Процедура определения ущерба и страхового возмещения при страховании имущества
Правилами страхования имущества, разрабатываемыми страховщиками в соответствии с действующим законодательством обычно предусматривается перечень действий осуществляемых страхователем и страховщиком при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.
Страхователь (выгодоприобретатель) обязан:
1. принять разумные и доступные меры в сложившихся обстоятельствах, направленные на уменьшение возможных убытков;
2. уведомить о наступлении страхового случая страховщика (или его представителя) незамедлительно или в срок и способом, указанным в договоре страхования (ч. 1 ст. 962 ГК РФ);
3. сообщить о страховом случае в соответствующие органы согласно их компетенции – органы пожарного надзора, Госгортехнадзор, МВД, МЧС, аварийно-спасательные службы, жилищно-эксплуатационное управление и др.;
4. сохранить поврежденное вследствие страхового случая, его остатки, если это не приведет к увеличению ущерба или уменьшению безопасности для людей, и обеспечить представителю страховщика условия для беспрепятственного осмотра имущества, выяснения причин наступления страхового случая, установления размера убытка;
5. получить в компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая, характер и объем причиненного им вреда.
Для получения страховой выплаты страхователь (выгодоприобретатель) должен предъявить страховщику заявление на выплату страхового возмещения в связи со страховым случаем, подлинник страхового полиса, документы компетентных органов, подтверждающих наступление страхового случая, его причину и последствия.
Процесс определения ущерба и размеров страхового возмещения зависит от вида застрахованного имущества (строения, транспорт, продукция и товары), стихийного бедствия (пожар, землетрясение, наводнение), аварии или несчастного случая, а также статуса, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности страхователя.
Страховщик после получения от страхователя (выгодоприобретателя) уведомления о страховом случае осуществляет следующую типовую процедуру мероприятий, которая состоит из следующих этапов:
1. Установление факта гибели или повреждения имущества;
2. Установление перечня пострадавших объектов и принадлежности застрахованного имущества;
3. Определение причины нанесения ущерба и решение вопроса о наличии страхового или нестрахового случая;
4. Расчет суммы ущерба и страхового возмещения.
Обычно в течение трех дней после получения уведомления от страхователя о страховом случае, страховщик должен приступить к составлению страхового акта (составляется специалистом компании) или аварийного сертификата (составляется специалистом аварийно-комисарской фирмы – аварийным комиссаром). Страховой акт и аварийный сертификат являются документами одинакового целевого назначения. Они должны в соответствии с правилами страхования составляться в течение 7-10 дней момента начала работ по ним. При необходимости для расследования страхового случая и составления страхового акта (аварийного сертификата) могут привлекаться независимые эксперты.
При проведении страховщиком экспертизы ущерба, он должен убедиться в том, что:
- Претензия относится ко времени страхового покрытия, т.е. страховой договор действовал на момент страхового случая;
- Заявитель претензии является действительным страхователем;
- Событие застраховано по договору, покрывающему риск произошедшего страхового случая;
- Страхователь предпринял все возможные меры по спасению имущества;
- Стоимость, приписываемая убытку, является правдоподобной;
- Выполнены все дополнительные условия договора страхования;
Возмещение по пострадавшему или полностью уничтоженному имуществу выплачиваются следующим образом:
- Убытки возмещаются при полной гибели (утрате) всего застрахованного имущества: в сумме, равной действительной стоимости утраченного имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости сохранившихся и годных к использованию остатков, но не выше страховой суммы;
- Убытки возмещаются при повреждении застрахованного имущества: в размере стоимости восстановления (ремонта) поврежденного имущества в ценах, действующих на день наступления страхового случая, в переделах страховой суммы.
Существует четыре способа возмещения ущерба: денежное возмещение; ремонт; замена; восстановление.
В то же время, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю) полностью или частично, если:
- страхователь не уведомил страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая в предусмотренные договором страхования сроки и указанным в договоре способом (ч. 1 и 2 ст. 962 ГК РФ);
- страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер с целью уменьшения убытков от страхового случая (ч.1 и 3 ст. 962 ГК РФ);
- ущерб причинен вследствие умысла или грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя) - ч.1 ст. 963 ГК РФ;
- об уничтожении, повреждении или хищении имущества третьими лицами не было заявлено в органы МВД, либо если такой факт не подтвержден их расследованием;
- не были предъявлены страховщику (его представителю) или эксперту пострадавшие от стразового случая объекты имущества или их остатки (при их наличии после страхового случая);
- страхователь (выгодоприобретатель) получил возмещение причиненного имуществу вреда от лица виновного в его причинении;
- страхователь (выгодоприобретатель) ввел страховщика в заблуждение относительно обстоятельств и иных сведений об объекте имущества, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и возможного размера ущерба;
- страховой случай с застрахованным имуществом произошел не на территории страхования, указанной в договоре;
- страхователь (выгодоприобретатель) не передал страховщику все документы и доказательства, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему после выплаты страхового возмещения права требования к виновному перед страхователем (выгодоприобретателем) лицу, вследствие чего реализация этого права стала невозможной, либо страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки (ч.3 и 4 ст.965 ГК РФ).
[1] На страхование не принимаются жилые помещения: находящиеся в аварийном состоянии; физический износ которых превышает 55%; подлежащие сносу; в отношении которых принято решение о переводе их в нежилые; подлежащие конфискации.