Учет издержек обращения и финансовых результатов
Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров называются издержками обращения.
Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров.
При этом расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства или обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.
К расходам будущих периодов относятся: затраты по неравномерно производимому ремонту основных средств (когда предприятием не создается фонд или резерв для ремонта основных средств); арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств; расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования; расходы по оплате услуг телефонной, радио – и других видов связи; другие аналогичные расходы.
Не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой деятельностью.
Синтетический учет расходов в ООО "Стройматериалы" ведется на активном счете 44 "Расходы на продажу". По дебету счета 44 "Расходы на продажу" собираются все расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 "Продажи".
В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 "Расходы на продажу", при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат:
Kт 02 "Амортизация основных средств"- начисляется износ по основным средствам,
Kт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", – получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.);
Kт 68 "Расчеты по налогам и сборам" – начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и другие налоги);
Kт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" – начисляется заработная плата сотрудникам торговли;
Kт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" – начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящиеся на издержки обращения;
Kт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" – списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников;
Kт 97 "Расходы будущих периодов" – отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его.
Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:
Дт 90 "Продажи" – Kт 44 "Расходы на продажу".
Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и каждой статье расходов:
- транспортные расходы;
- расходы по оплате труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
-износ специальной одежды, приборов, других быстроизнашивающихся предметов;
- расходы на топливо, газ, электроэнергию;
- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
- расходы на рекламу;
- затраты по оплате процентов за пользование займом;
- потери товаров и технологические отходы;
- расходы на тару;
- прочие расходы.
Финансовым результатом деятельности ООО "Стройматериалы", а также любого другого предприятия является балансовая прибыль или убыток.
Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятий торговли и прочих доходов (операционных доходов, от внереализационных операций), уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Финансовый результат от реализации формируется на счете 90 "Продажи" в разрезе отдельных видов деятельности (при этом по кредиту субсчета 1 "Выручка" отражается непосредственно поступающая выручка, а по дебету субсчета 2 "Себестоимость продаж" – непосредственно расходы). В конце отчетного периода сальдо счета 90 (рассчитываемое сопоставлением кредитового оборота субсчета 1 и дебетовых оборотов субсчетов 2, 3, 4, закрывается бухгалтерской проводкой с субсчета 9 "Прибыль/убыток" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".
Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между выручкой от их реализации в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, их стоимостью и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость. Метод определения выручки от реализации товаров устанавливается ООО "Стройматериалы" на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. При этом для целей бухгалтерского учета применяется метод отгрузки. Для целей налогообложения возможно определение выручки либо по мере оплаты, либо по отгрузке продукции, товаров, выполнению работ и предъявлению расчетных документов.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается по счету 99 "Прибыли и убытки" и слагается из финансового результата от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90 "Продажи"), прочих доходов и расходов (их сальдо – в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы"), а также сюда включаются чрезвычайные доходы и расходы (в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и тому подобное) По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат. Но при этом следует помнить, что построение аналитического учета по счету 99 "Прибыли и убытки" должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
После выявления финансового результата организации выявляют доход, подлежащий обложению налогом на прибыль (на доход), и начисляют этот налог, порядок определения его установлен законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Начисление налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу исходя из фактической прибыли (так же как и суммы причитающихся налоговых санкций) отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", соответствующий субсчет. В течение отчетного периода суммы авансовых платежей отражаются в обычном порядке по дебету счета 68 в корреспонденции со счетами учета денежных средств – счета 51 "Расчетные счета". Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по соответствующему субсчету счета 68 определяется сумма задолженности по платежам в бюджет, которая перечисляется со счета, что отражается той же проводкой.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается (на 1 января не имеет сальдо). При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Таким образом в учете формируется сумма нераспределенной прибыли, которая в следующем за отчетным году на основании решения компетентного органа (например, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью) может быть распределена.
Распределение прибыли учитывается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и подразумевает:
а) Начисление доходов учредителям организации по итогам – утверждения годовой бухгалтерской отчетности – корреспондирует счет 75 "Расчеты с учредителями" или по суммам доходов работников организации, входящих в число учредителей, – счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
б) Покрытие убытков прошлых лет;
В результате деятельности предприятия может быть также получен убыток, который погашается за счет различных источников, что отражается по кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
2.7 Проблемы, выявленные в бухгалтерском учете ООО "Стройматериалы"
В ходе изучения ведения бухгалтерского учета на предприятии выявлены следующие недостатки в существующей системе учета:
- использование нелицензионного и устаревшего программного обеспечения;
-отсутствие на предприятии внутреннего контроля учета товарных операций;
- нерегулярность проведения инвентаризаций;
-нерациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
ООО "Стройматериалы" использует в своем учете нелицензионную программу 1С: "Бухгалтерия" 7.7, при этом основной аналитический учет по товарам, зарплате, затратам ведется вручную.
Бухгалтер сам заносит обобщенные проводки в "Журнал операций", используя ввод операций вручную. Весь текущий бухгалтерский учет ведется посредством документов. Каждый документ в печатной форме используется для бухгалтерского учета как бумажный носитель.
Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Таким образом, в связи с использованием устаревшего программного обеспечения бухгалтерский учет на предприятии ведется нерационально, по-прежнему велики трудозатраты бухгалтера.
Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке, поэтому можно сказать, что использование компьютерного обеспечения в отдельных участках бухгалтерского учета может снизить количество ошибок в расчетах бухгалтера, что обеспечивает правильность и достоверность бухгалтерской информации.
Также компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. Это позволяет снизить затраты на содержание дополнительных специалистов.
На ООО "Стройматериалы" существует слабость системы внутреннего контроля, создающая значительный риск возникновения и необнаружения (несвоевременного обнаружения) клиентом ошибок и злоупотреблений, существенно влияющих на достоверность финансовой отчетности.
Под системой внутреннего контроля понимается существующая в каждой организации совокупность организационных мероприятий, процедур и средств контроля, направленных на сохранность имущества и получения руководством организации достоверной информации о имущественном положении и результатах производственной деятельности.
Внутренний контроль товарных операций на торговом предприятии имеет важное значение. Основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:
- выполнение предприятием требований действующего законодательства Российской Федерации;
– определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы предприятия, его собственников и клиентов;
- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности предприятия;
- выполнение требований по эффективному управлению рисками предприятия при осуществлении им хозяйственной деятельности;
– сохранность активов (имущества) предприятия;
– надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности предприятия и связанных с ней рисках;
– эффективное функционирование внутреннего аудита предприятия;
Все элементы системы внутреннего контроля в организации подразделяются на две группы:
- надлежащую систему бухгалтерского учета;
- средства контроля.
Без достаточного внутреннего контроля товарных операций могут возникнуть нарушения в бухгалтерском учете товарных операций, отчетности, хранении и передвижении товаров.
Согласно ст. 12 "Инвентаризация имущества и обязательств" Закона N 129-ФЗ порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация ООО "Стройматериалы" проведена не была. В связи с этим бухгалтерская отчетность была составлена неправильно, так как бухгалтер не учел недостачи и излишки, которые могли бы выявиться при проведении инвентаризации и уменьшили бы налогооблагаемую прибыль, если виновники недостач и хищений не были обнаружены.
К тому же не была выполнена контрольная инвентаризации за состоянием товаров на отчетную дату, условиями их хранения и проверки их фактического наличия на предприятии.
Одним из требований, предъявляемым к бухгалтерскому учету является рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Иными словами, финансовая информация ограничивается, с одной стороны, оценкой ее значимости, а с другой, анализом затрат на ее получение.
Рациональная организация бухгалтерского учета (как в широком смысле этого понятия, так и применительно к организации учета отдельных хозяйственных операций) это необходимость сопоставления затрат на его организацию и ведение с выгодами, получаемыми от того, что такой учет будет обеспечен.
При общей системе налогообложения предприятие платит налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на
рекламу, единый социальный налог со своих доходов, а также налог с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, государственную таможенную пошлину, лицензионные и регистрационные сборы и другие необходимые налоги, сборы, платежи.
Используя общую систему налогообложения бухгалтер предприятия сталкивается с многочисленными расчетами и видами отчетности, необходимыми для сдачи в налоговые органы и статистические учреждения. Это приводит к огромным трудозатратам бухгалтера в связи с большим объемом работы при общей системе налогообложения.
Существуют варианты, при которых без использования общей системы налогообложения не обойтись и тогда трудозатраты бухгалтера оправданы. Но ООО "Стройматериалы" – малое предприятие, численность работников которого не превышает ста человек и доход предприятия гораздо ниже 20 млн. рублей. Большие трудозатраты бухгалтера при небольшом размере предприятия нерациональны. А рациональность ведения бухгалтерского учета является одним из требований, предъявленным к бухгалтерскому учету.
Автор дипломной работы _______________________ Сегов А.С.
Руководитель дипломной работы _______________________ Маслов К.В.