Распоряжение имуществом казенного предприятия
Режим имущества казенного предприятия наиболее жесткий по сравнению с иными унитарными предприятиями и даже учреждениями. Это проявляется прежде всего в том, что распоряжение любым имуществом, закрепленным за предприятием, как недвижимым, так и движимым, возможно лишь с согласия собственника этого имущества. Собственниками имущества могут быть Российская Федерация, субъект Федерации и муниципальные образования.
2. Ограничение на распоряжение произведенной продукцией возможно на основании как закона, так и иных правовых актов, к которым относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В настоящее время такие ограничения не установлены.
Говоря о правовом режиме имущества учреждения, важно установить источник появления у учреждения данного имущества, т.е. определить, за счет каких средств оно было приобретено.
Если доходы и имущество получены учреждением за счет деятельности, приносящей доходы, и такая деятельность осуществляется в соответствии с учредительными документами учреждения, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. При этом такое имущество продолжает оставаться в собственности учредителя учреждения.
2. Иной правовой режим у имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и этот режим зависит от вида учреждения. Если по общему правилу частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым таким имуществом, то автономное учреждение без согласия собственника вправе распоряжаться любым имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Для отдельных видов учреждений законами установлены дополнительные особенности распоряжения имуществом, которые содержат ряд исключений из общего правила, запрещающего учреждению отчуждать закрепленное за ним имущество или иным образом распоряжаться им.
Для отдельных видов учреждений установлены особенности в части предоставления в аренду закрепленного за ними имущества.
Отдельные виды учреждений вправе получать доход от сформированного в установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". При этом под целевым капиталом понимается сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
В Законе о целевом капитале не исключается возможность формирования целевого капитала некоммерческих организаций, в том числе за счет бюджетных средств, если такая возможность предусмотрена федеральным законом (ч. 1 ст. 1).
Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов. По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента.
Специальное основание прекращения права - правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). "...Судами было установлено, - говорится в одном из определений ВАС РФ, - что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации произвело их изъятие из оперативного управления учреждения. Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению".
Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой. Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г. Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям: "...муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества".