Учёт товарных запасов в кладовой

Учет продуктов и товаров в кладовой организации общественного питания осуществляет материально ответственное лицо - кладовщик.

Учет продуктов и товаров ведется с добавлением единой наценки или без добавления наценок. То есть, наценка на продукты может начисляться сразу при поступлении продуктов на склад или при отпуске продуктов на производство.

Продукты из кладовых могут быть отпущены в мелкорозничную сеть, в буфеты, а также на производство.

Заведующий производством составляет Требование в кладовую, форма ОП-3 – документ, который предназначен для сопровождения процедуры отпуска продуктов из кладовой.

На основании требования кладовщик выписывает накладную на отпуск товара. Накладная на отпуск товара, форма ОП-4 – документ, который применяется при необходимости оформить процедуру отпуска товаров из кладовой предприятия на кухню, в буфеты, киоски и иную мелкорозничную сеть в течение одной рабочей смены (рабочего дня) или же одноразово.

В документе отображается информация относительно передаваемого товара или тары по их наименованию. Далее указывается количество, которое было затребовано и которое было фактически отпущено.

Возможно вместо требования и накладной применять требование-накладную формы М-11.

При отпуске продуктов из кладовой на производство (кухню), в буфеты и т.п., продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой для списания с подотчета и по ценам, по которым учитываются и приходуются на производстве, в буфете. В случае, если продажные и учетные цены тождественны, следует указывать только продажные цены тех или иных товаров (тары).

Форма ОП-4 подписывается лицом, разрешившим отпуск товара и непосредственно составившим документ, а так же лицом, который принял товар.

Накладные составляются в 2-х экземплярах: один вместе с продуктами передаётся заведующему производством, 2-й кладовщик вместе с товарным отчётом сдаёт в бухгалтерию.

Все приходно-расходные документы кладовщик ежедневно или раз в 2-3 дня сдает в бухгалтерию предприятия или собственнику вместе с товарным отчетом. Образец Товарного отчёта формы ТОРГ-29 представлен на странице 40 учебного пособия.

Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию или собственнику под расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица. Бухгалтерия или собственник проверяет правильность его составления и приложенные к нему документы.

При компьютеризированных формах учета материально ответственное лицо (кладовщик) в установленные сроки сдает в бухгалтерию приходные и расходные документы по реестру под расписку на втором его экземпляре, остающемся у него.

При наличии персональных компьютеров все данные бухгалтерского учета, изложенные выше, вводятся в компьютер и распечатываются для руководителя (собственника) предприятия или иных пользователей по их требованию.

Аналитический учёт товаров в бухгалтерии ведётся раздельно по м/о лицам, наименованиям, сортам.

Поступившие продукты учитываются в натуральном выражении по наименованиям, количеству и учетным ценам в товарной книге кладовщика или карточках количественно-суммового учета, форма № 17.

Записи в книгу (на карточки) кладовщиком производятся на основании приходных и расходных документов. По истечении месяца или на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода, выводятся остатки.

Правильность записей, ведущихся материально ответственными лицами в товарной книге (карточках), регулярно, не реже одного раза в неделю проверяется бухгалтерией или собственником предприятия.

На 1 число месяца на основании карточек составляются сальдовые ведомости по складам, где записывают остатки по каждому товару в количественном выражении с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог сальдовой ведомости сверяют с сальдо счёта 41.

Бухгалтерский учёт наличия и движения продуктов и товаров в кладовых ведут на субсчётах 41-1 Товары на складах, 41-2 Товары в розничной торговле, 41-3 – Тара под товаром и порожняя.

Д 41-1 / К 60 – Поступление продуктов и товаров от поставщиков в кладовую по ценам приобретения.

Д 41-3 / К 60 – Поступление тары вместе с товаром.

Д 41-1 / К 71 – Отражение стоимости приобретенных товаров за наличный расчёт через подотчётных лиц.

Д 41-1 / К 42 – Торговые наценки по оприходованным товарам и продуктам.

Д 41-1 / К 20 – Оприходование продукции собственного производства.

Д 60 / К 41-3 – Возврат тары поставщику.

Д 62 / К 41-3 – Сдача тары в другую организацию.

Д 20 / К 41-1 – Отпуск продуктов в собственное производство.

Д 41-2 / К 41-1 - Отпуск товаров в буфет или в отдел Кулинарии.

Д 76 / К 60 – Недостачи потери, выявленные при приемке.

Д 51(50,52) / К 76 – Оплата поставщиком недостающих товаров.

Д 94 / Д 76 - Отказано во взыскании сумм.

УЧЁТ ТОВАРНЫХ ПОТЕРЬ

Товарные потери возникают при транспортировке, хранении и отпуске продуктов из кладовых предприятий. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым относятся естественная убыль – потери в результате усушки, утруски, распыла, раскрошки, разлива, вымораживания, улетучивания.

Нормы естественной убыли установлены в % к стоимости товаров. Нормы установлены на продовольственные товары и на стеклянную посуду с пищевыми продуктами. Нормы не распространяются на штучные товары.

Нормы зависят от вида товаров, от климатической зоны, времени года, условий хранения.

На складах нормы естественной убыли зависят от сроков хранения товаров. По большинству товаров нормы установлены из расчёта на 1 месяц (макароны). По отдельным товарам нормы установлены посуточно (баранина мороженая).

Величина ЕУ = стоимость проданного (отпущенного) товара за период между инвентаризациями Х норма ЕУ

Рассчитав сумму ЕУ по каждому товару, можно определить общую сумму ЕУ.

Нормы за последние годы несколько раз менялись. Последние нормы утверждены приказом Минпромторга № 252 от 01.03.2013г. Объём документа 74 страницы.

Товарные потери вследствие ЕУ выявляются и списываются во время инвентаризации.

К ненормируемым относятся потери от боя, брака и порчи товаров. Они возникают вследствие нарушения условий хранения товаров, халатности м/о лиц или обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, остановка производственного процесса).

Потери от боя, лома и порчи актируются и списываются сразу по мере обнаружения. В акте кроме данных о товарах указываются причины и виновники потерь, а также возможность дальнейшего использования испорченных товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в переработку, на корм скоту или уничтожение).

Составленный акт предают в бухгалтерию для проверки, а оттуда – руководителю для принятия решения, за чей счёт списывать образовавшиеся потери.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Задание 3.2.На основании приведённых данных составьте Реестр продажных цен на поступившие в кладовую продукты, наценка равна 50%:

Реестр продажных цен (в руб.)

Наименование товара Цена поставщика/кг Продажная цена без НДС гр.2*1,5 % НДС Продажная цена с НДС гр.3*1,1 или 1,18
1. Чеснок 67,5 74,25
2. Картофель 26,4
3. Огурцы 40,4 44,55
4. Морковь 16,5
5. Петрушка 49,5
6. Лук
7. Яблоки 70,8
8. Томатное пюре 53,1

Наши рекомендации