Понятие бу, его назнач. и польз.
Понятие бу, его назнач. и польз.
Понятие( сущность)
Бу-упорядоч.сис. сбора, регист.иобобщ. Инфо в денеж.выражен.обимущ, об. Орган-и и их движен.путемспл, непр, докум. Учета всех хоз.опер.
Назначение(Цель)-формир.полной и дост.инфоо деятельности оргпн. И ее имущест.положении.
Буим.всовремен.обществе важное значение. он необходим для каждой орган., независимо от вида и целей её деятельности.
В буобеспечивается, сбор, регистрация, обработка и сохранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью её представления заинтересованным лицам для принятия решений.
Пользователи б.отчетности
Внешние:инвесторы, кредиторы, поставщики.
Внутр.:руководители, учредители,участники и собственники имущ. Организации.
Значение и задачи бу
Значение: бу отводится осн.роль в системе управления предприятием.рыноч.отношения ставят предп.перед необходимостью обоснования каждого своего шага.для этого руководство предприятия должно располагать объективной и полной инфо о фактическ.затратах, с/с выпускаемой продукции, полученной прибыли и других факторах, кот.влияют на хоз.процессы и результаты деят.предприятия.для сбора и обработки такой инфо на предприят.испоьз.именнобух учет.
Задачи: в ФЗ «О бу» от96 года №129-ФЗ сформулированы основные задачи, кот. Стоят перед бу на современном этапе развития экономических отнош.:
-самая главная -информационная(формир.полн.идостов. Инфо о деят.орган.и ее имущест. Положении,необходимой внутренним и внешним пользователям.
-контрольн.(обеспечение инфо, необходимой внут.ивнеш.пользователям бух отчетности для контроля за соблюд.законодательстварф при осуществлении организацией хоз.операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,использованием матер, труд.и фин. Ресурсов в соответствии с утвержден. Нормами, нормативами и сметами. (особенно касс.налогообложения0
-аналитическая (предотвращ.отриц.результатовхоз.деят. и выявл.внутрихоз.резервов обеспечения фин.устойчивости).
Нормативные документы по бу
В основе организации и ведения бу должны лежать общие правила,принимаемые и исполняемые всеми участниками хоз.деят. эти правила регламентируются законодательными и норм. Актами на уровне государства. в норм. документах опред-ся порядок порядок регулирования, организации и ведения бу для всех предп.и орган., являющихся юр.лицами.
Все правовые документы, касающиеся бу, подразделяются на 4 уровня.
4 ур.рег.
1)законодат.
=ФЗ
Все ФЗ утверж.дума
= указы президента
=постановл.правит.в обл.бу
Основу системы документов такого уровня представляют ГК РФ,ФЗ 129 «о бу» с 1996 и др.законод.документыфедеральн.уровня.
2)норматив., представлен положениями Мин.фин., т.е стандартами по бу,в которых рассматриваются отдельн.вопросы ведения бу. К таким документам относятся Положения по бу(пбу), н/п.:пбу 1-«учетная политика предпр.»
А также общими положениями.(приказ 34-м)
3)методич., представ.различными приказами , инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетов отраслевых особенностей, специфики производств.
Основн.документами такого уровня является
=план счетов бу для организ.
=метод.указания и инстр., рекомен.(детализация по опред.теме)
Прин.мин.фином.
4) самост.-уровень хоз.субъекта, представленный орган.-распорядительными докум.и приказами руководства предприятия по вопросам ведения буннепосредственно на предприятии с учетом особенностей его хоз.деят..
Это документы, раскрывающие учетн.политикупредпр,(приказ об учетн.политике, рабочий план счетов, график документооборота)
Поскольку не м.б. один.б.у в орган.
Нормативное регулир.бу позволяет однозначно трактовать учет.инфо и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бу.
4.ФЗ «О БУ», его назначение и содержание
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят спец.ФЗ «О БУ», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
a) повышает юрид. статус норм бу для ком.инеком. организаций;
b) закрепляет обязанность ведения БУ юридических лиц.
c) повышает статус норм БУ до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон о БУ состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе — «Общие положения» — дано определение сущности бу, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачибу, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов РФ о БУ:ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бу, другие фед. законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия ФЗ (он распространяется на все орган., находящиеся на тер. РФ, филиалы и представительства ин.организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ).
Изложен порядок регулирования БУ, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулированиябу, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по буи др.нормативные акты и метод. указания побу.
Ответственность за организацию був организациях, соблюдение законодательства при выполнении хоз. операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе — «Основные требования к ведению бу. Бух. Документация и регистрация» — изложены требования к ведению бу(обязательность двойной записи хоз.операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета наруск.яз, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и кап. и фин. вложений), к документированию хоз.операций, ведению регистров БУ, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущ. И обяз.
В третьем разделе — « бухгалтерская отчетность» — изложены основные требования к составлению бух.отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бух.отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бух.отчетности и порядок хранения документов бу, определен отчетн.год(с 1 ян.-31 дек.)
5.Положения по бу, их назначение и содержание.
Все ПБУ относятся ко 2 уровню регулирования бу(нормативному).Они определяют основные понятия и правила ведения учета;
--регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета вРФ
--устанавливают перечень требований к раскрытию информации в отчетности.
ПБУ разраб-ся и утверждаются Минфином РФ, в настоящее время действуют 21 положение, устанавливающее правила ведения БУ.
Каждое Положение посвящено 1 темебу. «План внедрения положений (стандартов) був практику» был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 22.03.98 № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бу в соответствии с междун. стандартами финансовой отчетности».
Все Положения по бу можно разбить на 3 большие группы:
=Общие вопросы раскрытия информации.
Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бух.отчетности, а также раскрытие соответствующей инфо.
=Активы и обязательства организации.
Стандарты этой группы устанав. особенности бу и отражения в бух.отчетности отдельных видов активов и обязательств.
= Фин. результаты организации.
Стан.этой гр.Устан-ют особенности бу и отражения в бух. отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.
Разработанные Положения по був значительной степени соответствуют аналогичным международ. стандартам. При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от межд. стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Классификация счетов бухгалтерского учета. План счетов.
Классификация счетов — это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей. Классификация счетов дает возможность определить экономическую нагрузку каждого бухгалтерского счета. Бух счета классифицируют: - в зависимости от того, учет каких средств ведется на счетах — на активные, пассивные и активно-пассивные; -по степени детализации ведения учета — на синтетические, аналитические и субсчета; -по отношению к балансу — на балансовые и забалансовые; -по экономическому содержанию — на девять групп, которые отражены в Плане счетов. План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта.
23.
Оценка финансовых вложений.
Первонач.ст-ть фин.вложений,по кот.они приняты к учету могут изменяться в зав-ти от группы фин.вложений. 2группы: 1)фин.вл-я,по кот-м могут определить текущ.рын ст-ть. Отражаются бум.на кон.отчет .годапо текущ.рын.ст-ти, исходя из послед.оценки на торгах. Разница списывается на фин.рез-ты. 2)фин.вл-я,по кот-м не опред-ся текущ.рын.ст-ть. Всегда отражается по первонач.ст-ти. Особенности: * по долговым ц.б. разрешается разницу м/у первонач.и номинальн.ст-тью в теч.срока обращения равномерно по мере начисления дохода относить на фин.рез-ты; * при устойчивом существенном спаде фин.вл.образуется резерв на величину разницы, м/у учет.и расчет.ст-ю таких вложений. В бух.балансе фин.вл.показываются за вычетом резерва. При выбытии фин.влож.2-ой гр.оценка может быть: 1) по первонач.ст-ти каждой ед-цы; 2) по ср.первонач.сти-ти; 3) по первонач.ст-ти первых по времени приобретения
Учет начисления отпускных
Суммы отпускных, начисленных работникам предприятия, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99)).
Многие бухгалтеры включают в расходы сразу всю сумму начисленных отпускных. И заранее платят с нее налоги, хотя работник идет в отпуск только в следующем месяце. Это невыгодно для фирмы. В расходы текущего месяца включают только отпускные, относящиеся к этому месяцу. Если отпускные начисляются за текущий месяц, то это отражают такой проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...)
Кредит 70.
Если отпускные начисляются за тот месяц, который еще не наступил, то их учитывают на счете 97 "Расходы будущих периодов" и относят на счета учета затрат в последующих месяцах:
Дебет 97 Кредит 70 (68 "Расчеты по ЕСН", 69-1, 69-3).
Удерживать же НДФЛ и перечислять его в бюджет необходимо в момент выплаты денег работнику. Если отпуск полностью приходится на один месяц, то также используется счет 97. Ведь отпускные и ЕСН рассчитываются в текущем месяце, а на затраты будут отнесены в следующем, когда отпуск будет предоставлен работнику.
При наступлении того месяца, за который начислены отпускные, их сумма, а также ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев включаются в состав расходов:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...)
Кредит 97.
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 70 — начислен средний заработок за период отпуска;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет «НДФЛ» — удержан с отпускных налог на доходы физических лиц;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 68 (69) — начислены с отпускных: ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» Кредит 69-2 — начислены взносы на обязательное пенсионное страхование и зачтены в счет уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет;
Дебет 70 Кредит 50 (51) — выплачены работнику отпускные.
Дебет 97 Кредит 70 — начислен средний заработок за период отпуска;
Дебет 70 Кредит 68 субсчет «НДФЛ» — удержан с отпускных налог на доходы физических лиц;
Дебет 97 Кредит 68 (69) — начислены с отпускных: ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» Кредит 69-2 — начислены взносы на обязательное пенсионное страхование и зачтены в счет уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет;
Дебет 70 Кредит 50 (51) — выплачены работнику отпускные.
В месяце, когда сотрудник уйдет в отпуск, расходы будущих периодов можно будет списать на счета учета затрат:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 97 — включены в затраты ранее выплаченные отпускные и начисленные с них налоги и взносы.
Учет финансовых результатов
Финансовый результат - прирост или уменьшение стоимости капитала организации, образовавшийся в процессе хозяйственной деятельности за отчетный период.
В бух учете фин. результат определяется путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отч период.
Счет 99 Прибыли и убытки. (активно-пассивный)
Сальдо по д - убыток, по к - прибыль.
Показатели прибыли и убытка накапливаются на счете нарастающим итогом с начала года.
В конце года счет обнуляется, сальдо переносится на акт-пас счет 84, но он не обнуляется.
Прибыль и убытки организация получает в результате обычных видов деят-ти(продажи товаров, работ, услуг)
Фин. результат от продажиформируется на акт-пас бессальдовом счете 90.
д90.2-к20,41,43,45,44; д90.3,90.4,90.60-к68 ; д62-к90.1
д90.9-к99 - прибыль от продаж
д99-к90.9 - убыток
Счет 91 Прочие доходы и расходы
Акт-пасс, бессальдовый
Расходы: д91.2-к01,10,58,94,63,14,59,29
Доходы: д62,10,41,58,76-к91.1
д91.9-к99 - прибыль от всех видов деят-ти
д99-к91.9 -убыток
Учет использования прибыли
Прибыль предприятия, полученная в отчетном году, используется на уплату налога на прибыль, прочих налогов и сборов, производимых за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли, а также штрафные санкции, взыскиваемые налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими государственными органами. Порядок использования прибыли предприятия представлен на схеме.
Порядок использования прибыли отчетного года:
- Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль)
- Налог на прибыль по установленной ставке
- Прочие налоги и сборы
- Нераспределенная прибыль отчетного года
Учет использования прибыли в течение отчетного года ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», 91-2 Расходы, и на 99 «Прибыли и убытки».
Учет банковских кредитов
Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Проценты начисляются в размере и в сроки, предусмотренные договором, но не реже 1 раза в квартал. Начисление и взыскание процентов авансом в момент выдачи кредита не допускается. При заключении кредитного договора банк устанавливает размер пеней за просрочку платежа в виде определенного процента в день от суммы просроченной задолженности. Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и внеоборотных активов), относятся к расходам организации и учитываются при исчислении налога на прибыль.
Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате не просроченных процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на 10 процентов (по ссудам, полученным в рублях). По ссудам, полученным в иностранной валюте, принята учетная ставка 15% годовых.
Кредиты банка учитываются на пассивных счетах 66 «Краткосрочные кредиты банков» и 67 «Долгосрочные кредиты банков».
Понятие бу, его назнач. и польз.
Понятие( сущность)
Бу-упорядоч.сис. сбора, регист.иобобщ. Инфо в денеж.выражен.обимущ, об. Орган-и и их движен.путемспл, непр, докум. Учета всех хоз.опер.
Назначение(Цель)-формир.полной и дост.инфоо деятельности оргпн. И ее имущест.положении.
Буим.всовремен.обществе важное значение. он необходим для каждой орган., независимо от вида и целей её деятельности.
В буобеспечивается, сбор, регистрация, обработка и сохранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью её представления заинтересованным лицам для принятия решений.
Пользователи б.отчетности
Внешние:инвесторы, кредиторы, поставщики.
Внутр.:руководители, учредители,участники и собственники имущ. Организации.
Значение и задачи бу
Значение: бу отводится осн.роль в системе управления предприятием.рыноч.отношения ставят предп.перед необходимостью обоснования каждого своего шага.для этого руководство предприятия должно располагать объективной и полной инфо о фактическ.затратах, с/с выпускаемой продукции, полученной прибыли и других факторах, кот.влияют на хоз.процессы и результаты деят.предприятия.для сбора и обработки такой инфо на предприят.испоьз.именнобух учет.
Задачи: в ФЗ «О бу» от96 года №129-ФЗ сформулированы основные задачи, кот. Стоят перед бу на современном этапе развития экономических отнош.:
-самая главная -информационная(формир.полн.идостов. Инфо о деят.орган.и ее имущест. Положении,необходимой внутренним и внешним пользователям.
-контрольн.(обеспечение инфо, необходимой внут.ивнеш.пользователям бух отчетности для контроля за соблюд.законодательстварф при осуществлении организацией хоз.операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,использованием матер, труд.и фин. Ресурсов в соответствии с утвержден. Нормами, нормативами и сметами. (особенно касс.налогообложения0
-аналитическая (предотвращ.отриц.результатовхоз.деят. и выявл.внутрихоз.резервов обеспечения фин.устойчивости).
Нормативные документы по бу
В основе организации и ведения бу должны лежать общие правила,принимаемые и исполняемые всеми участниками хоз.деят. эти правила регламентируются законодательными и норм. Актами на уровне государства. в норм. документах опред-ся порядок порядок регулирования, организации и ведения бу для всех предп.и орган., являющихся юр.лицами.
Все правовые документы, касающиеся бу, подразделяются на 4 уровня.
4 ур.рег.
1)законодат.
=ФЗ
Все ФЗ утверж.дума
= указы президента
=постановл.правит.в обл.бу
Основу системы документов такого уровня представляют ГК РФ,ФЗ 129 «о бу» с 1996 и др.законод.документыфедеральн.уровня.
2)норматив., представлен положениями Мин.фин., т.е стандартами по бу,в которых рассматриваются отдельн.вопросы ведения бу. К таким документам относятся Положения по бу(пбу), н/п.:пбу 1-«учетная политика предпр.»
А также общими положениями.(приказ 34-м)
3)методич., представ.различными приказами , инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетов отраслевых особенностей, специфики производств.
Основн.документами такого уровня является
=план счетов бу для организ.
=метод.указания и инстр., рекомен.(детализация по опред.теме)
Прин.мин.фином.
4) самост.-уровень хоз.субъекта, представленный орган.-распорядительными докум.и приказами руководства предприятия по вопросам ведения буннепосредственно на предприятии с учетом особенностей его хоз.деят..
Это документы, раскрывающие учетн.политикупредпр,(приказ об учетн.политике, рабочий план счетов, график документооборота)
Поскольку не м.б. один.б.у в орган.
Нормативное регулир.бу позволяет однозначно трактовать учет.инфо и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бу.
4.ФЗ «О БУ», его назначение и содержание
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят спец.ФЗ «О БУ», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
a) повышает юрид. статус норм бу для ком.инеком. организаций;
b) закрепляет обязанность ведения БУ юридических лиц.
c) повышает статус норм БУ до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон о БУ состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе — «Общие положения» — дано определение сущности бу, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачибу, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов РФ о БУ:ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бу, другие фед. законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия ФЗ (он распространяется на все орган., находящиеся на тер. РФ, филиалы и представительства ин.организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ).
Изложен порядок регулирования БУ, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым предоставлено право регулированиябу, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по буи др.нормативные акты и метод. указания побу.
Ответственность за организацию був организациях, соблюдение законодательства при выполнении хоз. операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе — «Основные требования к ведению бу. Бух. Документация и регистрация» — изложены требования к ведению бу(обязательность двойной записи хоз.операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета наруск.яз, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и кап. и фин. вложений), к документированию хоз.операций, ведению регистров БУ, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущ. И обяз.
В третьем разделе — « бухгалтерская отчетность» — изложены основные требования к составлению бух.отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бух.отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бух.отчетности и порядок хранения документов бу, определен отчетн.год(с 1 ян.-31 дек.)
5.Положения по бу, их назначение и содержание.
Все ПБУ относятся ко 2 уровню регулирования бу(нормативному).Они определяют основные понятия и правила ведения учета;
--регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета вРФ
--устанавливают перечень требований к раскрытию информации в отчетности.
ПБУ разраб-ся и утверждаются Минфином РФ, в настоящее время действуют 21 положение, устанавливающее правила ведения БУ.
Каждое Положение посвящено 1 темебу. «План внедрения положений (стандартов) був практику» был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 22.03.98 № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бу в соответствии с междун. стандартами финансовой отчетности».
Все Положения по бу можно разбить на 3 большие группы:
=Общие вопросы раскрытия информации.
Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бух.отчетности, а также раскрытие соответствующей инфо.
=Активы и обязательства организации.
Стандарты этой группы устанав. особенности бу и отражения в бух.отчетности отдельных видов активов и обязательств.
= Фин. результаты организации.
Стан.этой гр.Устан-ют особенности бу и отражения в бух. отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.
Разработанные Положения по був значительной степени соответствуют аналогичным международ. стандартам. При этом значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета признается даже более существенной, так как они, в отличие от межд. стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.