Бухгалтерская отчетность туристических организаций
Вопросы:
1. Сущность, значение и роль отчетности. Государственная регламентация отчетности.
2. Виды отчетности и ее содержание.
3. Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
4. Состав годовой бухгалтерской отчетности. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
1. Сущность, значение и роль отчетности. Государственная регламентация отчетности. Бухгалтерская отчетность - система показателей, содержащая информацию о финансовом состоянии организации на отчетную дату, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период, составляемая в соответствии с требованиями, которые установлены нормативными правовыми актами.
Для того, чтобы отчетность была действенным орудием в управлении, она должна отвечать следующим требованиям:
- достоверность показателей отчетности;
- простота и доступность отчетности;
- своевременность составления и представления;
- экономичность отчетности;
- полнота отчетности и т.д.
Достоверность и точность показателей отчетности подтверждается данными счетов бухгалтерского учета, полученными на основании первичных документов и инвентаризации.
Для достижения единообразия и повышения достоверности отчетности государство осуществляет контроль за ее составом и содержанием путем издания законодательных актов. Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» определен принцип и порядок формирования системы бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 утверждена Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности. Данная инструкция установила порядок
составления бухгалтерской отчетности и определила требования к ее содержанию.
бухгалтерская отчетность за квартал и год состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
отчета об изменении капитала;
отчета о движении денежных средств;
пояснительной записки.
Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса.
Подробное содержание всех форм отчетности приведено в вышеуказанной инструкции.
2.Виды отчетности и ее содержание. Отчетность организации классифицируют по ряду признаков.
По содержанию и источникам составления различают отчетность бухгалтерскую, статистическую и операционную. В зависимости от сроков составления и представления бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную и годовую. В зависимости от категории пользователей отчетность подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
По объему информации отчетность классифицируют на единичную, сводную, консолидированную. Основным отчетным периодом, за который составляется бухгалтерская отчетность, является календарный год. Годовая отчетность содержит наиболее полную информацию о деятельности организации. Но организации должны составлять отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
3.Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает 2 этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное ее составление.
Подготовительная работа состоит из:
- проверки полноты оформления всех хозяйственных операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах;
- контроля качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражение в учете ее результатов;
- проведения переоценки основных средств и других активов и отражения в учете ее результатов;
- сверки сальдо расчетов с налоговыми организациями, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;
- внесения в случае необходимых исправлений в учетные данные по результатам проверки контролирующих органов и аудиторов.
4. Состав годовой бухгалтерской отчетности. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Составление финансовой отчетности начинается с заполнения бухгалтерского баланса. Это производится по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать оценку активов. Некоторые статьи баланса заполняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким счетам. Сальдо по счетам, связанным с расчетами показывается в балансе развернуто.
В отчете о прибылях и убытках показываются данные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Отчет о движении денежных средств отражает поступление и направление используемых денежных средств в разрезе текущей инвестиционной, финансовой деятельности организации, а также остатки денежных средств на начало и конец отчётного периода, учитываемые на счетах 50,51,52,55,57.
Подробное содержание всех форм отчетности и порядок их заполнения приведены в Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности от 31 октября 2011 г. № 111.
Организация представляет квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.