательства и нормат. док-тов; формирование уч. аппарата и орг-ция его работы. Рацион. орг-ция бух. учета предусматривает: своеврем. и доставерное отраж. в учете и отчетности всех хоз. операций; оперативный контроль за эффективностью работы орг-ции; контроль за рац. использ. мат., труд. и фин. ресурсов; предоставл. доставерности отчетности в строго установл. сроки; высокую эффективность труда уч. работников.
Основными принципами организации бухгалтерского учета являются:непрерывность деятельности организации (орг-ция рассматривается как постоянно действующий эк. субъект, кот. будет продолжать функционировать и не намерен ликвидироваться); непрерывность бух. учета (воздействие операции отраж. тогда, когда они возникают, учитываются в бух.записях и отраж. в отч. периодах, к кот. они относятся); достоверность формируемой в учете информации( обеспеч. доставерности показаний, отображающих имуществ. и фин. положение орг-ции без искажений ); предусмотрительность (осторожность) (требует соблюдения принятой уч. политики); преобладание содержания над формой; сопоставимость получаемой из учета информации; нейтральность информации, обеспечиваемой бухгалтерским учетом; обеспечение контроля соответствия доходов и расходов отчетного периода; обеспечение возможности признания и оценки имущества и обязательств.
Главный бухгалтер в административном отношении подчиняется руководителю организации. При поступлении документов, противоречащих нормам законодательства и нарушающих финансовую дисциплину, главный бухгалтер обязан поставить в известность о таких фактах руководителя организации. Принять к исполнению такие документы главный бухгалтер может только на основании письменного распоряжения руководителя организации. В данном случае ответственность за осуществление таких операций возлагается на руководителя организации.
Содержание прав и обязанностей глав. буха.
Обяз-ти м/у раб-ками бухгалтерии распределены согласно должностным инструкциям. Ответ-ть за орг-цию. БУ и созд-е необх. усл-ий для его ведения несет рук-ль орг-ции. Глав. бух. орг-ет и возглавляет работу бухгалтерии, обеспеч. реализацию учет. политики и соблюдение действующ. законодат-ва. Конкрет. права и обяз-ти этих лиц устан-ны «З-ном о БУ и отчетности». Полномочия глав. буха: 1)устан-ть сис-му внутрихоз. учета, правила документир-я операций,документооб-та, ведения регистра БУ, составлять отчетности для внутр. польз-я и орг-ть пост. контроль. 2)разраб-ть и утверждать для подчин. ему раб-ков должностные инструкции, регламентриующ. их обяз-ти и права по вопросам БУ и контролир-ть соблюдение этих инструкций. 3)без подписи глав. буха или его зама ден., расчет. док-ты, финанс. и кредит. обязат-ва считаются недействит. и к исп-ю не приним-ся. 4)треб-ть от всех раб-ков орг-ции обязат. правильного документал. оформ-я ХО и своеврем. предоставления в бухгалтерию необх. док-тов и сведений. 5) форм-ть и предлагать руков-лю для утверждения состав инвентаризац. комиссии.6)следить за сроками проведения инвентаризации, информ-ть руков-ля об установлен. нарушениях и т.д. Обязан-ти глав. буха:1)рац-но орг-ть ведение БУ. 2)обеспеч-ть соотв-ие ХО законодат-ву. 3)форм-ть и соблюдать преемственность учет. политики. 4)орг-ть контроль за сост-ем ср-в орг-ции и исполнением обязательств путем проведения инвентаризации всех статей баланса. 5)обеспечить своеврем. составление и представление полной и достоверной бух. и налог. отчет-ти по установлен. формам. 6)следить за своеврем. расчетами по бюджет. и внебюджет. платежам. Глав. бух. в административ. отн-ии подчин-ся рук-лю. При поступлении док-тов, противореч. нормам законодат-ва и нарушающ. финанс. дисциплину, глав. бух. обязан поставить в известность о таких фактах рук-ля. Принять к исполнению такие док-ты глав. бух. может только на основании письм. распоряжения рук-ля.В дан. сл. ответств-ть за осущ-е таких операций возлаг-ся на рук-ля.
76.Сущность учетной политики (у.п.) хозяйствующего субъекта.БУ РБ регламентируется большим количеством нормативных документов. Однако это не означает полной его унификации, а лишь устанавливает осн-ые моменты в построении системы учета. Т.к. усл-ия хозяйствования и задачи каждой организации сугубо индивидуальны, то схему б.у. должны отражать особенности деятельности каждой из них. Эти схемы конкретиз-ся исходя из усл-ий деят-ти орг-ии и его специфики, квалификации персонала, принятых форм учета, системы учетных регистров, способов применения счетов БУ, степени исп-ия ЭВМ в обработке инф-ии. Т.е. от жесткой регламентации учетного процесса со стороны гос-ва переходят к разумному сочетанию гос. регулирования и сам-ти предприятий орг-ии Б.У. Сущность этого сочетания состоит в том, что на основе в установленных гос-вом общих принципах ведения БУ орг-ия сам-но разрабатывает у.п. для выполнения своих конкретных задач, поставленных перед учетом. Разработка и реализация у.п. непосредственно связана с конкретной работой бух-а, состоящей из его опред. проф. действий, способов и приемов, прим. в процессе учета. Этим подчеркивается важность знания не только того, что учит-ся, но и каким образом учит-ся объекты учета. Всю совок-ость прим-мых в БУ приемов и способов наз. методом БУ. В практ. деят-ти каждый из элементов методов учета может быть использован по-разному, т.к. в БУ сущ. мн-во спос-ов его ведения. Орг-ии из всей совок-ти спос-ов надо выбрать те, кот-ые конкретно отражают ее хоз. деят-ть. Но это не случайные спос-ы и действия, а упорядоченная послед. сис-а, т.о. в общем виде у.п. можно определить как совок-ость спос-ов и действий ведения БУ, определ-ых исходя из установл. пр-л и особенностей ХД орг-ии и порядка их прим-ия конкр. хоз. сит-ях. У.П. орг-ии форм-ся гл. бух., утверж-ся руководителем и форм-ся приказом обяз-ым исп-ию всеми подразделениями орг-ий в течение всего отчетного периода. В приказе по у.п. должны найти отражения: методический, организ., техн. аспекты б.у. орг-ии.Методич. аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действ. норм. базы. О. сама определяет: а) стоимость активов, относимых к осн. средствам, спос-ы начисления амортизации по осн. ср. и немат. акт-ам.; б) метод учета затрат на пр-во и калькулирование себестоимости прод-ии; в) метод определения коммерческих расходов, общезаводских, общецех.;г) варианты учета выручки от реализации и т.д. Орг. аспект описывает построение Б. службы, ее места в сис-ме управления и взаи-ия с др. подразделениями. О. определяет: а) права, обяз-ти и ответств. должностных лиц за надлежащую О. и ведения БУ; б)орг-ую форму подчиннености и структуры б-ии. Техн. аспект определяет процедуры, реализация которых позволяет обеспечить метод и орг-ые аспекты на уровне совр. требований. О. разрабатывает раб. план счетов Б.У.,форму Б.У., формы первичных док-ов и т.д.