Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
Операции, связанные с расчётами по имущественному и личному страхованию, с расчётами по претензиям, суммам, удержанным из оплаты труда работников организации, и другими, отражаются на активно-пассивном счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счёту могут быть открыты субсчета: 76.1 - «Расчёты по имущественному и личному страхованию», 76.2 - «Расчёты по претензиям». Синтетический и аналитический учёт по счёту 76.1 ведётся в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и договорам, с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев. В процессе совершения сделок возможно неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств одним из контрагентов, то есть возникновение претензий, которые учитываются на счёте 76.2 «Расчёты по претензиям». Этот счёт используется при расчётах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, прочим организациям, а также по предъявленным или признанным (присуждённым) штрафам, пеням, неустойкам. По дебету счёта отражаются расчёты по претензиям, по кредиту – суммы поступивших платежей. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76.2 ведутся в ведомости, обеспечивающей формирование информации по каждому дебитору и отдельным претензиям. Операции: 1) Отражается сумма претензий к поставщикам, подрядчикам в результате выявленных ошибок: Д 76 – К 07, 08, 10, 20; 2) Предъявлены претензии кредитным организациям по ошибочно списанным суммам: Д 76 – К 51, 52, 66, 67; 3) Возмещены наличными деньгами суммы ранее предъявленных претензий: Д 50 – К 76; 4) Суммы неудовлетворенных претензий списаны на расходы по продаже: Д 44 – К 76.
Понятие, классификация и оценка ОС.
Организация бухгалтерского учёта ОС регулируется ПБУ 6/01 «Учёт ОС». ОС составляют активы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Одним из условий включения активов в основные средства является их приобретение не для продажи. К ОС относят: здания и сооружения, рабочие, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения на арендованные объекты основных средств, находящиеся в собственности организации земельные участки и объекты природопользования. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации или служит для выполнения целей её деятельности. Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объёма работ, ожидаемого к получению в результате использования данного объекта. Единицей БУ ОС является инвентарный объект. В БУ различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость ОС. Первоначальная стоимость ОС, приобретенных за плату, включает сумму фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов за вычетом НДС и других возмещаемых налогов. Первоначальная стоимость ОС, внесенных в счет вклада в УК организации, является их денежная оценка, согласованная учредителями, а поступивших безвозмездно – их текущая рыночная стоимость на дату принятия к БУ. Восстановительная стоимость ОС – это стоимость их воспроизводства. Она определяется путем периодической переоценки ОС. Остаточная стоимость – разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации ОС.
Учет движения ОС.
Хозяйственные операции по перемещению, поступлению основных средств отражает их движение. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. На каждый объект открывается инвентарная карточка учета. На местах эксплуатации объектов заполняются инвентарные списки ОС. Синтетический учет наличия и движения ОС осуществляется на следующих счетах: 01 – «ОС»; 02 – «Амортизация ОС»; 07 – «Оборудование к установке»; 08 – «Вложения во внеоборотные активы»; 19 – «НДС»; 83 – «Добавочный капитал». В ББ ОС показываются в I разделе по остаточной стоимости. ОС поступают в организацию по следующим причинам: 1) приобретение за плату; 2) строительство (подрядное или хозяйственным способом); 3) вклад предприятий в уставной капитал предприятий; 4) безвозмездное получение; 5) другие причины. Синтетический учёт наличия и движения ОС ведут по первоначальной стоимости на активном счёте 01. Дебет – поступление ОС, кредит – выбытие ОС. Сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе, а также на консервации собственных ОС. Выбытие ОС производится по следующим причинам: 1) продажа или реализация объектов юридическому или физическому лицу; 2) списание при моральном или физическом износе; 3) передача объектов в качестве вклада в уставной капитал другой организации; 4) ликвидация при авариях, бедствиях или других событиях; 5) передача по договору мены или дарения объекта; 6) списание объектов, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода прав собственности на указанные средства к арендатору. Синтетический учёт осуществляется при помощи счетов 01, 02, 91, 99. Для обобщения информации о выбытии ОС и определения финансового результата от данных операций используется активно-пассивный счёт 91. Дебет – остаточная стоимость выбывших ОС, начисленный НДС, затраты по выбытию. Кредит – выручка от продажи и стоимость определённых предметов по рыночной стоимости. Финансовый результат (прибыль или убыток) при списании ОС определяется путём сопоставления по счёту 91. Превышение оборота по дебету – убыток, по кредиту – прибыль. Операции: 1) Приняты к оплате счета поставщиков в связи с приобретением объектов ОС: Д 08 – К 60; 2) Учтен входной НДС: Д 19 – К 60; 3) Отражены затраты, связанные с приобретением ОС: Д 08 – К 60, 76, 70, 69; 4) Приняты к БУ объекты ОС в сумме фактических затрат: Д 01 – К 08; 5) Оплачены счета поставщиков за приобретенные ОС: Д 60 – К 51, 50, 52; 6) Произведен налоговый вычет: Д 68 – К 19; 7) Списывается остаточная стоимость объекта ОС: Д 91 – К 01; 8) Отражаются расходы, связанные с продажей ОС: Д 91 – К 10, 70, 69; 9) Отражается ФР от продажи объекта ОС: а) прибыль: Д 91 – К 99; б) убыток: Д 99 – К 91.
Учет амортизации ОС.
В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Амортизация – включение в затраты производства изношенной части ОС. Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки). Амортизационные отчисления начисляются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ, и до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с БУ, тогда прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения, либо списания его с учёта. В соответствии с ПБУ начисление амортизации ОС производится с учётом следующих факторов: 1) первоначальная стоимость; 2) срок полезного использования каждого объекта ОС; 3) способ начисления амортизации. Срок полезного использования определяется при постановке на учёт исходя из срока ожидаемого использования, ожидаемого физического износа в режиме эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной окружающей среды, а также системы плановых предупредительных ремонтов, нормативно-правовых ограничений срока использования объекта. Начисление амортизации объектов производится следующими способами: 1) линейным; 2) способом уменьшаемого остатка; 3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4) списание стоимости пропорционально объёму продукции или работ. Применение одного из способов по группе однородных ОС производится в течение всего срока полезного использования. При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта. При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения не выше 3, устанавливаемого организацией. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе проставляется число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции или работ амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС. Амортизационные отчисления начисляются независимо от размеров деятельности организации и должны быть отражены в учёте в том отчётном периоде, к которому относятся. Учёт амортизации осуществляется на пассивном счёте 02 - «Амортизация ОС». По дебету счёта отражается сумма амортизации по выбывшим ОС, по кредиту – начисленные ОС. Сальдо кредитовое отражает сумму начислений амортизации всех объектов ОС предприятия и сумму их возмещённой стоимости через амортизационные отчисления. Операции: 1) Начислена амортизация ОС, находящихся в эксплуатации: Д 20, 23, 25, 26 – К 02; 2) Начислена амортизация по ОС, сданным в аренду: Д 91 – К 02; 3) Списывается сумма амортизации ОС, выбывших по различным причинам: Д 02 – К 01.
Учет ремонта ОС.
Для поддержания объектов ОС в рабочем состоянии их необходимо регулярно ремонтировать. По объему выполняемых ремонтных работ различают текущий (замена отдельных деталей без ремонта), средний (частичная разборка агрегата и замена отдельных частей, чаще 1 раза в год), капитальный (полная разборка и реставрация большого числа деталей, реже 1 раза в год). План ремонта утверждается руководителем организации. Ремонт может осуществляться хозяйственным или подрядным способом. Хозяйственный способ – выполнение строительных и монтажных работ своими силами. Подрядный способ – выполнение всех работ (проектирование, подбор оборудования, монтаж оборудования) сторонней организацией, то есть подрядчиком. Затраты на проведение ремонта включаются в себестоимость продукции следующими способами: 1) включаются полностью в затраты отчётного периода; 2) создаётся резерв на ремонт; 3) создаётся ремонтный фонд; 4) фактические затраты по проведённому ремонту относятся на расходы будущих периодов; если резерв не создаётся, а ремонт ОС осуществляется неравномерно, то затраты на производство разрешается списывать на расходы будущих периодов, будет использоваться счёт 07 «Расходы будущих периодов». При образовании резерва на ремонт ОС в затраты на производство включается сумма отчислений, рассчитанная по сметной стоимости ремонта. В конце года излишне зарезервированные суммы сторнируются. В случае недоначисления резерва делается дополнительная запись по включению необходимых отчислений в затраты на производство. В случае длительного срока ремонтных работ по объектам, когда окончание этих работ происходит в следующем за отчётным году, остаток резерва на ремонт ОС не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва включается в состав операционных доходов отчётного периода. Выбранный метод применяется в течение отчётного года. Операции: 1) Списываются фактические расходы при подрядном способе ремонта: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 – К 60; 2) Списываются фактические расходы при выполнении ремонта собственными силами: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 – К 10, 70, 69, 71; 3) Образуется резерв на ремонт ОС: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 – К 96; 4) Списываются за счет созданного резерва фактические затраты на ремонт ОС: Д 96 – К 60, 10, 70, 69, 71; 5) Отражаются расходы по ремонту: Д 97 – К 10, 23, 60, 70, 69, 71; 6) Списываются расходы по ремонту: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 – К 97.