Требования к составлению пояснительной записки
Согласно требованиям Закона о бухгалтерском учете пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию:
· об организации;
· финансовом положении организации;
· сопоставимости данных за отчетный год и предшествующий ему годы; методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности[4].
В пояснительной записке организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.
В пояснительной записке подлежат раскрытию данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности. В ней следует привести также:
· краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой);
· основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации;
· решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
То есть в пояснительной записке необходимо отражать соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении. В ней раскрываются:
o динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
o планируемое развитие организации;
o предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
o политика в отношении заемных средств, управления рисками;
o деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
o природоохранные мероприятия;
o иная информация.
Рекомендуется определять тенденции основных показателей деятельности, качественные изменения в имущественном и финансовом положении, а также причины этих изменений. При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут рассчитываться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводятся характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр.
Отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными для обособленного представления в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
В пояснительной записке должны быть отражены факты неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, и даны соответствующие объяснения. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Указанные аспекты нашли свое развитие в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 6 июля 1999г. №43н. В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в данном Положении, а также в других Положениях по бухгалтерскому учету:
· об изменениях учетной политики организации;
· сведения об операциях в иностранной валюте:
· о материально-производственных запасах, основных средствах, об имуществе,
· значения показателей отчетности в нетто-оценке: по нематериальным активам, основным средствам
· о доходах и расходах организации
· о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни;
· об информации по аффилированным лицам;
· об информации по операционным и географическим сегментам и пр. и т.д.
Формирование большинства показателей в основных отчетных формах можно осуществлять Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации от 28 июня 2000г. №60н, которые устанавливают общий порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности; дают оценку показателей отчетности по всем формам отчетности; порядок исправления ошибок.
Таким образом, очевидно, что наличие пояснительной записки в бухгалтерской отчетности организаций является неизменным и регламентируется законодательными актами.
Структура и содержание пояснительной записки не регламентированы нормативными документами. Действующее законодательство устанавливает лишь общие требования к пояснительной записке. В Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности сказано, что в пояснительной записке необходимо кратко описать, чем занимается фирма, привести основные показатели ее деятельности за отчетный год, сведения о том, сколько будет выплачено дивидендов и на какие еще цели будет израсходована чистая прибыль, и т.д. Однако в любом случае каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи – в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.д.
Пояснительная записка стала унифицированной формой отчетной документации. Ей присвоен номер 0503160 по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД). Отдельные таблицы и приложения к пояснительной записке также строго унифицированы и имеют самостоятельные номера по ОКУД.
В бумажном варианте пояснительная записка брошюруется вместе с другими формами бюджетной отчетности, ее страницы нумеруются в сквозном порядке. Кроме того, п. 2 Инструкции № 5н предусматривает представление пояснительной записки на электронных носителях информации. В последнем случае удобно заполнять таблицы пояснительной записки в файле формата Excel, полученного путем экспорта шаблона пояснительной записки из какой-либо справочно-правовой системы.
Пояснительная записка представляется в обязательном порядке в составе как годовой бюджетной отчетности (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), так и квартальной (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября). При этом главный распорядитель бюджетных средств представляет пояснительную записку органу, организующему исполнение бюджета соответствующего уровня, распорядитель бюджетных средств - главному распорядителю, получатель бюджетных средств - распорядителю либо главному распорядителю (в случае отсутствия в цепочке доведения бюджетных средств распорядителя). Сроки представления пояснительной записки определяются сроками представления всего бухгалтерского отчета.[5]
Числовые показатели пояснительной записки отражаются нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Если показатель имеет отрицательное значение, то в пояснительной записке он отражается со знаком «минус». В том случае, если данные по каким-либо показателям не имеют значения, соответствующие графы заполняются прочерком.[6]
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 года пункт «д» части 2 статьи 13 не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).