Анализ событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности
Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с клиентом. Заключение не может быть датировано ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности предприятия.
Аудитор должен быть уверен в том, что все существенные обстоятельства и события, которые подлежат отражению в отчетности, вплоть до даты подписания аудиторского заключения, определены и включены в отчетность. Важно также оценить допущение непрерывности деятельности предприятия, то есть его возможность продолжать свою деятельность в обозримом будущем (не менее 12 месяцев, следующих за отчетным периодом) и исполнять свои обязательства. При этом аудитору нужно оценить неопределенные потенциальные обязательства предприятия на приблизительно известную сумму, являющиеся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющие его финансовое положение в будущем.
К числу неопределенных обязательств в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности” относятся:
— незаконченный судебный процесс, связанный с возможными существенными расходами для предприятия;
— разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;
— гарантии качества продукции;
— гарантии по обязательствам третьей стороны.
Неопределенные обстоятельства по возможности должны быть отражены в аудиторском заключении и информации для руководства предприятия. Для оценки их существенности аудитору целесообразно опросить руководство предприятия и сотрудников его юридической службы, изучить информацию о претензиях налоговых органов и т. д.
Аудитор не несет ответственность за события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения. Он не обязан проводить какие-либо специальные работы для выявления и анализа таких событий по завершении аудита. Если аудитору стало известно о событиях, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, ему следует обсудить возникшие проблемы с руководством предприятия. Если эти события оказывают существенное влияние на достоверность отчетности, он должен потребовать внесения в нес соответствующих изменений.
Под датой представления бухгалтерской отчетности пользователям понимается наиболее ранняя из следующих четырех возможных дат:
— передачи отчетности учредителям предприятия в соответствии с учредительными документами; :
— передачи отчетности территориальному органу государственной статистики;
— передачи отчетности в другие адреса в соответствии с законодательством;
— опубликования отчетности.
Если руководство проверяемого предприятия согласится внести поправки в отчетность, аудитору следует убедиться в их правильности. С этой целью проверка должна быть продолжена и подготовлено новое аудиторское заключение, содержащее ссылку на ранее составленное заключение.
В том случае, если руководство предприятия откажется от внесения существенных поправок в отчетность, аудитор должен:
— письменно уведомить клиента о данном факте;
— перенести на руководство предприятия всю ответственность за последствия такого решения.
Возможна и другая ситуация, когда аудитору стало известно о событии, существенно влияющем на достоверность отчетности предприятия, после даты подписания аудиторского заключения и после даты представления отчетности пользователям. Данное обстоятельство также подлежит обсуждению с клиентом. Если руководство предприятия не предпримет мер к исправлению всех существенных ошибок, аудитору помимо письменного уведомления руководства предприятия об этом факте и возложения на него ответственности за возможные последствия следует рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о возникших существенных обстоятельствах. Все действия и решения аудитора в отношении событий и фактов, произошедших после составления и представления бухгалтерской отчетности клиента, должны быть отражены в его рабочей документации.
31. Виды аудиторских заключений. Положительное, модифицированное, отрицательное заключение аудиторов
Когда запланированная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности проведена, аудиторы должны выразить свое мнение о корректности и достоверности составления отчетности и учета за проверенный отрезок времени, и оформить его в аудиторском заключении. При этом в зависимости от того, какое именно мнение выражает заключение, документ составляется по-разному.
Безусловно-положительное аудиторское заключение
Если у аудиторов, проводивших проверку бухгалтерской документации субъекта экономической деятельности, не возникает сомнений и расхождений с дирекцией относительно правдивости и правильности ведения бухучета и отчетности, составляется безусловно-положительное аудиторское заключение.
Условно-положительное заключение.
Условно-положительное заключение составляется тогда, когда у аудиторов недостаточно оснований ни для безусловно-положительного, ни для отрицательного мнения. Такая ситуация возникает, когда имеет место сомнение аудитора относительно данных проверки, есть разногласия с руководством, выявлены незначительные факторы, которые мешают составить абсолютно положительное заключение.
Отрицательное заключение
Отрицательное аудиторское заключение может быть составлено в том случае, когда в ходе проверки аудитор выявил грубые нарушения или серьезные недочеты в ведении бухучета и составлении отчетности, в том числе, расхождения с установленной формой заполнения документации, несоответствие финансовой информации и данных в отчетах.