Организация аппарата бухгалтерии. Значение и роль главного бухгалтера
Руководитель структуры обязан организовать бухгалтерский учёт и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учёту, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учёта, оформления и представления для учёта документов и сведений.
Руководитель организации вправе в зависимости от объёма учётной работы:
· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером
· ввести в штат должность бухгалтера
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем
· вести учёт лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь
Ведение бухгалтерского учёта в организации осуществляется согласно учётной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утверждённой решением руководителя организации.
Для ведения бухгалтерского учёта в системе управления организацией создается бухгалтерия. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Аппарат бухгалтерии занимается ведением учёта, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.
Структура бухгалтерского аппарата зависит от организационных форм бухгалтерского учёта, условий организации и технологии производства, объёма выполняемых учётных работ и уровня автоматизированной обработки учётной информации.
Различают две формы организации бухгалтерского учёта – децентрализованную и централизованную:
· Децентрализованная форма наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусматривает существование самостоятельных бухгалтерий и в её подразделениях. В этом случае в бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчётность, на основании которой составляются сводный баланс и сводная отчётность в целом по организации. При такой форме организации основные функции учёта и внутрихозяйственного контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации.
· При централизации учёта все учетные работы (обработка документов, аналитический и синтетический учёт, составление сводного баланса и отчёта) сосредоточены в едином учётном органе организации – центральной бухгалтерии.
Руководство бухгалтерским учётом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с её учредительными документами.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.
Руководитель частной унитарной организации имеет право вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.
Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учётом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.
В компетенцию главного бухгалтера входят:
· постановка и ведение бухгалтерского учёта в организации
· формирование учётной политики организации
· составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчётности
Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Приём и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом.
В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несёт всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведётся организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учёт.