Тема: Адаптация персонала
Адаптация – это процесс приспособления человека к новой среде. В нашем случае адаптация – это подключение нового сотрудника к рабочему процессу. Различают четыре ее вида:
· психофизиологическая – приспособление человека к непривычным условиям, режиму труда и отдыха на месте работы;
· социально-психологическая – вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями корпоративной культуры;
· социально-организационная – привыкание сотрудника к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты;
· профессионально-активное освоение работником операций, движений в соответствии с должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда.
Цели адаптации новых работников. Адаптация человека к должности и организации предполагает:
· максимально быстрое достижение им рабочих показателей;
· привыкание к коллективу, компании, ее неофициальной структуре;
· освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;
· уменьшение стартовых издержек фирмы;
· снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новичком;
· сокращение текучести кадров;
· экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев.
Этап общей ориентации – знакомство нового человека с фирмой и подразделением, с общими правилами. На этой стадии он составляет для себя «карту местности компании» (пока без деталей), которая поможет ему чувствовать себя увереннее в непривычной обстановке.
На этапе вхождения в должность новичок ближе знакомится с коллективом своего подразделения, на практике изучает обязанности и требования, которые к нему предъявляются со стороны организации.
Процедура и действия в рамках программы адаптации.
Участники процедур:
• Руководитель обеспечивает разработку программ адаптации, контроль их выполнения, организацию подготовки необходимых документов, оценку результатов прохождения испытательного срока;
• Менеджер по персоналу знакомит новичка с компанией; совместно с его непосредственным начальником составляет план личностно- профессионального развития, вместе с куратором обеспечивает обратную связь, сообщая работнику динамику и направление его реальных и предпочтительных изменений. Также кадровик осуществляет психологическое сопровождение сотрудника в процессе освоения им профессиональных навыков, способствует плавному вхождения в коллектив, согласованию личностных ценностей и принципов с нормами корпоративной культуры.
• Куратор (наставник) помогает новичку освоить технологии, понять специфику и динамику бизнес- процессов в сфере его профессиональной деятельности.
• Менеджер по обучению организует как общую систему развития для недавно работающих в компании сотрудников, так и индивидуальную программу, направленную на формирование личностно- профессиональных качеств и навыков (потребность в которой для каждого человека определяет его куратор или непосредственный руководитель).
Работа руководителя, кадрового менеджера и куратора в процессе адаптации нового сотрудника зависти от ее этапов. Если это этап общей ориентации, то менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем проводит:
• оценку профессионального уровня нового специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
• определение круга его задач на первые дни;
• объяснение требований к работе (качество, итоговые показатели и др.), степень ответственности за результаты;
• назначение куратора;
• разработку системы стимулирования для повышения заинтересованности куратора в успешной адаптации его «подчиненного».
Менеджер по персоналу сообщает новичку следующие сведения:
• о компании: история, развития, виды деятельности, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (миссия, стратегия, кодекс, система управления качеством);
• бизнес-продукция, потребители, приоритеты, проблемы, политика в области работы с клиентами;
• о заработной плате – нормы и правила начисления, оплата труда в выходные дни и сверхурочно, условия премирования и пр.;
• режим труда и отдыха - порядок предоставления отпусков и отгулов;
• о дополнительных льготах - страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
• об охране труда и технике безопасности;
• о вопросах управления персоналом – условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок; права и обязательности; отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами; оценка работы; дисциплина, поощрения и взыскания; направления на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
• Правила внутреннего трудового распорядка;
• о решении бытовых проблем;
• об экономическом положении организации: прибыльность, стоимость оборудования, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Если это этап вхождения в должность, то в процессе вхождения в должность руководитель предоставляет новому сотруднику следующую информацию:
• функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направление деятельности; связь с другими службами компании; взаимоотношения внутри отдела;
• рабочие обязанности и ответственность: детальное описание технологии, процессов и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной позиции, ее соотношение с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность;
• правила: процедуры, характерные для конкретного вида работы или данного подразделения; порядок действий в случае аварий; отношения с сотрудниками из других отделов; поведение на рабочем месте; контроль нарушений; организация отдыха, приема пищи, перерывов, перекуров; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь.
Начальник представляет сотрудников подразделения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом.
Куратор нового сотрудника должен ознакомить его:
• с должностными обязанностями;
• правилами компенсации возможных затрат;
• требованиям к конфиденциальности информации;
• внутренним распорядком;
• стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т.д., принятыми в компании;
• основными процедурами и политикой в отношениях персонала;
• организационной структурой и схемой подчинения (если необходимо);
• процедурой коммуникации и связей по должности;
• информацией о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать.
Менеджер по персоналу выявляет психологические сложности в процессе адаптации сотрудника, помогает их успешно преодолеть. Если программа адаптации построена удачно, это служит залогом сокращения текучести кадров.
Итоги периода адаптации. Процесс адаптации можно считать законченным, если:
• работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него;
• он овладел необходимым объемом знаний и навыков;
• поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства;
рабочие показатели сотрудника устраивают непосредственных руководителей;
• у человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее;
• он чувствует удовлетворенность от выполняемой работы;
• удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом.
Период адаптации 1–1,5 года.
Пример разработки программы адаптации новых сотрудников и проведения адаптации:
К.А. Усова, директор по персоналу ООО “Люди в новом”, г. Москва
«Следует подчеркнуть, что стиль менеджмента торговых предприятий среднего и малого бизнеса специфичен и, соответственно, управление кадровыми процессами носит особенный характер. Кадровые решения принимаются, меняются и корректируются мгновенно, по горячим следам проблем, возникающих в управлении персоналом. И одна из таких значительных проблем торговых компаний – высокая текучесть кадров. Одним из самых существенных факторов в управлении персоналом предприятий малого и среднего бизнеса можно назвать создание и поддержание комфортной корпоративной культуры. Когда в компании формируется лояльное отношение к новым сотрудникам, решается главная проблема их вхождения в коллектив – проблема адаптации.