Строительство ОС (собственными силами и подрядным способом)
Осн. Нормативныи док-тами явл. ПБУ 2/34 И ГК РФ.
Учёт затрат по строительству объектов ОС ведут по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:1)на строит. Работы 2)по монтажному оборудванию, 3)приобретённое оборудование не требуемое можтажа,4)прочие капитальные затраты.
1)При подрядном способе производства выполнение и оформление в установленном порядке строительные и монтажные работы отражатся у заказчика по дебету 08 по договорной стоимости, согласно оплаченным ил принятым к оплате счетам, не включая сумму с НДС , расчёты с подрядной организацией на счёте 60.
2)При хоз-ном способе производства учёт затрат ведётся по дебету 08 по след. Статьям расхода 10 ( материалы), 70 (расходы на зп), 69 ( взносы во внебюджетные расходы) и т д.
Указанные расходы учитываются по дебету 08 кредит 10,19,70,69 и т д.
Оборудование, требующее монтажа учитывается на счёте 07.
Аренда ОС.
Аренда - гражданско-правовые отношения, при которых арендодатель обязуется передать имущество арендатору за установленную договором плату во временное владение и пользование.
Сданное в аренду имущество арендодатель учитывает в составе собственных основных средств. При передаче объекта в аренду оформляется акт о приемке-передаче объектов основных средств (формы ОС-1,ОС-1а, ОС-1б).
Учет арендованных основных средств у арендатора осуществляется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на основании актов о приемке-передаче объектов основных средств. После прекращения договора аренды арендатор возвращает арендодателю имущество на основании акта, составленного в произвольной форме или по форме N ОС-1 (форме ОС-1а, ОС-1б).
На основании акта арендатор списывает возвращенный объект с забалансового учетаВ договоре аренде отражаются состав, стоимость передаваемого имущества, срок и размеры арендной платы, обязанности сторон по поддержанию имущества в рабочем состоянии.
При заключении договора аренды недвижимого имущества, на срок не менее года, данный договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433, ст. ст. 609 и 651 ГК РФ). Любые изменения, вносимые в такой договор, а также прекращение и расторжение договора также подлежат регистрации.
Арендатор, занимающий площади по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, но не прошедшему этой процедуры, не имеет права признавать расходы по арендной платы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Ежемесячно арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру на сумму арендной платы, на основании которой арендатор будет иметь возможность принять "входящий" НДС к вычету.
При аренде федерального имущества арендатор выступает в роли налогового агента, в обязанности которого входит определение налоговой базы по НДС, удержание из дохода, уплачиваемого арендодателю, и перечисление суммы НДС в бюджет. Только после этого НДС может быть принят арендатором к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ).
Арендатор самостоятельно выписывает счет-фактуру на уплаченную в бюджет сумму НДС в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (муниципального) имущества", который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора. Данный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС.
Выбытие ОС
Основные средства выбывают из организации в случаях:
1.списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
2.продажи на сторону
3.безвозмездной передачи
4.передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
5.сдачи имущества в аренду, лизинг
6.реализации по договорам мены и т.д.
Не признается выбытием основного средства его перемещение между структурными подразделениями организации. Также если основное средство временно перестает использоваться (например, в силу необходимости реконструкции или монтажа дополнительного оборудования), оснований для его списания нет.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.
По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет, например, 01-В "Выбытие основных средств".
Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".
Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов
Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).
Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.
Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).
Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.
Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).
Первоначальная стоимость основного средства может измениться в связи с частичной ликвидацией данного объекта (абз. 2 п. 14 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 41 Методических указаний). В данном случае происходит выбытие части основного средства.
Затраты, понесенные при ликвидации части основного средства, не влияют на его первоначальную стоимость, а учитываются в составе прочих расходов.