Оценка системы внутреннего контроля
В соответствии с уставом ЗАО «Алейскзернопродукт» функционирует система внутреннего контроля. При оценке системы внутреннего контроля ЗАО «Алейскзернопродукт» аудитор собирает достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принимает решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Также, в некоторых случаях, аудитор может преследовать цель при оценке системы внутреннего контроля - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели проводится письменный опрос работников ЗАО «Алейскзернопродукт». Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов с персоналом по оплате труда и определить дальнейшее направление проверки. По данным тестирования определяется уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с персоналом и общее состояние учета этих операций.
Тест системы внутреннего контроля представлен в таблице 3.1.1. (приложение 9)
Таблица 3.1.2 – Норматив для определения надежности системы внутреннего контроля на предприятии
Баллы | Фактическая надежность системы внутреннего контроля в процентах (Фактическое количество баллов / Максимальное количество баллов Х 100%) | |
Максимальное количество баллов для проверяемого предприятия | ||
Фактическое количество баллов для проверяемого предприятия |
Таблица 3.1.3.- Норматив для определения оценки надежности системы внутреннего контроля
Оценка надежности системы внутреннего контроля | Надежность системы внутреннего контроля в процентах | Оценка надежности системы внутреннего контроля в процентах |
Высокая | от 81 до 100 процентов | |
Средняя | от 41 до 80 процентов | |
Низкая | от 11 до 40 процентов | |
Внутренний контроль отсутствует | 0 до 10 процентов |
Таблица 3.1.4. – Норматив для определения качественной оценки контрольного риска системы внутреннего контроля
Качественная оценка контрольного риска | Проценты Контрольного риска (КР) | Оценка риска (100% - Фактическая надежность системы внутреннего контроля в процентах) |
Низкий | 10-0 | |
Средний (Умеренный) | 50-11 | |
Высокий | 70-51 | |
100-71 |
Таким образом, система внутреннего контроля в ЗАО «Алейскзернопродукт» обладает максимальной, высокой надежностью с низким уровнем риска.
Тестовые вопросы для проверки состояния внутреннего контроля и системы учета расчетов с персоналом по оплате труда в ЗАО «Алейскзернопродукт» представлены в таблице 3.1.5. (Приложение 10)
По результатам опроса значительных расхождений в ответах опрашиваемых выявлено не было. Это свидетельствует о хорошей постановке контроля и учета расчетов с персоналом по оплате труда.
Поскольку в ЗАО «Алейскзернопродукт» применяют автоматизированную форму бухгалтерского учета, возникает необходимость тестирования системы автоматизации учета в таблице 3.1.6.
Таблица 3.1.6. - Вопросы для проверки системы автоматизации учета ЗАО «Алейскзернопродукт»
Вопросы теста | Ответ |
Децентрализована ли компьютерная среда | - |
Существует ли географическая разбросанность компьютерных установок | - |
Правильно ли запрограммированы бухгалтерские программы | + |
Обеспечен ли внутренний контроль за функционированием системы компьютерной обработки данных | + |
Существует ли возможность доступа посторонних лиц к компьютерам и угроза изменения программы и баз данных | - |
Является ли программная система лицензированной | + |
Обновляется ли программное обеспечение | + |
На основе приведенных результатов тестирования, можно сделать положительный вывод об уровне автоматизации бухгалтерского учета в хозяйстве.
3.2. Подготовка к планированию аудиторской проверки
Для проведения аудиторской проверки организация вправе самостоятельно выбирать аудитора или аудиторскую организацию.
После официального обращения ЗАО «Алейскзернопродукт» в аудиторскую организацию с просьбой об оказании аудиторских услуг, руководству со стороны аудиторской организации направляется письмо о проведении аудита, которое составляют в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности №12 «Согласование условий проведения аудита и внутреннего стандарта аудиторской организации». В этом письме аудиторы отражают предполагаемые виды работ, источники информации, необходимые для проверки, примерный общий план аудита, возможные формы отчетности аудиторов по результатам работы, ответственность организации за полноту и достоверность представленной для проверки информации и отчетности, условия доступа к необходимой информации и документам, права, обязанности сторон.
Письмо о проведении аудита направляется руководству ЗАО «Алейскзернопродукт» до заключения договора с целью разъяснения необходимых вопросов до начала проверки и предупреждение возможных конфликтов, разногласий.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация знакомится в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, включаtn следующие стадии:
- предварительное планирование;
- изучение системы бухгалтерского учета;
- оценка системы внутреннего контроля;
- установление уровня существенности;
- построение аудиторской выборки;
- подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Ниже перечислено выполнение каждого этапа планирования.
Предварительное планирование начинается с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор получает разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика ЗАО «Алейскзернопродукт», сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору осмысливает и детально анализирует содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики отражаются в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности ЗАО «Алейскзернопродукт» проводится с позиций адекватности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования завершается изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета в ЗАО «Алейскзернопродукт»- это изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Выполняется обзорная проверка типичных бухгалтерских проводок по операциям по расчетам с персоналом, по отчислениям и т.д., устанавливается фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
Этап оценки системы внутреннего контроляподробно описан в данной главе в пункте 3.1.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности учитывает интересы потребителей информации, а также соответствует требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».
Определим общий уровень существенности, используя таблицу 3.2.1.
Таблица 3.2.1. – Определение общего уровня существенности
Наименование базового показателя | Суммовое значение базового показателя отчетности, тыс. руб. | Доля, % | Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб |
Балансовая прибыль | 8311,15 | ||
Валовой объем реализации без НДС | 78635,02 | ||
Валюта баланса | 41486,66 | ||
Сумма собственного капитала | 129088,1 | ||
Общие затраты организации | 61779,18 |
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(8311,15+ 78635,02+ 41486,66 + 129088,1+ 61779,18) / 5 = 63860,02 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(63860,02– 8311,15) / 63860,02 * 100% = 86,98%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(129088,1– 63860,02) / 63860,02 * 100% = 102,14%.
Т.к. отклонение превышает 30%, то отбрасываются исследуемые значения, и вновь рассчитывается среднее:
Среднее арифметическое показателей составляет:
(78635,02+41486,66+61779,18)/3=60633,62 тыс.руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(60633,62-41486,66)/60633,62*100%=31,58%
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(78635,02-60633,62)/60633,62*100%=29,69%
Так как отклонение не превышает 30%, то 61779,18 - уровень существенности. Его можно округлить в большую или меньшую сторону, но при этом этот уровень не должен превышать 20 %. Различия между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(62000 – 61779,18) / 61779,18 * 100% = 0,36 %, что находится в пределах 20%.
Для того, чтобы определить уровень существенности расчетов с персоналом по оплате труда, необходимо распределить его пропорционально структуре баланса.
Рассмотрим определение уровня существенности расчетов с персоналом по оплате труда в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2. - Распределение значения уровня существенности пропорционально структуре баланса
Статьи актива баланса | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % | Уровень существенности, тыс. руб. |
Расходы на оплату труда | 11,11 | ||
Баланс – 100% |
Установив допустимый уровень существенности, аудитор приступает к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Аудиторский риск берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Для его нахождения используется следующая формула:
АР=РСИО*РН;
РСИО=НР*РСК;
где неотъемлемый риск (НР) — 50%;
риск системы контроля (РСК) —0%;
риск необнаружения (РН) — 10%;
риск существенного искажения отчетности (РСИО)- 0%
АР = 0%* 10%=0%.
Так как аудиторский риск невысок, аудитор может считать план приемлемым.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане отражаются основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
В Приложении 11 представлен план аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда
Составляя программу проверки расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с персоналом по оплате труда используются пересчет, сопоставление, прослеживание, устный опрос, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда, операций по начислению и вычетам представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
- правильно ли оформлены работники (прием, увольнение);
- правильность применения начислений, вычетов, дополнительных начислений;
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 70;
- соответствие записей аналитического учета по счету 70 записям в ведомости, главной книге и балансе.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по расчетам с персоналом по оплате труда требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
В приложении 12 представлена программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочая группа аудиторов разделяется на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа формируется из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере трудового законодательства). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по расчетам с персоналом, приемах на работу и увольнении, начислениям и удержаниям, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в данной отрасли. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита привлекаются эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства возлагается на старших аудиторов.