Учет безналичных расчетов
В банке деньги хранятся на расчетных счетах. Распоряжением владельца перечислить деньги с его расчетного счета на расчетный счет получателя является платежное поручение. Поставщик может выставить через банк платежное требование, обычно для осуществления оплаты требуется согласие (акцепт) владельца расчетного счета. Для выдачи с расчетного счета наличных – используется денежный чек.
На расчетные средства поступают денежные средства. От покупателей обычно поступают на основании их платежных поручений. Предприятие может выставить покупателю платежное требование.
Но не все платежные документы принимаются банком, возможно недостаточно средств на счете, поэтому бухгалтерский учет по банковским операциям сразу не ведется. А ведется после получения выписки банка. Обычно на следующее утро.
Только банковская выписка является гарантией того, что банковская операция осуществилась и является основой для ведения бухгалтерского учета.
Для отражения операций, связанных с движением денежных средств организации по расчетным счетам в типовой конфигурации предназначен документ «Банковская выписка». Необходимо в программе 1С: Бухгалтерия на вкладках найти «Банк»:
Далее из предложенного списка выбираем «банковские выписки», появляется окошко с банковскими выписками:
Для того что бы создать новую выписку необходимо нажать insert (или на верхней панели нажать «+ добавить»), и появится выбор вида документа «Поступление на расчетный счет» и «Списание с расчетного счета».
Предположим, что фирма «Бытовая техника» приобрела у нас холодильник «Атлант», и 02 ноября 2013г. пришла оплата от покупателя. Следует выбрать вид документа «Поступление на расчетный счет»:
Далее появится окошко с выбором вида операции документа, выбираем «Оплата от покупателя»:
Откроется окошко, в котором необходимо обязательно заполнить все пустые строчки, подчеркнутые красным пунктиром:
Сначала выбираем плательщика, нажав на реквизит «Плательщик…» появится список контрагентов:
Из предложенного списка выбираем нашего покупателя «Бытовая техника» (если такого покупателя ранее не было в списке наших контрагентов его необходимо внести в список):
Выбираем расчетный счет покупателя, с которого была произведена оплата:
Выбираем договор, по которому был приобретен товар:
Далее выбираем счет, который мы выставляли покупателю за холодильник:
Далее в поле «Сумма» вписываем сумму платежа и выбираем статью движения денежных средств «Оплата от покупателя»:
Вписываем назначение платежа «Оплата по счету №Т ДК3 от 02.11.2013г. за холодильник Атлант»:
После заполнения реквизитов следует нажать на кнопку «Записать», она находится в правом нижнем углу, при помощи этой кнопки присвоится номер нашему документу:
По кнопке «Ок» в нижнем правом углу проводится документ.
В результате проведения документа формируются проводка:
Дебет 51 Кредит 62.02 – 59 000,00 рублей.
Далее мы 02 ноября 2013 г. приобрели у магазина «Бытовая техника» телевизор «Самсунг», нам необходимо внести его в банковскую выписку. На вкладке «Банк», далее «Банковские выписки» выбираем вид документа «Списание с расчетного счета»:
Из появившегося списка выбираем вид операции «Оплата поставщику»:
По аналогии с предыдущей операцией из списка контрагентов выбираем нашего уже продавца магазин «Бытовая техника»:
Выбираем расчетный счет, на который будем производить платёж:
Далее выбираем договор, по которому покупаем телевизор:
В поле «Сумма» вписываем сумму нашей покупки: 25 000,00 руб.
В поле «Статья движения денежных средств» выбираем «Оплата поставщику», и вписываем назначение платежа:
По кнопке «Ввести платежное поручение» формируется наше платежное поручение:
После заполнения реквизитов следует нажать на кнопку «Записать», она находится в правом нижнем углу, при помощи этой кнопки присвоится номер нашему документу.
По кнопке «Ок» в нижнем правом углу проводится документ.
В результате проведения документа формируются проводка:
Дебет 60.02 Кредит 51 – 25 000,00 рублей.
Для того чтобы проконтролировать, что все документы отражены в программе правильно, можно составить оборотно-сальдовую ведомость по счету 51:
Карточка счета 51 за 02 ноября 2013 г.
В системе «1С:Бухгалтерия» главные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов и т. д.
Состав конфигурации в значительной мере зависит от текущего законодательства и различных нормативных документов, регламентирующих ведение учета. Из-за изменений законодательства или выхода различных уточнений по методологии ведения бухгалтерского учета сама конфигурация может несколько отличаться от данного описания. В этом случае изменения могут быть отражены в пользовательском описании, поддерживаемом системой 1С:Предприятие.
Приложение 1
Краткое описание понятий системы 1С:Предприятие, которыми оперирует пользователь в процессе эксплуатации программы 1С:Бухгалтерия.
Константы. Как правило, константы используются для работы с постоянной и условно-постоянной информацией, но могут представлять собой и периодически изменяемые данные. В основном это наиболее общая информация об организации, в которой ведется учет: «Наименование предприятия», «Размер НДС», «ФИО главного бухгалтера» и т.д.
Справочники. Предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов.
Обычно справочниками являются списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и другие.
1С:Предприятие поддерживает работу с многоуровневыми справочниками и подчиненными справочниками.
Перечисления. Перечисления используются в системе для описания наборов постоянных (не изменяемых пользователем) значений.
Типичными примерами перечислений в 1С:Бухгалтерии являются типы номенклатуры (товар, продукция, услуга, работа), вид контрагента (организация, частное лицо), виды движений по расчетному счету (поступление, списание, поступление от покупателя, оплата поставщику) и т.д.
Бухгалтерские счета. Бухгалтерские счета (далее «Счета») предназначены для хранения плана счетов бухгалтерского учета, то есть объектов синтетического учета средств предприятия. Суть данных объектов вполне соответствует общепринятому пониманию бухгалтерских счетов. Свойства бухгалтерских счетов, входящих в конфигурацию базовой версии, не могут изменяться пользователем. Тем не менее, свойства новых счетов, веденных пользователем, определяются им в соответствии с принятой на предприятии системой учета. В базовой версии программы 1С:Бухгалтерия поддерживается только один план счетов.
Операции и проводки. Отражение движений средств в бухгалтерском учете записывается в виде операций и проводок. Операция является полным отражением хозяйственной операции, произошедшей на предприятии, в бухгалтерском учете. Она может содержать несколько проводок. Проводки не существуют отдельно от операций.
Каждая проводка принадлежит одной и только одной операции. Например, операция поступления аванса будет содержать две проводки - зачисление средств на расчетный счет и начисление НДС по поступившему авансу.
Субконто. Термин субконто введен для обозначения набора значений, используемых для ведения аналитического учета по бухгалтерским счетам. В качестве субконто обычно выступают объекты, по которым ведется аналитический учет на предприятии: основные средства, организации, товары и т.д. Buд субконто определяет совокупность объектов конкретного типа, которые используются для ведения аналитического учета.
Каждый вид субконто имеет один из существующих в системе типов данных, который определяет набор значений субконто этого вида - обычно это справочник или перечисление. Например, вид субконто «Основные средства» будет иметь тип «Справочник «Основные средства».
Существующие виды субконто используются для настройки аналитического учета по счетам бухгалтерского учета. При вводе проводок для счетов, по которым ведется аналитический учет, вводятся значения субконто в соответствии с их типами.
Типовые операции. Механизм типовых операций предоставляет пользователю возможность автоматизировать ввод часто повторяющихся операций. Для этого пользователь вводит шаблон типовой операции, в котором задает «сценарий» проводок. При вводе операции с использованием типовой операции, данные автоматически заполняются на основании шаблона типовой операции. При необходимости запрашиваются недостающие значения операции (объекты аналитики, валюта, количество и другие) и рассчитываются суммы проводок по определенным в шаблоне формулам.
Корректные проводки. Механизм корректных проводок предназначен для автоматического контроля вводимых операций. Пользователь заполняет список корректных проводок в соответствии со своими представлениями о правильности ведения учета. Затем, в процессе ввода операций, если установлен соответствующий параметр, система проверяет проводки операции, используя список корректных проводок.
Журналы проводок и операций. Для просмотра списка всех бухгалтерских операций используется журнал операций. В нем каждая операция отображается одной строчкой, содержащей наиболее важную информацию (дату, номер, содержание, сумму).
Журнал проводок позволяет просмотреть существующие проводки операций в виде общего списка.
Документы. Для отражения любых событий, происходящих на предприятии, а также для управления расчетами и данными в 1С:Предприятии могут использоваться документы. Как правило, набор документов 1С:Предприятия совпадает с набором реальных первичных документов, используемых в организации, которые требуется вводить в информационную базу: платежное поручение, счет, приходная и расходная накладная, кассовые ордера и т.д.
Каждый документ имеет визуальное представление (экранную форму) и может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части, которые заполняются при его выписке (вводе в систему). Кроме того, документ обычно имеет печатную форму, которая представляет собой его «бумажный» эквивалент.
Важным свойством документа является его возможность автоматически формировать бухгалтерскую операцию. Такая операция будет принадлежать документу. Операции, введенные вручную, тоже, фактически, являются документами специального вида, который так и называется — «Операция».
Журналы. Для просмотра документов в 1С:Предприятии предусмотрены журналы.
Журнал документов позволяет просмотреть список документов, разделенных по видам документов, или всех документов сразу.
Отчеты и обработки. Отчеты применяются для получения различной информации, содержащей итоги или детальную информацию, подобранную по определенным критериям. Отчеты используются как для анализа бухгалтерских итогов и движения средств (оборотно-салъдовая ведомость, журнал-ордер и т.д.), так и для формирования данных для налоговых инспекций и других инстанций (баланс, налоговая отчетность, отчеты во внебюджетные фонды).
Обработки используются для выполнения различных сервисных или регламентных действий, например, для установки или снятия пометки на удаление группы документов, формирования реестра документов и т.д.
В данном разделе рассматриваются основные принципы бухгалтерского учета, принятые в базовой версии 1С:Бухгалтерии.
Как известно, бухгалтерский учет основывается на таких понятиях, как счета, субсчета, объекты аналитического учета. Основным понятием в 1С:Бухгалтерии является счет. Счет обладает рядом свойств: он может быть валютным, содержать субсчета, иметь объекты аналитического учета и т.д. Все счета собраны в единый план счетов. В соответствии с концепцией учета, принятой в базовой версии, каждому счету в плане счетов назначен набор определенных свойств. На основе конкретных свойств счетов разработаны алгоритмы ввода первичных документов и формирования проводок.