Использование рублевого векселя нерезидентом
Вопрос: Могут ли иностранные предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории России, использовать векселя, выраженные в рублях, например, для оплаты экспортируемой продукции?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Вексель является абстрактным, то есть, ничем не обусловленным обязательством векселедателя или иного, указанного в векселе, плательщика выплатить по наступлению предусмотренного в векселе срока определенную денежную сумму и может быть передан третьему лицу (индоссирован). Таким образом, в силу специфики вексельных правоотношений, средства, причитающиеся по векселю, могут не поступить в Российскую Федерацию и, соответственно, могут быть не зачислены на счет экспортера в уполномоченном банке.
5.9. Векселя и Определение Конституционного Суда РФ
от 8 апреля 2004 г. N 169-О
Официальное разъяснение Определения
Учитывая актуальность возникшей в связи с принятием Конституционным Судом РФ Определения от 08.04.2001 г. N 169-О проблемы правильного применения положений п. 2 ст. 171 НК РФ, Секретариат обнародовал официальную позицию от 11.10.2004 г. "Об Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 г. N 169-О".
Суть данного пресс-релиза Секретариата Конституционного Суда РФ состоит в том, что изложенная в Определении от 08.04.2001 г. N 169-О правовая позиция относится к конкретному делу и основана "на необходимости дифференциации различных ситуаций, в выявлении случаев, когда имеет место недобросовестное осуществление налогоплательщиком своих прав и обязанностей".
Изложенное Конституционным Судом РФ в Определении токование понятия "реальное понесение затрат" с точки зрения использования в обычной хозяйственной деятельности заемных средств, безвозмездно полученного имущества, никоим образом не подменяет требований и установлений законодательства РФ, так как оно направлено на пресечение любых способов злоупотребления предпринимателями при осуществлении субъективных прав.
Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда РФ не сводится только лишь к необходимости установления правоприменительными органами факта уплаты НДС заемными или безвозмездно полученными средствами, а требует обнаружения направленности действий предпринимателей на уход от уплаты налогов.
ФНС РФ также разделяет указанную позицию. В частности, руководитель Юридического департамента налогового ведомства А.А. Устинов прямо заявил, что "Определение суда было направлено на борьбу с различными схемами по неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость".
Таким образом, ФНС РФ признает, что слепое перенесение правовой позиции Конституционного Суда РФ на все случаи хозяйственной деятельности будет являться необоснованным, так как это сводит на нет заинтересованность предприятий в любых инвестиционных проектах и использование долговременных кредитов при создании или развитии производства.
5.9.2. Ответы на отдельные вопросы по применению Определения
Вопрос 1. Следует ли учитывать форму расчетов с поставщиками (денежную или неденежную) при определении реальности затрат?
Если необходимо учитывать форму расчетов, следует ли при денежных расчетах с поставщиками учитывать - за счет каких привлеченных денежных средств произведена оплата продукции (за счет банковского кредита, размещения ценных бумаг, займа)?
Ответ. Во-первых, несомненно, что указанные вопросы возникли в связи с неопределенностью применения положений гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении от 08.04.2004 г. N 169-О применительно к расчетам, производимым налогоплательщиками за счет ценных бумаг, заемных и безвозмездно полученных средств, для целей исчисления НДС.
В этой связи, целесообразно объединить оба указанных вопроса в одну группу, так как они касаются одной проблемы: анализа правомерности действий налогоплательщика по применению налогового вычета по НДС.
Следует отметить, что Конституционный Суд РФ ранее уже давал толкование способов расчетов применительно к положениям Закона РФ от 06.12.1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 20.02.2001 г. N 3-П, суммы НДС по товарам, расчеты за которые между налогоплательщиками производятся без фактического движения денежных средств (зачет встречных требований, бартерные операции), должны приниматься к зачету (вычету) на общих основаниях.
Основными в данном Постановлении Конституционного Суда РФ являются следующие выводы.
1) Исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы НДС не может зависеть от формы расчетов между продавцом и покупателем, так как его основанием является общее правило определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию.
Следовательно, порядок исчисления налога не обусловлен какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами.
2) Единый порядок исчисления НДС при использовании налогоплательщиком любых законных форм реализации товаров (работ, услуг), в том числе путем обмена одних товаров на другие, при уступке требования и т.п., является одним из существенных элементов налогообложения, и обеспечивает единообразное понимание положения о фактически уплаченных поставщикам суммах налога.
Следовательно, любое ограничительное толкование налоговой нормы приведет к противоречию с природой рассматриваемого налога и создаст правовую неопределенность, что недопустимо в силу ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, согласно требованиям Закона РФ от 06.12.1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" под фактически уплаченными поставщикам суммами НДС подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога. При этом сама по себе форма расчетов (денежная или неденежная) правового значения для решения вопроса о правомерности применяемого вычета по НДС значения не имеет.
Во-вторых, по своей правовой конструкции гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ также сохраняет природу данного налога и в аналогичном порядке устанавливает общее правило определения добавленной стоимости.
Так, в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, как действующий ранее Закон РФ от 06.12.1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", так и вступившая в силу с 1 января 2001 г. гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" ч. II Налогового кодекса РФ устанавливают единые требования к возмещению НДС: фактическое получение, использование для производственных нужд и фактическая оплата товаров (работ, услуг).
При комплексном соблюдении данных условий возмещение НДС производится в соответствии с положениями ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ.
Названные нормы гл. 21 Налогового кодекса РФ не ставят в зависимость право налогоплательщика предъявлять к вычету НДС от источника поступления денежных средств, использованных в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги).
Необходимо указать, что о правомерности использования любых форм расчетов за товары (работы, услуги) свидетельствуют также специальные нормы ст. 167 Налогового кодекса РФ, которые регулируют особенности определения налоговой базы при различных формах расчетов: при прекращении обязательства зачетом, при уступке права требования, при расчете собственными векселями.
Таким образом, исходя из природы и зачетного характера данного налога, а также основополагающего конституционного принципа равенства налогообложения следует, что если при осуществлении любой из вышеназванных форм расчетов происходит уплата НДС поставщику - у продавца возникает правовое основания для применения налогового вычета в соответствии с положениями ст.ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ.
В-третьих, в связи с необходимостью официального разъяснения Определения от 08.04.2004 г. N 169-О, Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 04.11.2004 г. N 324-О.
В указанном документе суд устанавливает пределы применения его правовой позиции следующими рамками.
1) Положение п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ не может рассматриваться как препятствующее использованию любых законных гражданско-правовых способов реализации товаров (работ, услуг) и обусловленных этими способами форм фактической уплаты сумм налога и порядка осуществления права на возмещение уплаченного налога за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, сами по себе различные способы исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг) не могут повлечь для налогоплательщика негативных последствий в виде отказа в применении налогового вычета.
2) Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место только в случае, если данное право не сопровождается соблюдением корреспондирующей ему обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме.
Таким образом, вычет является недопустимым, если нарушается одно из основных правил его применения - использование приобретенных товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, то есть для создания объекта по НДС.
3) Решение вопроса о правомерности применения налогового вычета зависит от фактических обстоятельств конкретной ситуации.
Таким образом, недопустимо формальное применение правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.04.2004 г. N 169-О, так как она также касается конкретной ситуации и принята в отношении конкретных лиц.
Последнее установление Конституционного Суда РФ является особенно важным, так как касается определения налоговыми органами и арбитражными судами реальной цели тех действий налогоплательщика, которые повлекли за собой применение налогового вычета, то есть говорит о необходимости анализа добросовестности его действий, в том числе применительно к расчетам заемными средствами.
Необходимо отметить, что еще до принятия Конституционным Судом РФ Определений от 08.04.2004 г. N 169-О и от 04.11.2004 г. N 324-О, при рассмотрении дел о правомерности использования налогоплательщиками права на налоговый вычет арбитражные суды исходили именно из добросовестности их действий, то есть из реальной производственной направленности хозяйственной операции.
Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа неоднократно высказывался по вопросу о порядке осуществления налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС при расчетах с поставщиками с использованием заемных средств.
В частности, в постановлении ФАС УО от 20.10.03 по делу N Ф09-3423/03-АК суд указал, что расчет с использованием заемных средств следует рассматривать в качестве расчета с использованием собственного имущества, следовательно, право на налоговый вычет по НДС в этом случае должно реализовываться в общем порядке.
Более того, в постановлении ФАС УО от 13.10.03 N Ф09-3379/03-АК суд указал, что факт невозврата займа правового значения для того, чтобы считать спорную сумму НДС нереальной, без дополнительных доказательств злоупотребления налогоплательщиком своим правом, правового значения не имеет.
Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда РФ может применяться только в одном случае: если налоговым органом будет установлена и доказана в суде недобросовестность налогоплательщика, которая выражается в злоупотреблении своим правом на получение налогового вычета по НДС, основанной только на формальном соблюдении требований закона, но при отсутствии реальной экономической цели (доктрина "деловой доктрины").
В-четвертых, указанная позиция распространяется, в том числе, на расчеты, произведенные за счет заемных (кредитных) средств, а также путем размещения ценных бумаг.
Так, в соответствии с положениями п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа денежные средства передаются займодавцем заемщику в собственность.
Согласно п. 2 ст. 819 Гражданского кодекса РФ, к отношениям по кредитному договору применяются установленные законом правила для договора займа.
Таким образом, в силу закона расчеты за счет заемных (кредитных) производятся налогоплательщиком за счет собственных средств.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в Определении от 04.11.2004 г. N 324-О прямо указал, что "из Определения от 8 апреля 2004 года N 169-О не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа)".
В аналогичном порядке должен решаться вопрос по расчетам денежными средствами, привлеченных за счет размещения ценных бумаг.
Таким образом, при добросовестности действий налогоплательщика ни формы расчетов, ни источники их привлечения значения не имеют.
Вопрос 2. Что понимать под реальными затратами налогоплательщика при проведении расчетов в виде неденежных форм (зачет требования, уступка права требования, оплата векселем)?
Ответ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (работы, услуги).
Кроме того, п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что право собственности может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Таким образом, под реальными затратами налогоплательщика при проведении неденежных форм расчетов следует понимать фактическое отчуждение принадлежащего ему на праве собственности имущества (имущественных прав) и встречное приобретение имущества (имущественных прав).
Вопрос 3. Возможно ли в случае оплаты НДС налогоплательщиком собственными средствами (реально понесенные затраты) учитывать экономическую цель сделки, если НДС поставщиком в бюджет уплачен?
Ответ. Во-первых, в качестве основания для применения налогового вычета ст. 171 Налогового кодекса РФ устанавливает требование о производственной направленности приобретаемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, применение налогового вычета возможно только в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для производственной деятельности налогоплательщика, то есть создающей объект по НДС.
Во-вторых, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, уплаченные поставщикам учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
При этом если налогоплательщик воспользовался заведомо неправомерно правом на налоговый вычет, в силу положений п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ данные суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Однако следует отметить, что вопрос о правомерности применения налогового вычета в данном случае также не является однозначным, так как использование приобретенных товаров (работ, услуг) может не совпасть с периодом их приобретения, при этом на практике бывают значительные временные промежутки. Поэтому констатация только лишь факта неиспользования данных товаров в облагаемой НДС деятельности не может служить достаточным основанием для отказа в возмещении налога. Именно в этом случае должна устанавливаться экономическая цель сделки, которая может зависеть от видов деятельности налогоплательщика, освоения нового производства, особенностей дальнейшей перепродажи товаров и т.д.
Кроме того, может возникнуть вопрос о правомерности применения вычета в случае последующей реализации товаров по цене их приобретения либо по более низкой цене. Однако в этом случае возможна реализация налоговыми органами своих контрольных функций в рамках ст. 40 Налогового кодекса РФ, которая предполагает анализ рыночной цены сделок не только при отклонении цены на 20%, но при осуществлении внешнеэкономической деятельности, при участии взаимозависимых лиц и по товарообменным операциям.
В любом случае, при разрешении данного вопроса следует исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика, согласно которой бремя доказывания неправомерности его действий возлагается на налоговый орган.
Приложения
Приложение N 1. Экономическое обоснование методики расчета суммы
НДС, которая подлежит распределению по пропорции,
указанной в п. 4 ст. 170 НК РФ, в отношении
приобретаемых товаров (работ, услуг, основных
средств), используемых для облагаемых и
необлагаемых операций (в частности, вексельных сделок)
┌──────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐
│НДС к├◄──┤Непосредственно связанные├◄──┤Все расходы по производству, приобретению и реализации│
│вычету│ │с облагаемыми операциями │ │за месяц (поэлементный состав) │
└──────┘ └─────────────────────────┘ └──┬──────────────────────┬───────────────────────────────┘
┌──────────┐ ▼ │
│НДС в сто-│ ┌────────────────────────────┴────┐ │
│имость ве-├◄──┤Непосредственно связанные с необ-│ ▼
│кселя пря-│ │лагаемыми операциями (для вексе-│ ┌─────────────┴───────────────────────────────┐
│мо (или Дт│ │лей, например, вексельная сумма,│ │Все иные общехозяйственные (управленческие│
│91) │ │бланк, услуги банка, посредники) │ │расходы, кроме указанных слева │
└──────────┘ └─────────────────────────────────┘ └───────┬─────────────────────┬───────────────┘
▼ ▼
┌──────────────────────┴────────┐┌───────────┴───────┐ ┌───┐
│Из них расходы, которые могут││Из них расходы, ко-├──►┤НДС│
│быть связаны с вексельными опе-││торые не могут быть│ │к │
│рациями (аренда, связь, комму-││связаны с вексель-│ │вы-│
│нальные платежи, канцтовары,││ными операциями в│ │че-│
│командировки, ОС) ││принципе │ │ту │
└──┬────────────────┬───────────┘└───────────────────┘ └───┘
▼ ▼
┌───┴─┐ ┌────────────┴───────────────┐
┌───────────────────┤прямо│ │наравне с иной деятельностью├──────────┐
│ └─────┘ └────────┬───────────────────┘ │
▼ ▼ ▼
┌──────────────┴──────────────┐ ┌─────────────┴────────────┐ ┌─────────────┴─────────────┐
│Вариант 1: спец. отдел по ра-│ │Вариант 2: выделить общие│ │Вариант 3: для малых предп-│
│боте с ценными бумагами │ │управленческие структуры,│ │риятий, где векселями зани-│
└──────┬────────────────┬─────┘ │которые участвуют в век-│ │мается только бухгалтер,│
▼ ▼ │сельных операциях (бухгал-│ │можно выделить отдельные│
┌────────┴─────────┐┌─────┴─────────┐ │терия, фин. отдел, т.п.) │ │расходы, участвующие в век-│
│Непосредственные ││Приходящиеся на│ └────────────┬─────────────┘ │сельных операциях прямо │
│расходы на спец-││спецотдел обще-│ ▼ └──────┬─────────────┬──────┘
│отдел (канцтовары,││хозяйственные │ ┌────────────┴─────────────┐ ▼ ▼
│связь, команди-││расходы (арен-│ │Все приходящие на эти от-│ ┌──────┴─────┐┌──────┴──────┐
│ровки, ОС и т.п.) ││да, коммуналь-│ │делы расходы │ │Например, ││Оговорка, что│
└────────┬─────────┘│ные, т.п.) про-│ └──────┬──────────────┬────┘ │бумага, рас-││иные общехоз.│
▼ │порционально │ ▼ ▼ │ходные мате-││расходы не│
┌──────┴────────┐ │экономически │┌─────────┴────┐┌────────┴───────┐│риалы для││связаны с│
│НДС в стоимость│ │обоснованному ││Непосредствен-││Приходящиеся на││принтера, ││вексельными │
│векселей прямо│ │показателю ││ные расходы на││эти отделы обще-││т.п. ││операциями, │
│(без пропорции)│ │(например, кв.││эти отделы││щехоз. расходы│└─────┬─┬────┘│т.к. они со-│
└──────┬────────┘ │метры, числен-││(канцтовары, ││(аренда, комму-│ │ │ │вершаются вне│
▲ │ность, зарпла-││связь, коман-││нал., т.п.) про-│ │ │ │стен офиса │
│ ┌──┤та, т.п.) ││дировки, ОС,││порционально │ │ │ └────────┬────┘
│ │ └────────┬──────┘│т.п.) ││экон. обоснов.│ │ └─────────┐ │
│ ▼ ▼ └──────┬───────┘│показателю (кв.│ ▼ ▼ ▼
│ ┌──┴────┐┌─────┴──────┐ ▼ │метры, числен-│┌─────┴──────┐ ┌──┴────┴────┐
│ │Доля на││Доля на иные│┌──────┴───────┐│ность, зарплата,││НДС для рас-│ │НДС к вычету│
└────┤спецот-││производст- ││НДС для расче-││т.п.) ││чета пропор-│ └────────────┘
│дел ││венвенные ││та пропорции│└─────┬─────┬────┘│ции по п. 4│
└───────┘│структуры ││по п. 4 ст.├◄───┐ ▼ ▼ │ст. 170 НК│
└─────┬──────┘│170 НК РФ │┌───┴─┴─┐┌──┴────┐│РФ │
▼ └──────┬───┬───┘│Доля на││Доля на│└────────────┘
┌─────┴──────┐ │ │ │эти ││иные │
│НДС к вычету│ │ │ │отделы ││произ- │
└────────────┘ │ │ └───────┘│водст- │
│ └──────────┐ │венные │
│ │ │струк- │
▼ │ │туры │
┌──────┴────────┐ │ └──┬────┘
│НДС в стоимость│ ▼ ▼
│векселей (по│ ┌──┴─────┴───┐
│пропорции) │ │НДС к вычету│
└───────────────┘ └────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Можно попробовать еще минимизировать затраты на расчет, включив в учетную политику примерно также│
│условие "учитывая, что общехозяйственные расходы являются условно постоянными, то по указанной│
│схеме 1 раз в квартал (в полгода, год) по итогам предыдущего квартала рассчитывается условный про-│
│цент суммы НДС для расчета пропорции по п. 4 ст. 170 НК в общей сумме НДС, предъявленной по общей│
│сумме НДС, подлежащая распределению в данный период по пропорции п. 4 ст. 170 НК на стоимость об-│
│лагаемых и необлагаемых операций - однако этот вариант сопряжен с налоговыми рисками │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение N 2. Практический пример методики организации раздельного
учета по операциям с ценными бумагами (векселями) для целей
бухгалтерского учета, исчисления налога на прибыль и НДС (далее -
Методика) для небольшого предприятия
1. Общие положения (группировка первичных документов в бухгалтерском учете)
1.1. Ежемесячно выручка от реализации (иного выбытия) ценных бумаг (далее - ЦБ) обособляется в учете на счете 62 на отдельном субсчете 3 "Векселя полученные" (корреспонденция Дт 62/3 Кт 91/1).
Аналитический учет выбытия ЦБ ведется по каждой ЦБ.
1.2. Ежемесячно расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием) ЦБ, учитываются обособленно по дебету счета 58 отдельного субсчета 2 "Долговые ценные бумаги" и включают в себя:
1.2.1. Фактические расходы на оплату стоимости ЦБ продавцу (эмитенту) (цена приобретения ЦБ);
1.2.2. Дополнительные прямые расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием) ЦБ, а именно:
а) услуги банков, иных специализированных организаций, непосредственно связанные с операциями по приобретению и выбытию ЦБ,
б) бланки ЦБ,
в) услуги посредников и иных сторонних лиц по приобретению и реализации (выбытию) ЦБ,
г) услуги сторонних лиц по хранению и обслуживанию ЦБ,
д) командировочные расходы, непосредственно связанные с операциями по приобретению или выбытию ЦБ,
е) иные прямые расходы, непосредственно связанные с операциями по приобретению или выбытию ЦБ.
1.2.3. Сумма "входящего" НДС, относящегося к необлагаемым по ст. 149 НК РФ операциям с ЦБ, которая подлежит учету в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в порядке применения п. 2 ст. 170 НК РФ (см. п. 3.2.2. настоящей Методики).
1.3. Все иные общехозяйственные расходы с расходами по операциям с ЦБ не связаны, так как из-за незначительного количества (1-3 раза в квартал) сделки по приобретению или реализации (иному выбытию) ЦБ всегда совершаются вне стен офисов. Поэтому общехозяйственные расходы на расходы по операциям с ЦБ не относятся и не распределяются (в бухгалтерском учете на счете 58/2 не учитываются).
1.4. В случае если количество сделок с ЦБ, совершенных в офисах, в каком-либо месяце составит более 3 сделок, то общехозяйственные расходы этого месяца должны быть частично распределены на расходы по операциям с ЦБ по следующей схеме:
1.4.1. Определяется количество сделок с ЦБ (оформление приобретения или выбытия ЦБ) в текущем месяце,
1.4.2. Определяются фактические общехозяйственные расходы текущего месяца, отражаемые по дебету счета 20 "Основное производство", в отношении того офиса, в котором были совершены указанные в п. 1.4.1. сделки с ЦБ,
1.4.3. Определяется общее количество сотрудников, работавших в указанном в п. 1.4.2. офисе в текущем месяце, и фактически проработанное ими суммарное количество рабочих часов в этом месяце,
1.4.4. Определяется количество сотрудников данного офиса, которые участвовали в осуществлении сделок с ЦБ, указанных в п. 1.4.1.
1.4.5. Полагая, что на оформление операций с ЦБ каждому сотруднику необходимо в среднем потратить 1 час рабочего времени, рассчитывается количество рабочего времени, потраченного сотрудниками на оформление сделок с ЦБ по формуле: п. 1.4.4. х п. 1.4.1.
1.4.6. Определяется доля общехозяйственных расходов, приходящихся на операции с ЦБ, по формуле: п. 1.4.5. / п. 1.4.3.
1.4.7. Определяется сумма общехозяйственных расходов текущего месяца, приходящаяся на операции с ЦБ, по формуле п. 1.4.2. х п. 1.4.6.
1.5. Аналитический учет всех расходов по операциям с ЦБ (включая цену приобретения, дополнительные прямые и распределенные общехозяйственные расходы), определяемых по п. 1.2., 1.3. и 1.4. настоящей Методики, ведется по каждой ЦБ. При этом расходы по приобретению и выбытию конкретной ЦБ, уменьшающие доходы от реализации (выбытия), в момент выбытия этой ЦБ определяются по кредиту счета 58/2 "Долговые ЦБ" исходя из суммы, учтенной по этой ЦБ на дебете счета 58/2.
2. Налоговый учет по налогу на прибыль (формирование специальной налоговой базы по операциям с ЦБ в порядке применения ст. 280 НК РФ)
2.1. Доходы от реализации (иного выбытия) ЦБ в целях налогообложения принимаются равными выручке, сформированной по правилам п. 1.1. настоящей Методики. При этом ЦБ должны подразделяться в аналитическом налоговом учете на ЦБ, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ЦБ РФ.
2.2. Расходы, связанные с реализацией (иным выбытием) каждой ЦБ, определяются исходя из правил, установленных в п. 1.5. настоящей Методики. При этом прямые расходы по приобретению и реализации ЦБ должны быть распределены в аналитическом налоговом учете по категориям ЦБ - обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ЦБ. В случае наступления обстоятельств необходимости применения схемы распределения общехозяйственных расходов по п. 1.4. настоящей Методики, исчисленная в п. 1.4.7. доля общехозяйственных расходов распределяется между обращающимися и не обращающимися ЦБ пропорционально доходу от реализации, определенному в п. 2.1. настоящей Методики.
2.3. При выявлении в текущем отчетном (налоговом) периоде убытков от реализации (иного выбытия) указанных категорий ЦБ (обращающихся и не обращающихся), их перенос на будущее осуществляется в порядке, установленном в ст. 280 НК РФ (ИЛИ: эти убытки в целях налогообложения не учитываются и их перенос на будущее не осуществляется).
2.4. Для целей налогообложения прибыли расчеты по пунктам 2.1., 2.2. и 2.3. настоящей Методики производятся в целом за отчетный (налоговый) период (нарастающим итогом исходя из данных, определяемых ежемесячно в п. 1 настоящей Методики).
3. Налоговый учет по НДС (в порядке применения п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ)
3.1. В целях применения норм ст. 149 НК РФ раздельный учет обеспечивается выделением в бухгалтерском учете выручки от реализации ЦБ в порядке, установленном в п. 1.1. настоящей Методики.
3.2. В целях применения норм ст. 170 НК РФ использовать следующую схему расчета:
3.2.1. В случае если в текущем месяце доля совокупных расходов, приходящихся на операции с ЦБ, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство в целом по, то правила п. 4 ст. 170 НК РФ в этом месяце не применяются и вся сумма НДС, предъявленная налогоплательщику в указанном месяце, подлежит налоговому вычету в порядке ст. 171 и ст. 172 НК РФ.
Для расчета данной доли применяется следующая схема:
3.2.1.1. определяется общая сумма расходов текущего месяца по операциям с ЦБ в порядке, установленном в п. 1.5. настоящей Методики,
3.2.1.2. определяется общая сумма расходов на производство текущего месяца путем сложения дебетовых оборотов по счету 20 "Основное производство", по счету 26 "Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли" и кредитового оборота по счету 58/2 "Долговые ЦБ",
3.2.1.3. находится искомая доля совокупных расходов по формуле: п. 3.2.1.2. / п. 3.2.1.1. х 100% (должно быть не более 5%)
3.2.2. В случае если в п. 3.2.1. доля совокупных расходов текущего месяца окажется более 5%, то применяются нормы п. 4 ст. 170 НК РФ по следующ<