Понятие финансового результата. Учет прибылей и убытков.
Понятие финансового результата
Конечный финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.
Прибыль (убыток) отчетного периода определяется ежемесячно путем сопоставления всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают произведенные в отчетном периоде расходы, то получена прибыль, иначе - убыток.
При формировании конечного финансового результата учитываются:
Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности
Прибыль (убыток) от прочих операций
Доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (чрезвычайные доходы и расходы, налог на прибыль, налоговые санкции).
Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходы - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Учет прибылей и убытков
В бухгалтерском учете разницу между доходами и расходами организации определяют с помощью счетов учета финансовых результатов, таких, как счета Продаж, Прочих доходов и расходов и Прибылей и убытков. Финансовые результаты деятельности за отчетный период выявляются на трех счетах:
1) на счете № 90 «Продажи» – финансовые результаты от продажи продукции, товаров, работ, услуг, то есть результаты от текущей предпринимательской деятельности;
2) на счете №91 «Прочие доходы и расходы» – финансовые результаты: а) от операции с активами организации (операционные доходы и расходы); б) от операций, не связанных непосредственно с процессом продажи и операциями с активами организации (внереализационные доходы и расходы);
3) на счете №99 «Прибыли и убытки» – финансовые результаты от последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).
Ежемесячно на первых двух счетах выявляется финансовый результат по указанным группам доходов и расходов, который списывается на счет Прибылей и убытков.
Убыток может получить любая организация. В этом случае следует не только признать убыток, но и отразить его в учете и финансовой отчетности. Если полученный убыток является результатом нарушения прав организации, она может обратиться за правовой защитой своих ущемленных интересов.
В действующем Гражданском кодексе РФ различаются три типа убытков пострадавшей стороны: неизбежные вынужденные расходы для восстановления нарушенного права, реальный ущерб (утрата или повреждение имущества) и упущенная выгода (неполученные доходы).
Текущие убытки организации находят отражение в отчете о прибылях и убытках (ф. N 2). Этот отчет предусматривает раскрытие информации о следующих промежуточных показателях убытка организации:
- валовой убыток (превышение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг над выручкой от продаж). В ф. N 2 используется только понятие "валовая прибыль", однако этот показатель может иметь и отрицательное значение;
- убыток от продаж (по обычным видам деятельности - с учетом коммерческих и управленческих расходов);
- убыток до налогообложения (по всем видам деятельности - с учетом сальдо прочих доходов и расходов);
- чистый убыток отчетного года (с учетом подлежащего уплате налога на прибыль.
Информация о динамике непокрытого убытка организации отражается в отчете об изменениях капитала , включаемом в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Итоговые значения непокрытого убытка отчетного года и прошлых лет приводятся в бухгалтерском балансе (ф. N 1).
Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период. Записи по счету ведутся накопительно в течение года.
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов выявляется конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 "Прибыли и убытки" ежемесячно отражается финансовый результат от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90-09) и сальдо прочих доходов и расходов (в корреспонденции со счетом 91-09).
В корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов по оплате труда, денежных средств отражаются потери, доходы и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийными бедствиями, пожаром, аварией).
Кроме того, по данному счету отражаются операции по уточнению платежей в результате перерасчетов по налогу на прибыль, а также налоговые санкции (пени, штрафы).
По окончании отчетного периода при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается списанием итогового сальдо в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В этом размере прибыль предъявляется собственником к распределению.
На счете 99 отражается конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период: чистая прибыль или чистый убыток.
Если организация в отчетном месяце получила прибыль, то делается следующая проводка:
Дебет 90-9 Кредит 99
отражена прибыль от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если организация в отчетном месяце получила убыток, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 90-9
отражен убыток от продаж (заключительными оборотами отчетного месяца).
Как определить прибыль (убыток) от продаж по итогам месяца, смотрите счет 90 "Продажи", ситуацию "Как определить финансовый результат от продаж по итогам месяца".
Если сумма доходов организации превысила сумму расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 91-9 Кредит 99
отражена прибыль от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Если сумма доходов организации оказалась меньше суммы расходов, то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 91-9 отражен убыток от прочей деятельности организации (заключительными оборотами отчетного месяца).
Чрезвычайные доходы и расходы также учитываются на счете 91.
Чрезвычайные расходы - это затраты, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).
Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.
Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль.
Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленная сумма налога отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает.
31 декабря каждого года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Эта итоговая операция отчетного года называется реформацией бухгалтерского баланса. По состоянию на 1 января следующего года сальдо по счету 99 должно быть равно нулю.
Если по итогам отчетного года организация получила прибыль (то есть сальдо по счету 99 кредитовое), то делается следующая проводка:
Дебет 99 Кредит 84 отражена чистая прибыль отчетного года.
Если по итогам отчетного года ваша организация получила убыток (то есть сальдо по счету 99 дебетовое), сделайте запись:
Дебет 84 Кредит 99 отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.
29. Учет операционных доходов и расходов. Учет внерелизационных доходов и расходов.ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫпоступления и платежи банков, компаний, предприятий, связанные и обусловленные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы. Следует иметь в виду, что состав и методы исчисления операционных доходов и расходов могут различаться в разных странах, отраслях и в разных видах компаний, организаций, фирм, финансово-кредитных учреждений. Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров)) и от участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности).Учет доходов и расходов от продажи активов (за исключением готовой продукции и товаров).Перечень операционных расходов приведен в пункте 11 ПБУ 10/99. В соответствии с ним к операционным расходам организации относятся расходы, связанные со следующими видами деятельности организации, не являющимися предметом деятельности организации:· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации:· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другие), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;· прочие операционные расходы. Внереализационные доходы и расходы - это одна из составных частей доходов и расходов организации, а именно доходы и расходы по операциям, которые непосредственно не связанны с осуществлением основной деятельности организации по продаже продукции (товаров, работ, услуг), а также с продажей основных средств и иного имущества. Внереализационные доходы включают в себя: - кредитор-депонентскую задолженность, по которой срок исковой давности истек; - поступления в погашение лекторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток, как безнадежной к получению; - присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров, суммы, причитающиеся в возмещение причиненных организации убытков в связи с нарушением договоров; - суммы страхового возмещения и покрытия из др. источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, др. чрезвычайных событий; - прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации; - курсовые разницы; - суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов согласно заключенным договорам в рублях в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или в условных денежных единицах; - суммы дооценки активов. Внереализационные доходы состоят из: - суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; - убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек; - долги, нереальные для взыскания; - присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров; - возмещение причиненных организацией убытков; - убытки по операциям прошлых лет, признанные в отчетном году; - потери от стихийных бедствий; - убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий; - курсовые разницы; - убытки от списания ранее присужд. долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; - убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решению суда не установлены; - судебные издержки; - суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии с заключенными договорами в рублях, в сумме, определяемой по офиц. курсу соотв. валюты или в условных денежных единицах; 30.Учёт налогооблагаемой прибыли. Учет доходов и расходов будущих периодов.Для целей исчисления налога на прибыль предприятия должны организовать самостоятельную систему налогового учета, в рамках которой происходит признание полученных доходов и понесенных расходов с точки зрения установленных налоговым законодательством правил формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.Отчетным периодом для исчисления налога на прибыль является отчетный год, совпадающий с календарным. В течение отчетного периода ежемесячно (ежеквартально) организации исчисляют авансовые платежи по налогу на прибыль.В целях исчисления налога на прибыль, подлежащего взносу в бюджет, совершенные в течение отчетного периода хозяйственные операции, оформленные в установленном порядке первичными учетными документами, приведшие к доходам и расходам, признаваемым в целях налогообложения налогом на прибыль, регистрируются в самостоятельно разрабатываемых организацией налоговых регистрах учета доходов и расходов.Данные налоговых регистров являются основанием для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, расчета налога на прибыль по установленной налоговой ставке и заполнения налоговых деклараций.
Таким образом, в настоящее время в системе бухгалтерского учета не формируется показатель налогооблагаемой прибыли и исчисление налога на прибыль производится по установленной налоговой ставке (основная ставка – 24%) на базе внесистемно сгруппированной информации.
Исчисленная в системе налогового учета фактическая сумма налога на прибыль, подлежащая перечислению в бюджет, отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Перечисление налога на прибыль в бюджет отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 51 «Расчетные счета». Счет 98 "Доходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи.
К счету 98 "Доходы будущих периодов" могут быть открыты субсчета:
98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов",
98-2 "Безвозмездные поступления",
98-3 "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы",
98-4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" и др.
На субсчете 98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" учитывается движение доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам: арендная или квартирная плата, плата за коммунальные услуги, выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользование средствами связи и др.
По кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету - суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которому эти доходы относятся. Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Основная часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд), расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей (помещений), расходы на рекламу, на приобретение лицензий, расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.
Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебиту активного счета 97 “Расходы будущих периодов” с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 50, 51, 69,70,76 и др.). 31. Учёт уставного фонда. Учет собственных акций (долей)Уставный фонд – совокупность вкладов (долей, акций), первоначально инвестированных учредителями организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных в учредительных документах, в денежном выражении.Уставный фонд коммерческих организаций всех правовых форм хозяйственной деятельности разделен на доли учредителей. Вклады учредителей в уставный фонд разделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемые участником в счет погашения его обязательств по вкладу. Вложения могут осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте.
Размер уставного фонда отражается в учредительных документах и фиксируется при регистрации в государственных органах. Минимальные размеры уставного фонда коммерческих организаций установлены Декретом Президента РБ от 16 марта 1999 года № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов» с изм. и доп. По состоянию на 1 июля 2005 года № 8. Размер уставного фонда в иностранной валюте фиксируется в национальной валюте РБ по курсу Национального банка на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранным инвестором. Сроки формирования уставного фонда регулируются законодательством.
Курсовая разница, которая может возникнуть межу курсами на дату подписания учредительных документов и дату внесения денежных средств на валютный счет или поступления имущества, стоимость которого выражена в валюте, относится в резервный фонд организации. Данный порядок позволяет не менять долю учредителей в уставном фонде, оговоренную в учредительных документах.
Обобщение информации о состоянии и движении уставного фонда ведется на пассивном счете 80 «Уставный фонд». Сальдо этого счета должно точно соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в учредительных документах этой организации.
В процессе деятельности организации может возникнуть необходимость изменить уставный фонд. Записи по счету 89 при увеличении или уменьшении уставного фонда отражают лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Изменения уставного фонда производятся по решению собственников. Сумма вклада каждого учредителя оговаривается в уставе и учредительном договоре организации.
Уставный фонд может пополняться за счет дополнительных взносов учредителей, либо за счет собственных средств
УЧЕТ СОБСТВЕННЫХ АКЦИЙСогласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от
30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция), счет 81 «Собственные акции
(доли)» предназначен для учета собственных акций (акционерными
обществами), долей участников (иными хозяйственными обществами и
товариществами), выкупленных соответственно у акционеров, участников
для последующей передачи (перепродажи) их другим акционерам, участникам, третьим лицам или для их аннулирования (уменьшения уставного фонда). Выкупленные акции (доли) отражаются по дебету счета 81 исходя из фактических затрат на их выкуп. Цена, по которой произошел выкуп акций (долей), может отличаться от их номинальной стоимости или цены продажи другим акционерам (участникам), третьим лицам. Для отражения выкупленных акций (долей) в учете имеет значение лишь величина фактических затрат на их выкуп. При продаже акционерным или иным обществом (товариществом) выкупленных акций (долей) другим акционерам (участникам) или третьим лицам разница между ценой продажи этих акций (долей) и фактическими затратами на их выкуп отражается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы». При аннулировании выкупленных акций (долей) разница между номиналом этих акций (долей) и фактическими затратами на их выкуп также отражается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».