Учетная политика организации. Изменение учетной политики
Формируется на основании положении по БУ и отчетности и другие нормативные документы по БУ 1/98. Под УП о. понимается принятая ею совокупность способов ведения БУ первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности. При формировании УП предполагается что активы и обязательства о. сущ-т обособленно от активов и обязательств собственников этой о. и активов и обязательств других о. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хоз д-сти, погашение стоимости актива, организация документооборота, инвестиции, способы применения БУ, системы регистров БУ, обработки информации и др. способы и приемы. Учет УП . формируются гл. бухом о. на основе по БУ 1/98 и утверждается руководителем о. При этом он исходит из обязателього соблюдения допущений и требований, зафиксированных нормального регулирования БУ, составляющие его базовые принципы.
П. 16 по БУ перечисляет случаи в изменении УП: 1) Изменение зак-ва РФ/нормативных актов по БУ. 2) Разработка о. новых способов ведения БУ. 3) существование изменений условий деятельности о. м/б связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией пр-ва, значительным расширением или уменьшением объема производства или деятельности. Изменения д/б обоснованными и оформляться в порядке, утвержденным для УП. Изменения д/ы вводиться с 1 января года, следующим за годом его утверждения, соответствующим организационно-распрорядительным документом. Данная инф. д/а включать след позиции: причины изменения УП, обоснованность такого изменения, оценку последствий изменений в ден оценке. Изменение УП объясняется в пояснительной записке бух отчетности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Формирование учетной политики
При этом утверждаются:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2. формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств;
4. правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями;
5. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
1. активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
2. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
3. принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
4. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
1. полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
3. большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
4. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
5. тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
6. рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
Учетные регистры и Формы БУ
- спец форма, приспособленная для регистрации и группировки в них сведений о хоз операциях.
Бывают: бух книги, карточки, сводные листы. В книгах все страницы д/б д/б пронумерованы и прошнурованы. Карточки не скрепляются и ха-ся в картотетке. Сводные листы хранятся в папках.
Регистры бывают: аналит, синт, комбинир. Аналит содержат записи в разрезе анал счетов. Синт содержат записи в разрезе синт счетов и суб счетов. Комбинированные содержат записи в разрезе анал и синт счетов.
- совок учетных регистров, с установленным порядком записи в них. Формы: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная форма и автоматизированная.
Мемориально-ордерная. Достоинства: строгая последоватеьность учетного процесса, простоа и доступность учетной техники, использование стандартных форм регистра. Недостатки: трудоемкость учета, многократное дублирование одних и тех же процессов, отрыв анал счета от синт.
Журнально-ордерная – Достоинства: для учета хоз операций по кредитовому признаку, совмещение анал и синт учета, объединение систематической и хронологической записи, отражение хоз опреций с/п показателей, необходимых для контроля и составления отчетности. Недостатки: сложность и громоздкость построения журнала ордера, ориентированность на ручную технику.
Упрощенная – регитрация при упрщенной форме явл книга учета и ведомости, порядок записи: 1. Первичные док, 2. Книга учета. 3. Ведомости. 4. Бух баланс.