Дебет 50 (51) кредит 62
– 1 770 000 руб. – поступили деньги от покупателей;
ДЕБЕТ 50 (51) КРЕДИТ 62 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО АВАНСАМ ПОЛУЧЕННЫМ»
– 472 000 руб. – получена выручка.
По строке 4111 «от продажи продукции, товаров, работ и услуг» указаны поступления без НДС:
1 770 000 – 270 000 + 472 000 – 72 000 = 1 900 000 руб.
В отчетном году «Пассив» безвозмездно получил государственную помощь - денежные средства на приобретение сырья в размере 70 000 руб. Фирма использовала их в текущей деятельности. Полученные деньги были оприходованы записью:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– 70 000 руб. – поступили бюджетные средства.
При оприходовании сырья, приобретенного за счет этих средств, бухгалтер сделал запись:
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– 70 000 руб. – признаны доходы будущих периодов, не включаемые в расчет чистых активов (а значит – увеличивающие собственный капитал).
Поскольку государственная помощь увеличивает собственный капитал «Пассива», ее нужно показать в составе финансовых операций – по строке 4119 «прочие поступления».
Сотрудник «Пассива» вернул в кассу неиспользованный остаток подотчетных сумм, выданных ему на закупку материалов (10 000 руб.).
Кроме того, от поставщиков поступили штрафные санкции (неустойка) за нарушение условий хозяйственных договоров о продаже продукции в сумме 210 000 руб.
Бухгалтер «Пассива» сделал записи:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71
– 10 000 руб. – возвращен остаток подотчетных средств;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 210 000 – поступили штрафные санкции.
Поступившие средства в размере 220 000 руб. (10 000 + 210 000) также отражены по строке 4119 «прочие поступления».
В течение отчетного года «Пассив» перечислил поставщикам сырья и материалов 944 000 руб. (в том числе НДС – 144 000 руб.). В учете была сделана проводка:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 944 000 руб. – перечислены деньги поставщикам.
Эти деньги отражены по строке 4121 «поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги» в сумме 800 000 руб. (за минусом НДС)».
За год из кассы фирмы на оплату труда сотрудников выдано 150 000 руб. В учете была сделана запись:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
– 150 000 руб. – выдана зарплата сотрудникам.
Эта сумма показана по строке 4122 «в связи с оплатой труда работников».
Общая сумма налоговых платежей, перечисленных в бюджет в отчетном году, составила 360 000 руб., из них налог на прибыль – 130 000 руб., НДС – 200 000 руб., иные налоги – 30 000 руб. Перечисление денег было отражено проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
– 360 000 руб. – перечислены налоги в бюджет.
Эту сумму бухгалтер распределил так: в строку 4124 – 130 000 руб., в строку 4129 – 30 000 руб.
Про НДС – особый разговор. Это косвенный налог, и относящиеся к нему денежные потоки нужно показать свернуто. Результирующий поток по НДС бухгалтер определит суммарно по всем операциям фирмы – текущим, инвестиционным и финансовым, но показывают его в составе потока от текущих операций.
В течение года работникам «Пассива» выданы из кассы материальная помощь и другие выплаты, не относящиеся к заработной плате, на общую сумму 210 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 50
– 210 000 руб. – выданы деньги из кассы.
Эти выплаты показаны по строке 4129 «прочие платежи».
В отчетном году «Пассив» продал станок и недостроенное здание. Доходы от их реализации составили 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Также были проданы акции другой организации на сумму 40 000 руб. Эти операции отражены проводкой:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60 (76)
– 1 220 000 руб. (1 180 000 + 40 000) – поступили деньги от покупателей.
Полученные средства отражены по строкам 4211 (за минусом суммы НДС) и 4222.
В отчетном году «Пассиву» был возвращен долгосрочный заем в сумме 80 000 руб. При поступлении денег была сделана запись:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 58
– 80 000 руб. – возвращен заем.
Он отражен по строке 4213.
На покупку основных средств фирма потратила 885 000 руб. (в том числе НДС – 135 000 руб.). Другим организациям «Пассив» выдал долгосрочные займы на сумму 60 000 руб. Бухгалтер сделал проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 885 000 руб. – перечислены деньги поставщикам основных средств;
ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 51
– 60 000 руб. – выдан процентный заем.
Эти суммы показаны соответственно по строкам 4221 в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов» (за минусом суммы НДС) и 4223 «в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам».
По строке 4200 «Результат движения денежных средств от инвестиционной деятельности» показан итог по инвестиционной деятельности фирмы. Его определили как разницу между полученными и потраченными деньгами (без НДС). Эта разница (сальдо денежных потоков от инвестиционных операций) составила:
1 000 000 + 40 000 + 80 000 – 750 000 – 60 000 = 1 120 000 – 760 000 = 310 000 руб.
В связи с финансовыми операциями движения НДС не было. Результирующий денежный поток по этому налогу в связи с текущими и инвестиционными операциями составил:
270 000 + 72 000 – 144 000 – 200 000 + 180 000 – 135 000 = 43 000 руб.
Бухгалтер «Пассива» показал эту сумму по строке 4119. Теперь он может подвести итоги по текущим операциям.
В отчетном году «Пассив» получил от другой организации краткосрочный заем в сумме 12 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66
– 12 000 руб. – поступил заем.
Сумма займа отражена по строке 4311 «кредитов и займов».
Прочие поступления составили 70 000 руб. (строка 4319).
В то же время фирма вернула взятый в банке кредит в сумме 320 000 руб. Возврат денег был отражен проводкой:
ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 51
– 320 000 руб. – возвращен кредит.
Он указан по строке 4323.
По строке 4300 «Сальдо денежных потоков от финансовых операций» подведен соответствующий итог. Он составил:
12 000 + 70 000 – 320 000 = –238 000 руб.
Разница между всеми денежными поступлениями и расходами фирмы составила:
843 000 + 310 000 – 238 000 = 915 000 руб.
Эта сумма отражена по строке 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период».
По строке 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» указана сумма денег фирмы на 31 декабря отчетного года. Она составила:
63 000 + 915 000 = 978 000 руб.
Отчет о движении денежных средств будет заполнен так:
Если фирма не может однозначно отнести денежные потоки к текущей, инвестиционной или финансовой деятельности, ПБУ 23/2011 разрешает отнести их к денежным потокам от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). На этом основании вы можете не обособлять денежные потоки по НДС по инвестиционной и финансовой деятельности, а сформировать общий денежный поток по НДС и показать его как движение денежных средств по текущей деятельности.
Поступления и платежи, проводимые в рамках одной операции, могут относиться к разным видам денежных потоков и отражаться по разным строкам отчета о движении денежных средств.
Пример
ООО «Мечта» в прошлом году получило денежный заем в сумме 200 000 руб. с возвратом в отчетном году вместе с процентами. Сумма процентов, начисленная к возврату заимодавцу – 20 000 руб.
Фирма возвратила долг вместе с процентами единой суммой – 220 000 руб. (200 000 + 20 000).
Для отражения в отчете о движении денежных средств бухгалтер должен разделить указанную сумму на две части и отразить возврат основной суммы долга по финансовой деятельности, а сумму возвращенных процентов – по текущей деятельности.
Общие требования
В качестве приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах фирмы должны составлять пояснения. На это указал и Минфин России в своем письме от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285. Как указали финансисты, "в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности". Их можно составить как в табличной, так и в текстовой форме.
Обратите внимание: содержание пояснений компании определяют самостоятельно. При этом удобно воспользоваться примером составления подобных пояснений, приведенным в Приложении № 3 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н.
Для отражения количественных данных лучше использовать табличную форму пояснений.
Номера пояснений указываются в графе 1 («Пояснения») бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Пояснения – общий документ к обеим формам. Составление пояснений к каждой из названных форм в отдельности не предусмотрено. Поэтому нужно применять сквозную нумерацию пояснений.
Пояснения не являются самостоятельной отчетной формой, а считаются приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. По сути дела они выступают расшифровкой к этим формам. А связь баланса и отчета с пояснениями устанавливается через нумерацию пояснений.
С отчетности за 2011 год пояснения не рассматривались как пояснительная записка. Пояснительную записку требовалось составлять и представлять как отдельный документ. Но с отчетности за 2012 год ситуация изменилась. Пояснительная записка утратила самостоятельное значение. Она может дополнять пояснения. То есть теперь пояснения должны состоять из двух частей – табличной и текстовой. В этом разделе мы остановимся на табличных формах пояснений, рекомендованных приказом Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н.
Из пункта 85 Положения по ведению бухгалтерского отчета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации следует, что субъекты малого предпринимательства представлять пояснения не обязаны. В то же время, если им необходимо пояснить какие-то факты хозяйственной деятельности, они могут составить пояснения (информация Минфина РФ "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства").
Объем информации, который выносится в пояснения, определяется положениями по бухгалтерскому учету.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, рекомендованные Минфином России, состоят из разделов:
1. Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).
2. Основные средства.
3. Финансовые вложения.
4. Запасы.
5. Дебиторская и кредиторская задолженность.
6. Затраты на производство.
7. Оценочные обязательства.
8. Обеспечения обязательств.
9. Государственная помощь.
Бухгалтерский баланс не предусматривает отражения сведений о забалансовых счетах. «Забалансовые» данные включаются в пояснения. Обязанности компаний по ведению забалансового учета отражает нижеприведенная таблица.
Обязанности по ведению забалансового учета, установленные нормативными правовыми актами. | ||
Источник (приказ, зарегистрированный в Минюсте России) | Объекты учета | Забалансовый счет (из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета) |
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н), п. 14 | Объект основных средств, полученный в аренду, подлежит учету на забалансовом счете | 001 «Арендованные основные средства» |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н), п. 155 | Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» | 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н), п. 156 | Давальческие материалы учитываются на забалансовом счете «Материалы, принятые в переработку» | 003 «Материалы, принятые в переработку» |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н), п. 158 | Организация-комиссионер учитывает товары, принятые им от физических и юридических лиц (комитента) для продажи, на забалансовом счете «Товары, принятые на комиссию» | 004 «Товары, принятые на комиссию» |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), п. 77 | Списанные в убыток вследствие неплатежеспособности должника задолженности должны отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания (для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника) | 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» |
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 42 | В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом | 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» |
ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 17 | По объектам основных средств некоммерческих организаций на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа (амортизация не начисляется) | 010 «Износ основных средств» |
ПБУ 6/01 «Учет основных средст», п. 5 | В целях обеспечения сохранности в производстве или при эксплуатации объектов стоимостью не более 40 000 руб., отражаемых в составе материально-производственных запасов, должен быть организован надлежащий контроль за их движением | Не предусмотрен (компания может открыть забалансовый счет 013 «Активы стоимостью не более 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в эксплуатации») |
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», п. 39 | Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете (в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре) | Не предусмотрен (компания может открыть забалансовый счет, например, 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование») |
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н), п. 12. | Специальная оснастка и специальная одежда, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах (в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником) | Не предусмотрен (можно учитывать на отдельном субсчете, открытом к счету 001 «Арендованные основные средства») |
ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 32 | В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности информация об объектах основных средств, предоставленных по договору аренды | 011 «Основные средства, сданные в аренду» |
Особенности представления сведений по отдельным статьям разъяснены Информацией Минфина РФ от 22 июня 2011 г. № ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций».
Обратите внимание: Минфин РФ не разъясняет, какого характера пояснения нужно давать к отчету о финансовых результатах. По этому вопросу вы должны руководствоваться пунктами 18.1, 19 – 21 ПБУ 9/99 (в отношении доходов) и пунктами 21.1, 22 ПБУ 10/99 (в отношении расходов). В частности, необходимо раскрыть расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат (п. 8 ПБУ 10/99).