Услуги, оказываемые аудиторами
Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2. налоговое консультирование;
3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам;
6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9. проведение маркетинговых исследований;
10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11. обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.
Этические нормы аудитора
К основным этическим нормам относятся следующие:
1) соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Аудитор должен соблюдать правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных, нравственных и правовых норм;
2) соблюдение общественных интересов. Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика
3) объективность аудитора. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их;
4) внимательность аудитора. При проведении аудиторских услуг нужно внимательно и серьезно относится к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, проверять подчиненных специалистов;
5) профессиональная компетентность аудитора. Аудиторская фирма может привлечь специалистов для помощи аудиту в решении поставленных задач;
6) конфиденциальная информация клиентов. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях:
а) когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
в) для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями клиента;
г) когда клиент ненамеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам;
7) налоговые отношения. Аудиторы не должны скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах или в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификации в целях уклонения от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии общества, а также предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
8) плата за профессиональные услуги. Плата должна выплачиваться в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами;
9) независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
Внешний и внутренний аудит.
В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит подразделяется на:
1. Внешний аудит.
2. Внутренний аудит
Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но и имеют существенные различия.
Внутренний аудит – есть независимая деятельность в организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах.
Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.
Внутренние аудиторы предоставляют данные анализа, оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверки.
Внутренний аудит имеет следующие особенности:
1) проводится внутри организации ее служащими (аудиторами);
2) организуется по желанию руководства организации;
3) информация, образуемая в результате внутреннего аудита, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала;
4) затраты на содержание внутреннего аудита берет на себя сама организация.
Внешний аудит проводится для контроля за внешней бухгалтерией.
Целью внешнего аудита является проверка и дача заключения по финансовому отчету.
Задача проводимого анализа – подтвердить представленные данные или опровергнуть их.
Внешний аудит осуществляется на договорной основе и может быть обязательным или частным