Карточка с образцами подписей и оттиска печати
Одним из основных документов, необходимых организациям для открытия и дальнейшего обслуживания расчетного счета в банке, является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Форма карточки утверждена Инструкцией Банка России от 14.09.2006 № 28-И и ей присвоен код по ОКУД 0401026.
Бланк карточки может быть изготовлен (составлен и распечатан) самостоятельно как банком, так и клиентом. Но он должен строго соответствовать утвержденной форме. Разрешено только изменить количество строк в полях "Владелец счета", "Фамилия, имя, отчество" и "Образец подписи" в зависимости от количества лиц, имеющих право первой и второй подписи.
Также может быть и любое количество строк в поле "№ банковского счета". Но это разрешено, если только один операционный работник банка обслуживает несколько счетов клиента, и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи.
Заполняется банковская карточка, как правило, с помощью компьютерной техники шрифтом черного цвета, либо от руки, используя шариковую ручку с черной, синей или фиолетовой пастой.
Образцы подписей в карточке должны быть сделаны ответственными лицами собственноручно. Использование факсимильного варианта подписи не допускается.
Количество карточек, представляемых в банк, различно. Некоторые банки просят представить один экземпляр, а затем сами делают необходимое количество копий. Другие требуют от клиента представить необходимое количество оригиналов карточек.
Право первой подписи может принадлежать руководителю организации или иному уполномоченному на то лицу, в соответствии с распорядительным актом (доверенностью) руководителя.
Правом второй подписи может быть наделен главный бухгалтер или иное (третье) лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерского учета в организации, на основании распорядительного акта руководителя юридического лица.
Также возможны ситуации, когда одновременно правом первой и второй подписи могут быть наделены несколько сотрудников организации. Руководитель и главный бухгалтер организации не обязательно входят в перечень этих лиц, например, учредители организации могут оставить это право за собой.
В карточке могут быть указаны только лица, имеющие право первой подписи (например, если руководитель организации сам ведет бухгалтерский учет). В этом случае в поле "Вторая подпись" необходимо указать, что право второй подписи никому не принадлежит.
Подписи ставятся в присутствии лица, которое будет удостоверять их подлинность. Это может быть нотариус (ему будет необходимо представить тот же комплект документов, что и для открытия счета в банке) или уполномоченное лицо банка. Работник банка, удостоверяющий подписи клиента, полностью указывает свою должность, фамилию и инициалы, фамилию и инициалы лица (лиц), подписи которых совершаются в его присутствии, указывает дату (цифрами) и проставляет собственноручную подпись с приложением печати (штампа) банка, определенной для этих целей распорядительным актом банка.
Выписка из расчетного счета организации является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств на расчетном счете предприятия. По сути выписка является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, и составляется банком по каждому операционному дню, в котором производились операции со счетом клиента.
Выписки из различных банков могут немного отличаться по форме из-за различий обслуживающей техники.
"Дата проводки" - указывается дата, когда произведена операция на расчетном счете клиента.
"ВО" - вид финансовой операции:
01 - платежное поручение;
02 - платежное требование;
03 - денежный чек (получение наличных с расчетного счета);
04 - чек расчетный;
06 - инкассовое поручение;
08 - аккредитив;
16 - платежный ордер.
"Ном. док. банка" - входящий номер документа, поступившего в уполномоченный банк из другого банка.
"Ном. док. клиента" - номер платежного документа.
"БИК банка корр." - БИК банка получателя (отправителя), т.е. корреспондента.
"Корр. счет" - корреспондентский счет его банка.
"Счет плательщика" - расчетный счет плательщика.
"Счет получателя" - расчетный счет получателя.
"Дебет" - расходные операции клиента.
"Кредит" - приходные операции клиента.
Банк хранит денежные средства организации, поэтому считает себя должником клиента, т.е. имеет кредиторскую задолженность перед владельцем счета. В связи с этим лицевой счет каждого владельца для банка является пассивным, а поэтому остатки средств на расчетном счете на определенную дату, зачисление средств на расчетный счет владельца, банк отражает в выписке по кредиту расчетного счета. Все суммы списаний, т.е. уменьшение своего долга перед владельцем счета, банк отражает в выписке по дебету лицевого (расчетного) счета.
Для организаций - наоборот.
Проверку и обработку выписок бухгалтер обязан произвести в день их получения. Обработка заключается в следующем:
бухгалтер подбирает все оправдательные документы, приложенные к выписке банка: сначала по зачислению, потом по списанию;
тщательно сверяет все имеющиеся записи в выписке с приложенными первичными документами, что позволяет установить наличие излишне начисленных сумм или незачисление сумм. Обнаружив расхождения, незамедлительно сообщает об этом банку;
на полях проверенной выписки справа от соответствующих сумм проставляет коды бухгалтерских счетов.