Виды учетных регистров и порядок записи в них.
Все бухгалтерские операции после их проверки и подсчета должны быть зарегистрированы в определенной последовательности на основании первичных документов. Совокупность специально разграфленных листов бумаги, приспособленных для регистрации бухгалтерских проводок и записей по счетам, называется учетным регистром. В учетном регистре производится группировка данных первичных документов по однородным признакам, которые используются ля ведения бухгалтерского учета и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Существует несколько признаков группировки учетных регистров: По характеру бухгалтерских записей: хронологические (на них отражаются хозяйственные операции по мере их совершения; если в первичных документах отражена корреспонденция счетов, то она находит отражение в регистрах хронологического учета), систематические (в них группируются однородные по экономическому содержанию операции; такая систематическая группировка осуществляется на счетах синтетического и аналитического учета. По внешнему виду: книги (скрепленные листы бумаги одного формата, на переплете книги пишут ее наименование и название предприятия; бухгалтерские книги используются как для ведения синтетического, так и аналитического учета; страницы книги должны быть пронумерованы, книга должна быть прошнурована, на последней странице указывается общее количество страниц и ставится роспись главного бухгалтера и печать), карточки (таблицы на бланках стандартных размеров, применяемые для отражения аналитических данных по каждой номенклатуре учета), свободные листы (таблицы специального формата со специальным графлением; на них ведутся различные ведомости и журналы; они используются также для ведения синтетического и аналитического учета). По объемам содержания: регистры синтетического учета, регистры аналитического учета, комбинированные. Порядок записи хозяйственных операций в учетные регистры регламентируете» Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. В соответствии с этим Положением хозяйственные операции в учетные регистры записывают только на основании надлежаще оформленных и обработанных документов темного цвета чернилами (иди пастой шариковых ручек, средствами механизации вши иными средствами, обеспечивающими сохранение в течение длительного времени и предупреждающими внесение несанкционированных и незаметных исправлений. П, которые составляют учетные .регистры на машиночитаемых носителях, должны обеспечить их воспроизводство в удобном для чтения виде. Ответственность за правильность регистрации информации в учетных регистрах несут лица, составившие и подписавшие , их. Перенесение информации из первичных документов в учетные регистры должно осуществляться во мере их наступления к месту обработки (в бухгалтерию,, на вычислительные установки), однако не позже срока, обеспечивающего своевременную выплату заработной платы, составление деклараций, бухгалтерской и статистической отчетности. Записи хозяйственных операций в учетные регистры должны быть четкими и понятными. Подчистки и неоговоренные исправления, пропуски строчек и приписки между строчками не разрешаются. Записи в учетные регистры могут быть простыми и копировальными. Порядок отражения хозяйственных операций в учетных от формы бухгалтерского учета, применяемой на предприятии. При определенных формах (например, мемориально-ордерной) операции вначале отражают в регистрах синтетического учета, а затем — аналитического. Однако в современных условиях распространен иной порядок: текущий учет операций осуществляют преимущественно в комбинированных регистрах хронологического и систематического учета, а на отдельных участках — также синтетического и аналитического учета. В конце месяца в учетных регистрах по каждому счету подсчитывают оборот по дебету и кредиту и определяют остатки на 1-е число следующего за отчетным месяца. Этот заключительный этап учетной работы нужен для проверки правильности учетных записей, а также для получения информации, необходимой для составления отчетности.