Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний.

Санкт - Петербург, Волгоградская область, почтовый ящик №-25, хозяйство, город Пермь, озеро Байкал, кандидат технических наук, заместитель декана, господин Иванов, поселок Масловка, то есть, заведующий кафедрой, Бутурлинский район, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор.

Образуйте глагольные словосочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.

Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление.

5. Отредактируйте текст.

Сочинение списано и списавший не отрицает факт списания сочинения, а кто дал списать сочинение сказал, что сам не возражал против списания своего сочинения списавшим. Поэтому установлено, что данное сочинение списано.

6.Объясните значение терминов. Подберите к ним вариант из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте словарь иностранных слов.

Кутюрье, менторский, коллизия, рефлексия, акцентуация, антураж, аутсайдер, идентификация, интерпретация, бартер, консенсус, кастинг, дезавуировать, инсинуация, инфантилизм, индексация..

7. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

И..пользовать возможность, бе..срочный, бе..спрный, бе..вкусный, бе..ценный, ра..формировать, ра..жечь, во..звать, и..следовать, и..чезнуть, ра..спросы, ра..чет.

8.Определите смысл фразеологизмов. Подберите к ним противоположные по смыслу фразеологизмы. Составьте предложения с выделенными словами.

Держать камень за пазухой, держать в черном теле, ни то ни се, жить душа в душу, ворон считать, держать ушки на макушке, на руках носить.

9.Определите род несклоняемых существительных. Подберите к ним согласованные определения. Составьте предложения с выделенными словами

Например, пальто – средний род, старое пальто. В пыльном комоде я отыскала старинное бабушкино пальто.

Пари, какао, рандеву, Чили, авеню, шимпанзе, кольраби, кофе, пенальти, иваси, кенгуру, бра, фиаско, Бали.

10.Подберите синонимы к словам.

Яркий, сложно, зарубежный, сила, холодный, книга.

Подберите антонимы к словам.

Легкий, добровольный, война, талантливый, сторонник, постоянно, приближаться, слепой, передовой, наступательный, истинный, восход.

Определите, какие семантические отношения связывают приведенные в парах слова.

Прелестный – очаровательный, я лечу самолетом- я лечу больного, шутливо – серьезно, скупой – жадный , сломанный – сломленный, проселочная дорога – дорога как память, противотанковая мина – капризная мина, живая рыба – живой ум.

11.Образуйте форму мужского рода прошедшего времени. Отметьте вариативные формы.

Поникнуть, продрогнуть, промокнуть, крикнуть, увянуть, вернуть, завянуть, пискнуть, меркнуть, гаснуть, привыкнуть, липнуть, мокнуть, прилипнуть, погаснуть, прикрикнуть.

Образуйте форму множественного числа родительного падежа.

Ботинки, валенки, сапоги, туфли, чулки, носки, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты, макароны, яблоки, басни, блюдца, брызги, вафли, оладьи, полотенца, георгины, свечи, рельсы, ясли.

Образуйте форму множественного числа.

Директор, возраст, купол, джемпер, паспорт, договор, инженер, штабель, офицер, шулер, почерк, повар, свитер, шофер.

Просклоняйте числительное в составе с существительным.

1986 год, 3754 пассажира, 245 саней

12.Напишите сочинение-рассуждение на тему. Бывает ли мода в языке?

Теоретический вопрос.

Расскажите о происхождении русского языка.

Контрольная работа №-1

Вариант 9

1.Прочитайте приведенный отрывок и определите. К какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с прим ерами из текста). Расставьте знаки препинания.

Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б.Расселом в 1952 году Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему.

Распределить лексику по стилистическим группам: Уста, пламенный, лига, очарование, лира, компьютер, бесталанный, локальный, взыскание, уголовный процесс, правовые позиции, скорбный, декларативный, кесарево сечение, подвыпить, рожа, башковитый, бард, дубликат, безвозмездный, нахрапистый, парадокс, посудина, токоприемник, товарооборот, повелитель, титанический, стол, тихоня, синус, геометрия, поджилки, зажилить, зодчий, науськать, очи, сидеть.

Образец выполнения:

Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Литературно-художественный стиль Нейтральный стиль (межстилевая лексика)
          сидеть

2. Отредактируйте текст. Замените слово «сказать» на стилистические синонимы.

Встретился мне один молодой писатель.

-Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал я.

-Конечно, - сказал я.

- Не, как, нравится? - сказал он, окончив чтение.

-Я скажу тебе правду, - сказал я.

-Скажи, - сказал он.

-Скажу, что это очень просто, – сказал я.

-Ну, что скажешь о человеке с таким вкусом, - сказал он?

3. Объясните значение иностранных слов. Подберите вариант из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. Использовать словарь иностранных слов.

Конфиденциальный, креативный , ксенофобия, коммивояжер, космополит, мистификация, нонсенс, маргинал, легитимный, лизинг, лоббировать, мажоритарный, менторский, моветон, нувориш, парафирование, плебисцит, прецедент, приватный.

4. Определите, какие семантические отношения связывают приведенные в парах слова.

Прелестный – очаровательный, я лечу самолетом- я лечу больного, шутливо – серьезно, скупой – жадный , сломанный – сломленный, проселочная дорога – дорога как память, противотанковая мина – капризная мина, живая рыба – живой ум.

5. Исправьте речевые ошибки. Укажите их тип.

Перед принятием пищи надо вымыть руки.

Нас встретил седой величественный старичок.

Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь.

Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.

Грядущие каникулы я проведу у моря.

Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата.

Из очей малыша потекли слёзы.

Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.

В анкете следует указать профессию мамы и папы.

Наши рекомендации