Сводная бухгалтерская отчетность

В состав сводной бухгалтерской отчетности включают показате­ли как головной организации, так и ее дочерних и зависимых об­ществ. При этом головная организация выступает как основное об­щество по отношению к дочернему и как преобладающее (участ­вующее) — по отношению к зависимому. Сводная отчетность включает показатели отчетов обществ, находящихся как на территории Рос­сийской Федерации, так и за ее пределами. Порядок ее составления устанавливается Министерством финансов РФ.

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

Перед составлением сводной бухгалтерской отчетности следует выверить все взаиморасчеты и другие финансовые взаимоотноше­ния головной организации со своими дочерними и зависимыми об­ществами.

Сводный бухгалтерский баланс составляется методом построч­ного суммирования соответствующих статей с последующим ис­ключением промежуточных результатов. При этом в расчет не при­нимаются финансовые вложения головной организации в уставный капитал дочерних обществ и соответственно уставные капиталы до­черних обществ в этой части в сводный баланс не включаются.

Не включаются в сводную бухгалтерскую отчетность: показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между ни­ми; прибыль от операций между головной организацией и дочерни­ми обществами; прибыль от операций между дочерними общества­ми; дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации и другим дочерним обществам, а также головной орга­низацией дочерним обществам.

В сводную бухгалтерскую отчетность могут быть внесены кор­рективы, предусмотренные текущими нормативными документами.

Включение бухгалтерских отчетов зависимых обществ в свод­ную бухгалтерскую отчетность осуществляется путем отражения в ней следующих расчетных показателей:

—стоимостная оценка участия головной организации в зависи­мом обществе показывается в сводном балансе отдельно в группе
статей «Долгосрочные финансовые вложения»;

—доля головной организации в прибылях (убытках) зависимо­
го общества за отчетный период определяется исходя из величины
нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) зависимого об­щества за отчетный период и процента принадлежащих головной
организации голосующих акций в их общем количестве (принадле­жащей головной организации доли уставного капитала в его общей
величине).

Отдельной статьей в сводной отчетности отражается доля голов­ной организации в прибылях (убытках) зависимого общества. Дан­ную статью отражают как «Капитализированный доход (убыток)». При этом фактические затраты, произведенные головной организа­цией при осуществлении инвестиций, корректируются на сумму из­менения капитала зависимого общества, не показанные на счете «Прибыли и убытки» зависимого общества.

Бухгалтерский учет

Для определения величины капитала зависимого общества из итоговой суммы раздела «Капитал и резервы» вычитают суммы, от­раженные по статьям «Фонд социальной сферы» и «Целевые фи­нансирование и поступления».

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юриди­ческих лиц, созданного организациями на добровольных началах, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредитель­ных документах объединения, если иное не установлено законода­тельством Российской Федерации

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководите­лем и главным бухгалтером организации. Ответственность лиц, под­писавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется законо­дательством Российской Федерации.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является самостоятельной структурной частью годового бухгалтерского отчета и готовится всеми экономи­ческими службами производственного предприятия на основании приказа руководителя о подготовке годового отчета. В пояснитель­ной записке приводится информация о данных, требование о рас­крытии которых определено Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и не нашедших отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, дебиторы, кредиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их су­щественности в общей сумме итогов форм № 1 и № 2.

Рассмотрим структуру пояснительной записки.

1. Сведения об организации (обществе):полное фирменное на­именование; организационно-правовая форма; местонахождение и почтовый адрес; дата государственной регистрации и регистрацион­ный номер; сведения об уставном капитале (его размер, количество и виды акций); количество акционеров, зарегистрированных в рее­стре, сведения о наиболее крупных акционерах; информация о рее­стродержателях общества; перечень средств массовой информации, в которых публикуется информация об обществе.

Кроме того, в данном разделе следует приводить сведения одо­черних и зависимых обществах (полное наименование, место нахо­ждения, вид деятельности).

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

2. Характеристика деятельности организации за отчетный год:ос­новные виды деятельности (производственной, коммерческой, инве­стиционной); объем реализации продукции, товаров, услуг по видам
деятельности; данные об инвестициях, осуществленных организаци­ей в отчетном году; основные внешние и внутренние факторы, по­
влиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности
организации.

3. Показатели финансово-хозяйственной деятельности.Данный
раздел должен содержать систему показателей, достаточно полно ха­рактеризующих финансовое состояние организации: имущественное
положение; ликвидность; финансовую устойчивость; деловую актив­ность; эффективность деятельности. Результаты проведенного ана­лиза позволят увидеть деятельность организации со стороны, т. е.
так, как ее видят лица, не имеющие доступа к иной информации.

Оценка имущественного положения.Финансовое состояние пред­приятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (обязательствами). На­званные сведения представлены в бухгалтерском балансе.

При характеристике имущественного положения организации це­лесообразно привести характеристику основных средств (доли их ак­тивной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия и т.п.), нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценно­сти, финансовых вложений, научно-технического уровня продукции. Так, при характеристике основных средств можно использовать сле­дующие показатели:

а) доля основных средств в активах, которая определяется отношением стоимости основных средств на начало и конец отчетного
периода к активам организации;

б) доля активной части основных средств, которая определяется
отношением стоимости активной части основных средств ко всей
стоимости основных средств;

в) коэффициент износа основных средств на начало и конец года,
который определяется отношением суммы износа основных средств
к первоначальной стоимости основных средств;

г) коэффициент обновления основных средств,который определя­ется отношением первоначальной стоимости поступивших за пери­од основных средств к первоначальной стоимости основных средств на начало периода (данный коэффициент показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств со­ ставляют новые основные средства);

Бухгалтерский учет

д) коэффициент выбытия основных средств,который определя­ется отношением первоначальной стоимости выбывших за период основных средств к первоначальной стоимости основных средств на начало периода (данный коэффициент показывает, какая часть ос­новных средств, с которыми производственное предприятие начи­нало деятельность в отчетном периоде, выбыло из-за ветхости и по другим причинам).

Для оценки имущественного состояния предприятий целесооб­разно использовать также показатели, приведенные в табл. 15.1.

Таблица 15.1

Наши рекомендации