Правовое обеспечение аудиторской деятельности
Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.
Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.
1. Законы и иные нормативные акты Российской Федерации:
Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), чч.1, 2 и 3.
Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ), чч.1, 2.
Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", действует до 01.07.2006;
иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ, Постановление от 23.09.2002 № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в последней редакции).
3. Отраслевые нормативные акты:
внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;
Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.
4. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации, у индивидуального аудитора.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня:
-законодательный - главным законодательным актом является № 307 ФЗ от 30.12.08. и № 119 ФЗ от 07.08.07. "Об аудиторской деятельности"
-нормативный - федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности;
-методический - внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций, а также нормативные документы министерств и ведомств, которые упорядочивают специфические особенности аудита по видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов);
-внутрифирменный - внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 30.12.08 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В соответствии с ним аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных ФЗ № 307-ФЗ.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России.
В федеральном законе № 307-ФЗ раскрыты требования по аттестации, лицензированию, которые предусматривают не только порядок выдачи аттестатов, но и правила их продления и аннулирования, а также санкции для аудиторов за допущенные в работе ошибки и злоупотребления. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением этических норм поведения.
Виды учета.
Учёт – одна из важнейших функций управления. При помощи учёта получают необходимую информацию о наличии и движении материальных ценностей, денежных средств, формируют затраты на производство и реализацию продукции, определяют финансовые результаты деятельности организации. Эффективная работа предприятия любого вида деятельности и формы собственности невозможна без наличия и организации системы учёта и контроля. Современная практика хозяйствования предполагает следующие виды учёта:
- оперативный учёт – учёт хозяйственных операций и процессов на местах, в подразделениях производства. Предполагает регистрацию и подсчёт определённых хозяйственных операций на месте и в момент их совершения. Данные оперативного учёта используются для текущего руководства и передаются по телефону, устно, с использованием специальных форм и т.п. Принцип непрерывности при ведении оперативного учёта не обязателен. Например, оперативный учёт операций по поступлению ТМЦ, отгрузке готовой продукции;
- статистический учёт – изучает явления, носящие массовый характер, с их количественной и качественной стороны и выявляет закономерности их развития в масштабах страны, региона, отрасли. Можно отнести: перепись населения, динамика цен на отдельные виды продукции, потребление на душу населения, количество предприятий, занимающихся определённым видом деятельности, средняя заработная по регионам и отраслям и т.п.;
- бухгалтерский учёт, который, в свою очередь, можно разделить на финансовый и управленческий учёт. Финансовый учёт – учётная система организации, объектом которой являются имущество, обязательства и финансово-хозяйственная деятельность в целом. Финансовый учёт базируется на общепринятых принципах и стандартах, регулируемых законодательными и нормативными актами РФ. Управленческий учёт – система учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, предназначенная для внутренних пользователей и позволяющая принимать управленческие решения, разработать рекомендации по организации финансово-хозяйственной деятельности на перспективу. Безусловно, для принятия решений недостаточно только данных бухгалтерского учёта, но требуется и дополнительная информация по динамике цен на определённые виды продукции, данные о спросе на отдельные виды продукции и т.п.
- налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ.
Понятие бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта
В статье 1 федерального закона от 12.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» раскрывается понятие бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
В данном определении отражены основные этапы учётного процесса
- вначале объект наблюдается,
- затем измеряется,
- осуществляется его регистрация
- и дальнейшая обработка информации с целью передачи её пользователям.
Принципы бухгалтерского учёта, которые также раскрыты в определении
- сплошной учёт – все объекты и операции должны быть отражены в бухгалтерском учёте без каких-либо пропусков или изъятий;
- непрерывный учёт – ведётся непрерывно с момента государственной регистрации до момента ликвидации или реорганизации предприятия;
- документальный учёт – все хозяйственные операции, отражённые в бухгалтерском учёте, должны быть подтверждены первичными учётными документами.
Следует отметить, что в РФ принята «англо-саксонская» модель налогообложения, устанавливающая разделение бухгалтерского и налогового учёта. Организации должны вести бухгалтерский и налоговый учёт, которые могут быть представлены следующей схемой
Первичные документы
Обработка по правилам Обработка по правилам бухгалтерского учёта налогового учёта
Регистры бухгалтерского Регистры налогового учёта учёта
Составление бухгалтерской Формирование налоговой базы отчётности
Заполнение налоговой декларации
С 1 января 2002 года, после введения в действие 25 главы Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» произошло полное разделение бухгалтерского и налогового учёта, что безусловно привело к увеличению расходов организации на ведение бухгалтерского и налогового учёта. В приказе Министерства финансов РФ от 1.07.2004 г. «О концепции развития бухгалтерского учёта» указано, что принятие решений в области методологии бухгалтерского учёта и методологии налогообложения должно быть направлено на сближение бухгалтерского и налогового учёта.