По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Смоленск
Пояснительная записка
1. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет” разработана в соответствии с ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа производственной (профессиональной) практики сопряжена с теоретическим материалом следующих дисциплин: Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение и является их продолжением.
2. По итогам производственной (профессиональной) практики студент должен быть готов к выполнению основных профессиональных функций бухгалтера в рамках основных видов деятельности:
- учетно-аналитической;
- экономической;
- финансово-контрольной.
3. Программа производственной (профессиональной) практики включает следующие этапы:
- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков;
- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;
- стажировку;
- практику преддипломную (квалификационную).
4. Бюджет времени на производственную (профессиональную) практику по этапам и видам практики в соответствии с требованиями ГОС СПО распределяется следующим образом:
- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков (3 недели);
- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью (4 недели);
- стажировку (2 недели);
- практику преддипломную (квалификационную) (4 недели).
Первый этап практики проводится на базе колледжа под руководством его преподавателей в форме практических занятий. Два последующих этапа производственной (профессиональной) практики и стажировку студенты осуществляют на предприятиях города и региона, которые имеют компьютерную базу и квалифицированный персонал.
Практику по профилю специальности (технологическую) и преддипломную (квалификационную) проводят руководители практики от колледжа.
5. Сроки прохождения производственной (профессиональной) практики, ее видов и этапов определяются графиком.
6. Контроль работы практикантов осуществляется руководителями. Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка.
Тематический план практики по профилю специальности
По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Группа 012- Эс,122 -ЭС
Преподаватель: Петрушина Е.В.
№ п/п | Наименование видов, разделов и тем практик | Кол-во часов |
План производственной практики | ||
1. | 1.Характеристика объекта практики | |
2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций 2.1.Учет кассовых операций. 2.2.Учет операций по расчетному счету. 2.3.Учет расчетов с подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами. 2.4.Учет кредитов и займов. | ||
4.Учет производственных запасов. 4.1. Документальное оформление поступления МПЗ. 4.2. Документальное оформление расходов МПЗ. 4.3. Учет производственных запасов по складам и в бухгалтерии. 4.4. Инвентаризация МПЗ. | ||
4. | 5.Учет основных средств и нематериальных активов. 5.1. Учет наличия и движения основных средств. 5.2. Учет амортизации основных средств. 5.3. Учет ремонта основных средств. 5.4. Учет наличия и движения нематериальных активов. | |
5. | 6.Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 6.1. Изучить состав и учет прямых затрат предприятия. 6.2.Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов. 6.3. Изучать учет потерь от брака. 6.4. Дать оценку брака. 6.5. Изучить учет вспомогательного производства | |
7.Учет готовой продукции и ее продажи. 7.1.Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии 7.2.Изучить учет расходов на продажу. 7.3.Изучить учет продажи продукции и расчетов с покупателями. 7.4.Изучить учет налога на добавленную стоимость. | ||
Всего: |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 “ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ”
Составила: Петрушина Е.В
Смоленск 2012 г.
Направления деятельности по формированию профессиональных умений и навыков | ||||
Этапы и цели | Работа с нормативными и учебными документами | Учет хозяйственных операций, анализ основных экономических показателей | Составление учетных форм, бухгалтерской и статистической отчетности | Работа по контролю и аудиту |
1.Приобретение первичных профессиональных умений и навыков | v Изучить и использовать: - Налоговый кодекс РФ - Трудовой кодекс РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях - Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями на 23.07.98) - ПБУ 1/98 от 09.12.98 № 60н “Учетная политика организации” - ПБУ 4/99 от 06.07.99 № 43н “Бухгалтерская отчетность организации” - ПБУ 9/99 от 06.05.99 № 32н “Доходы организации” - ПБУ 10/99 от 06.05.99 № 33н “Расходы организации” - ПБУ 14/2000 от 16.10.2000 № 91н “Учет нематериальных активов” - ПБУ 5/01 от 09.06.01 № 44н “Учет материально-производственных запасов” - ПБУ 6/01 от 30.03.01 № 65н “Учет основных средств” - План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 № 94-Н - Положение о безналичных расчетах в РФ. Приказ Центробанка от 12.04.01 № 2-П - Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 “О формах бухгалтерской отчетности организации” - Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 2001 г. - Альбом форм бухгалтерской отчетности 2001г. | v Умение сбора информации об имуществе, обязательствах организации и их движении; v Умение работать с первичными учетными документами; v Умение соотносить порядок составления и обработки документов; v Умение вести на синтетических и аналитических счетах учет: - денежных средств, расчетных и кредитных операций, - труда и его оплаты, - материально-производственных запасов, - основных средств и нематериальных активов, - материально-производственных запасов. v Навыки проведения инвентаризации: - основных средств, - нематериальных активов, - товароматериальных ценностей. | v Навыки документального оформления учета: - денежных средств, - труда и его оплаты, - движения производственных запасов, - движения основных средств, - навыки составления основных форм статистической отчетности по труду и его оплате, основным средствам, денежным средствам и материальным ресурсам | v умение осуществлять внутренний контроль за: - движением денежных средств в кассе предприятия, - ведением расчетов с подотчетными лицами, - правильностью полнотой отражения в учете операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках, - соблюдением нормативно-правовых актов и организации расчетов с персоналом по оплате труда, - правильностью оформления операций по наличию и движению товарно-материальных ценностей и состоянию производственных запасов; - движением основных средств и нематериальных активов, эффективностью их использования, - правильностью и полнотой отражения в учете и отчетности готовой, отгруженной и реализованной продукции. |
II Овладение целостной системой профессиональнойдеятельности | v Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности: - “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/'98 - “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 - “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000 - “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99 “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98 - “Учет основных средств” ПБУ 6/97 - “События после отчетной даты” ПБУ 7/98 - “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98 - “Доходы организации” ПБУ 9/99 - “Расходы организации” ПБУ 10/99 - “Информация по аффинированным лицам” ПБУ - 11/2000 - “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000 - “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 - “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000 | v Умение количественного отражения и качественной характеристики фактического состояния: - готовой продукции и её реализации; - затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; - собственных средств предприятия; - кредитов и займов - финансовых результатов; v Умение формировать учетную политику организации, выбирать методику бухгалтерского учета, определение форм его ведения и организации; v Умение представлять управляющей системе (внутренним пользователям) полную и достоверную информацию о деятельности организации и её имущественном положении. | v Навыки документального оформления учета: - готовой продукции и её реализации; - затрат на производство; - собственных и заемных средств; - финансовых результатов и их использования; v Умение составлять статистическую отчетность по готовой продукции, ее реализации, по себестоимости продукции и финансовым результатам деятельности организации | v Навыки контроля за: - расходами организации; - участием собственных средств в обороте организаций; - использование прибыли, остающейся в распоряжении организаций; - использование кредитов и займов |
III. Овладение первоначальным профессиональным опытом (стажировка) | v .Методические рекомендации (указания) инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; v Изучить и применять рабочие документы самого предприятия, определяющие особенности организации и ведения учета r нем: - документ по учетной политике предприятия; - формы первичных документов, утвержденные руководителем; - графики документооборота; - план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководителем; - формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем. | v Умение обобщать систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период; v Навыки экономического анализа хозяйственной деятельности; v Навыки аудиторской проверки; v Умение представлять внешним пользователям информацию о деятельности организации и её финансовом состоянии. | v Навыки составления бухгалтерских документов, регистров и форм отчетности: - бухгалтерского баланса; - отчета о прибылях и убытках; - приложений к ним; - аудиторского заключения; - пояснительной записки; - приложения по налогам и сборам. | v Навыки планирования аудита и разработки программы; v Умение работать с внутрифирменными стандартами; v Проверка соблюдения нормативных актов; v Умение получать аудиторские доказательства; v Навыки документирования аудита; v Опыт контроля за достоверностью и своевременностью бухгалтерской отчетности; соблюдения налоговой дисциплины |
II этап.
Список литературы
Нормативная литература:
Задание 1. «Характеристика объекта практики».
Цель: знакомство с объектом практики.
1. Изучить правила внутреннего распорядка
2. Ознакомиться с характером хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, изучить данные о видах выпускаемой продукции (работ или услуг).
3. Изучить документооборот на предприятии и уровень механизации.
Задание 2 «Учет денежных операций»
Цель: приобретение профессиональных навыков в обработке документов н. порядок ведения учета денежных расчетных и кредитных операции.
- Ознакомиться с функциональными обязанностями кассира.
- Ознакомиться с правилами ведения кассовых операций на предприятии.
- Составить и приложить к отчету по практике документы по оформлению кассовых операций (приходный и расходный кассовый ордер).
- Уметь осуществлять аналитический учет кассовых операций. Ознакомиться с ведением кассовой книги. Изучить ведение синтетического учета кассовых операций, заполнить и приложить к отчету журнал - ордер №1, ведомость №1 по счету 50.
- Ознакомиться с учетом расчетов с подотчетными лицами. Составить и приложить к отчету авансовый отчет и журнал - ордер №7.
- Изучить порядок открытия расчетного счета в банке, документальное оформление операций по движению денежных средств на расчетном счете. Заполнить и приложить к отчету платежное поручение, платежное требование — поручение.
- Научиться обрабатывать и проверять выписки банка из расчетного счета.
- Составить и приложить к отчету Журнал - ордер № 2 и ведомость № 2 по счету 51.
- Знать формы безналичных расчетов, применяемых на предприятии с учетом расчетов с разными дебиторами и кредиторами с учетом кредитов банка.
Задание 3. «Учет товарно-материальных ценностей.»
Цель: приобретение профессиональных навыков по учету товарно-материальных ценностей.
Для достижения поставленной цели студент должен:
- Ознакомиться с функциональными обязанностями работников группы учета: товарно-материальных ценностей.
- Дать оценку товарно-материальных ценностей применяемую в учете на данном предприятии.
- Ознакомиться с документальным оформлением приема товарно-материальных ценностей на склад. Составить и приложить приходную накладную, акт приема и другие документы на приход товарно-материальных ценностей.
- Ознакомиться с аналитическим учетом на складе и в бухгалтерии.
- Изучить синтетический учет поступления товарно-материальных ценностей и учет расчетов с поставщиками. Составить и приложить к отчету журнал-ордер №6 по учету расчетов с поставщиками, счет 60.
- Ознакомиться с документальным оформлением отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету: требование на отпуск ТМЦ; лимитное - заборную карту; приказ на отпуск на сторону и другие имеющиеся на предприятии документы по расходу ТМЦ.
- Изучить синтетический учет отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету ведомость №10.
- Ознакомиться с учетом переоценки товарно-материальных ценностей; с проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и отражением в учете их результатов.
Задание 4 «Учета основных средств и нематериальных активов»
Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета основных средств и нематериальных активов.
1. Изучить состав основных средств предприятия и его классификацию.
2. Дать оценку основных средств числящихся на балансе предприятия.
3. Используя теоретические знания и практические навыки провести обработку документов по поступлению основных средств и нематериальных активов. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету акт приема-передачи основных средств, накладные на внутреннее перемещение
4. Освоить особенности ведения синтетического и аналитического учета основных средств н. нематериальных активов на предприятии. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету документы, касающиеся учета основных средств и нематериальных активов. (Акт ликвидации основных средств; инвентарную карточку; журнал-ордер №13)
5. Изучить учет капитальных вложении в основные средства и нематериальные активы (при подрядном о хозяйственном способах работ ).
6. Изучить порядок начисления износа (амортизации основных средств и нематериальных активов) применяемый на предприятии и его учет.
7. Изучить виды ремонта основных средств, их источники и учет.
8. Изучить документальное оформление и учет выбытия основных средств и нематериальных активов, согласно плану счетов бухгалтерского учета.
9. Изучить учет арендованных и сданных в аренду основных средств.
10. Изучить систему перехода предприятия на новый план счетов бухгалтерского учета и отразить учет основных средств по счетам бухгалтерского учета
11. .
Задание 6. «Учет затрат на производство»
Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета затрат на производство.
- Дать характеристику основного и вспомогательного производства данного предприятия.
- Изучить состав прямых затрат предприятия
- Изучить учет прямых затрат на производство.
- Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов.
- Изучить учет потерь от брака.
- Дать оценку брака.
- Изучить учет вспомогательного производства
- На основании приобретенного профессионального опыта составить отчетную калькуляцию. Определить фактическую себестоимость готовой продукции с учетом остатков незавершенного производства. Составить и приложить к отчету по практике журнал-ордер №10, 10/1; ведомость 12; 15
- Произвести анализ себестоимости продукции по общей сумме и отдельным элементам.
Задание 7 «Учета готовой продукции и се реализации.
Цель: приобретение профессиональных навыков во введении учета готовой продукции и се реализации.
- Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии (согласно нового плана счетов бухгалтерского учета)
- Нa основании приобретенного профессионального опыта дать оценку готовой продукции.
- Изучить учет товаров отгруженных и коммерческих расходов.
- Изучить учет реализации продукции и расчетов с покупателями.
- Изучить учет налога на добавленную стоимость.
- На основании полученных знаний и приобретенного профессионального опыта определить результат от реализации продукции.
- Составить и приложить к отчету документацию по учету движения готовой продукции: ведомость 16
Анкета для студентов
Цель: выявить уровень удовлетворённости тренингом по подготовке к профессиональной практике
№ п/п | Содержание опроса | Критерии | |
Да | Нет | ||
Знаете ли Вы как: | |||
1. | Преодолевать барьеры общения | + | |
2. | Использовать знания о вербальном и невербальном общении при знакомстве с новым коллективом. | + | |
3. | Быстро адаптироваться (приспособиться) к среде | + | |
4. | Преодолеть тревожность, снять стресс. | + | |
5. | Преодолеть конфликтную ситуацию | + | |
6. | Преодолеть трудности | + |
Оказали ли Вам помощь знания, полученные на тренингах?
В нескольких заданиях я ссылалась на знания, полученные на тренингах.
Смоленск
Пояснительная записка
1. Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет” разработана в соответствии с ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Программа производственной (профессиональной) практики сопряжена с теоретическим материалом следующих дисциплин: Теория бухгалтерского учета, Бухгалтерский учет, Экономика предприятия, Финансы, денежное обращение и кредит, Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Налоги и налогообложение и является их продолжением.
2. По итогам производственной (профессиональной) практики студент должен быть готов к выполнению основных профессиональных функций бухгалтера в рамках основных видов деятельности:
- учетно-аналитической;
- экономической;
- финансово-контрольной.
3. Программа производственной (профессиональной) практики включает следующие этапы:
- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков;
- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;
- стажировку;
- практику преддипломную (квалификационную).
4. Бюджет времени на производственную (профессиональную) практику по этапам и видам практики в соответствии с требованиями ГОС СПО распределяется следующим образом:
- практику (учебную) для получения первичных профессиональных умений и навыков (3 недели);
- практику (технологическую) по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью (4 недели);
- стажировку (2 недели);
- практику преддипломную (квалификационную) (4 недели).
Первый этап практики проводится на базе колледжа под руководством его преподавателей в форме практических занятий. Два последующих этапа производственной (профессиональной) практики и стажировку студенты осуществляют на предприятиях города и региона, которые имеют компьютерную базу и квалифицированный персонал.
Практику по профилю специальности (технологическую) и преддипломную (квалификационную) проводят руководители практики от колледжа.
5. Сроки прохождения производственной (профессиональной) практики, ее видов и этапов определяются графиком.
6. Контроль работы практикантов осуществляется руководителями. Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка.
Тематический план практики по профилю специальности
По специальности 080114 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Группа 012- Эс,122 -ЭС