Неиспользованные остатки субсидий
Тест Бюджетного учета
Целевые субсидии: возврат и учет
20 апреля 2015 7369
- Темы:
- Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении
- Поступления
- Учет субсидий в бюджетном учреждении
- Расчеты
- Расчеты с учредителем
Статьи по теме
· Бюджетные инвестиции в капитальное строительство
· Проводки при внутреннем перемещении активов
· Учет библиотечного фонда в учреждении
· Забалансовые счета. Бухгалтерский учет объектов
· Как сохранить структуру баланса при реорганизации в форме выделения
Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. Отражение в бухгалтерском учете операций с целевыми субсидиями отличается рядом особенностей. О том, что делать с неиспользованным остатком таких субсидий и как организовать их учет, расскажет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».
Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Право на целевые субсидии
Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, закреплено в пункте 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:
- Правительством РФ – для субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местной администрацией – для субсидий из местных бюджетов.
Подробно о порядке учета субсидий – в статьях журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!
Случаи предоставления целевых субсидий
За счет целевых субсидий чаще всего финансируются затраты учреждений на:
- приобретение дорогостоящего оборудования;
- капитальный ремонт и реконструкцию основных средств (зданий, сооружений);
- проведение отдельных мероприятий, носящих непостоянный характер (конференций, семинаров, соревнований, юбилейных мероприятий и др.);
- выплаты стипендий студентам;
- компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу;
- уплату налогов, оплату коммунальных расходов бюджетному учреждению, временно не оказывающему государственные услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества;
- выплату вознаграждения после выполнения государственного (муниципального) задания;
- компенсацию в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в отчетном финансовом году;
- мероприятия, связанные с ликвидацией госучреждений.
Основание – раздел 7 Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036.
О возможностях использования целевых субсидий читайте подробнее в статье «Восемь основных направлений расходования субсидии на иные цели».
Получается, что субсидии на иные цели выделяются целенаправленно для возмещения расходов, которые не предусмотрены нормативными затратами на оказание учреждениями госуслуг в рамках государственного (муниципального) задания. При этом приобретение зданий, строений, которые относятся к основным средствам, следует финансировать за счет бюджетных инвестиций. Отметим, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых выступают целевые субсидии, производятся после проверки:
- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
- соответствия содержания конкретной операции кодам классификации операций сектора госуправления и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом для санкционирования этих расходов.
Неиспользованные остатки субсидий
Остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания и не израсходованных в текущем финансовом году, используются в следующем году на нужды учреждения (п. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; далее – Закон № 83-ФЗ). Однако норм, позволяющих переносить остатки средств целевых субсидий на очередной финансовый год, бюджетное законодательство не содержит.
Остатки целевых субсидий перечисляются учреждениями в соответствующий бюджет РФ. В то же время они могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, но только если соответствующий орган госвласти или местного самоуправления, реализующий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков таких субсидий на те же цели. Об этом сказано в пункте 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.
Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета учреждениям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Казначейства России, утвержден приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н (далее – Порядок № 82н). Так, взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим учредителем не принято решение о направлении их на те же цели в текущем финансовом году. Иными словами, такие остатки субсидий также перечисляются в бюджет (п. 2 Порядка № 82н).
Обратите внимание вот еще на что. Источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ на предоставление бюджетным учреждениям целевых субсидий могут быть целевые межбюджетные трансферты. Если орган исполнительной власти субъекта РФ, реализующий функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений, установит отсутствие потребности в остатках целевых субсидий, то эти средства подлежат возврату в бюджет субъекта РФ для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Порядок и сроки возврата остатка целевых субсидий в таком случае устанавливает финорган субъекта РФ.