Сравниваем среднемесячную зарплату на одного работника со средним уровнем зарплаты
Информацию о среднем уровне заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно взять из источников, предложенных в п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков:
1) официальные интернет-сайты органов статистики или региональных управлений ФНС России. Их адреса можно узнать соответственно на сайтах www.gks.ru и www.nalog.ru;
2) различные сборники экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.).
Также можно запросить информацию непосредственно в вашем органе статистики или налоговой инспекции (региональном управлении ФНС России).
Из буквального смысла абз. 1 п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков следует, что ориентироваться следует на данные о зарплатах по субъекту в целом.
Результаты сравнения средней зарплаты
по данным налогоплательщика
и среднего уровня зарплаты по соответствующей отрасли
Если... | То... |
СЗПнп < СуЗП | высока вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок |
СЗПнп >= СуЗП | показатель налогоплательщика по данному критерию не заинтересует налоговый орган |
где СЗПнп - среднемесячная заработная плата по данным налогоплательщика;
СуЗП - средний уровень заработной платы по соответствующей отрасли.
Например, организация "Альфа" занимается издательской деятельностью в г. Туле. Среднемесячный размер заработной платы в организации составляет 50 109,14 руб. Средний уровень заработной платы в издательской сфере для Тульской области - 15 083,4 руб.
Сравним показатели: 50 109,14 руб. > 15 083,4 руб.
Следовательно, нет оснований для включения организации "Альфа" в план выездных проверок по признаку низкой зарплаты работников.
НЕОДНОКРАТНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОПУСТИМОМУ ПРЕДЕЛУ ПО СПЕЦРЕЖИМАМ
Налоговым законодательством предусмотрены следующие основные спецрежимы:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ);
- упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);
- патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (гл. 26.3 НК РФ).
Также спецрежимом является система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ). Однако на практике его применяют немногие налогоплательщики. В Общедоступных критериях оценки рисков этот режим не упоминается.
Как правило, специальные налоговые режимы предоставляют налогоплательщикам существенные налоговые послабления. Например, такие налогоплательщики освобождаются от налога на прибыль организаций, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 171, п. 3 ст. 346.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Вместо этих налогов они уплачивают особый налог, предусмотренный соответствующим налоговым режимом.
Но налогоплательщик может применять эти режимы при соблюдении условий их применения, которые предусмотрены НК РФ (п. 2 ст. 346.1, п. п. 2, 2.1, 5, 6 ст. 346.2, п. п. 2, 3, 4 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13, п. п. 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3 ст. 346.26, п. п. 2, 5, 6 ст. 346.43, п. 2 ст. 346.44, п. п. 2, 4, 6, абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ).
Например, ЕСХН могут уплачивать только организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Нарушение условий применения специальных режимов лишает налогоплательщика права на применение режима с последующей уплатой налогов по общему режиму налогообложения (п. 4 ст. 346.3, п. 4 ст. 346.13, п. 2.3 ст. 346.26, п. п. 6, 7 ст. 346.45 НК РФ).
Поэтому налоговики проявляют пристальное внимание к налогоплательщикам, которые приближаются к предельным значениям показателей, дающим право на применение спецрежима.
При неоднократном приближении к таким значениям у налоговиков может возникнуть подозрение, что налогоплательщик намеренно подтасовывает результаты своей деятельности, чтобы остаться в рамках применяемого спецрежима. В результате налогоплательщика могут включить в план выездных проверок (п. 6 Общедоступных критериев оценки рисков).
КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ
Как следует из названия, критерий неоднократного приближения к допустимому пределу по спецрежимам касается налогоплательщиков-"спецрежимников".
Причем определяется он в отношении плательщиков ЕСХН, ЕНВД и налога при УСН (п. 6 Общедоступных критериев оценки рисков).
Налогоплательщики, которые уплачивают налоги по общему режиму налогообложения, его не применяют.
УЧИТЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД
Как сказано в п. 6 Общедоступных критериев оценки рисков, значимым будет приближение к предельным значениям показателей, которые влияют на применение спецрежима, два раза и более в течение календарного года.
Таким образом, налоговиков заинтересует, если вы будете приближаться к предельному значению соответствующего показателя два раза за год или чаще.
К сожалению, на практике не всегда понятно, на какие даты в течение календарного года нужно устанавливать приближение. А ведь не исключены ситуации, когда в течение года на конкретную дату налогоплательщик может не просто приблизиться, но и перейти границу установленного предела по какому-либо показателю. При этом на контрольную дату, которая определяется в соответствии с НК РФ (конец налогового периода, конец года), все показатели будут в норме.
Например, плательщик ЕСХН реализовал в начале 2013 г. основное средство на сумму 1 200 000 руб. При этом доходы от реализации сельхозпродукции в первом полугодии 2013 г. составили 300 000 руб. (основные доходы от продажи выращенного урожая налогоплательщик рассчитывает получить осенью).
По итогам полугодия доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем объеме реализационных доходов составила всего 20% (300 000 руб. / (1 200 000 руб. + 300 000 руб.) x 100). А на момент продажи основного средства и вовсе равнялась нулю.
Однако на конец года доля доходов от реализации сельхозпродукции возросла до 79%. Право применять ЕСХН связано только с результатом за налоговый период (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик правомерно находился на данном спецрежиме и вправе применять его в следующем году.
В связи с этим самостоятельное использование критерия налогоплательщиками представляется затруднительным. Нельзя также однозначно утверждать, как будут использовать показатель налоговые органы.