Регистры и формы бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета. Впроцессе производственно-хозяйственной деятельности на каждом предприятии возникает множество операций, которые оформляют документами. Данные документов после их приемки, проверки и учетной обработки должны быть сгруппированы и записаны на счета аналитического и синтетического учета по определенной схеме. Такая запись производится с помощью учетных регистров.
Учетные регистры — это листы бумаги, имеющие специальное графление и предназначенные для учетных записей. Запись учетной информации из документов в регистры называется регистрацией. Регистрировать информацию в регистры можно от руки и с применением средств вычислительной техники.
Производственные предприятия в своей практической деятельности могут применять различные виды учетных регистров. Их классифицируют по назначению, объему содержания, внешнему виду и форме графления.
По назначению учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.
Хронологические регистры — это те, в которых хозяйственные операции регистрируются по мере их совершения. Например, кассовая книга, журнал учета поступающих грузов, опись инвентарных карточек по учету основных средств.
Систематические регистры фиксируют хозяйственные операции с учетом их экономического содержания, т.е. в них осуществляют группировку однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций. Это Главная книга, в которой операции группируют по синтетическим счетам.
Комбинированные регистры сочетают хронологическую и систематическую записи. Это более удобная форма учетных регистров, получившая наиболее широкое распространение. Они наглядны и экономичны, так как позволяют сокращать количество учетных записей. К числу комбинированных регистров относятся журналы-ордера и ведомости.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
По объему содержания разделяют регистры синтетического и аналитического учета, а также комбинированные.
Синтетические учетные регистры предназначены для отражения в обобщенном виде всех хозяйственных средств, их источников и совершенных за месяц хозяйственных операций. Это Главная книга и оборотная ведомость по синтетическим счетам.
Аналитические учетные регистры предназначаются для ведения учета по отдельным аналитическим счетам: это карточки, книги, описи.
Комбинированные учетные регистры предназначаются для ведения аналитического и синтетического учета. Это наиболее удобная и экономичная форма учетных регистров; она получила широкое применение.
Комбинированные регистры исключают необходимость сверки записи между данными синтетического и аналитического учета, на что тратится много времени, повышается достоверность и наглядность учета. К числу комбинированных регистров относится большинство журналов-ордеров, применяемых при журнально-ордерной форме, и машинограмм, применяемых при автоматизированной форме учета.
По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, карточки и свободные листы.
Книги представляют собой сброшюрованные регистры аналитического учета, со специальной формой графления. Они не имеют широкого распространения в учете, так как неудобны в обращении, неэкономичны и их невозможно применить при автоматизации учета.
Наиболее распространены кассовая книга, книга складского учета, Главная книга и др.
Карточки — это регистры аналитического учета, имеющие определенный формат и специальную форму графления, отвечающую рациональной организации учета учитываемых объектов. Они предназначаются для организации учета различных объектов. Контокоррентные карточки используются для аналитического учета по счетам расчетов и денежных средств. Карточки количественно-суммового учета — для аналитического учета товарно-материальных ценностей. Многографные карточки — для аналитического учета затрат на производство. Карточки складского учета материалов — для количественного учета товарно-материальных ценностей на складах. Карточки специального графления — для пообъектного
Бухгалтерский учет
учета основных средств, учета специальной одежды, обуви и постельных принадлежностей, учета инструментов.
Карточки обычно печатают на довольно плотной бумаге, хранят в специальных картотеках и используют в течение года или нескольких лет.
Свободные листы — это регистры, изготовленные на отдельных листах бумаги и предназначенные для учетных записей. Форма и графление свободных листов зависят от их назначения. В последнее время они широко распространены в учете. Это журналы-ордера и ведомости, применяемые при журнально-ордерной форме учета, машинограммы.
По форме графления регистры могут быть линейными, шахматными, односторонними и двусторонними.
Линейная (позиционная) форма графления применяется в основном для учета расчетов. По этому принципу построены регистры по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами, разными дебиторами и кредиторами. В них объединяется аналитический и синтетический учет. Сущность линейной формы графления состоит в том, что в подлежащем регистра на каждого дебитора или кредитора отводится одна либо несколько строк, а в сказуемом регистра показываются остатки на начало отчетного периода, обороты по дебету и кредиту (с указанием основания записи, в разрезе корреспондирующих счетов), а также остатки на конец отчетного периода. Таким образом, по каждой строке регистра видно состояние расчетов с каждым дебитором (кредитором) или состояние расчетов по каждому расчетному документу.
Шахматная (табличная) форма графления применяется в основном в регистрах по учету затрат производства. При таком построении регистра появляется возможность в один прием сделать запись по кредиту одного или нескольких счетов и дебету счета, субсчета и статьи аналитического учета, заказа. Все регистры журнально-ордерной формы учета по учету затрат производства, капитальных вложений, непромышленных производств и хозяйств имеют шахматную форму графления. В этих регистрах сочетается аналитический и синтетический учет.
В зависимости от порядка размещения дебетовых и кредитовых записей в регистрах они могут быть односторонними и двусторонними.
В односторонних регистрах графы дебета и кредита (прихода и расхода) смещены в одну сторону; для текста и других данных отво-
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
дится необходимое число граф. Дебетовые и кредитовые записи в односторонних регистрах чередуются. Например, кассовая книга, карточки количественно-суммового учета, карточки складского учета.
В двусторонних регистрах для записей по дебету счета отведена одна сторона или часть листа, для записей по кредиту — другая. Например, книга учета движения скота, книга учета производства.
При ведении аналитического учета в книгах до начала записей нумеруются все страницы книги за подписью главного (старшего) бухгалтера: «В настоящей книге всего пронумеровано (столько-то) страниц (листов)».
При открытии регистров в них переносят из регистров за прошлый месяц начальные остатки, а где это необходимо — обороты в разрезе статей аналитического учета за период с начала года, указывают данные сметы (плана) на текущий месяц и с начала года. При записи в регистры операций за текущий месяц указывают содержание записи, дату и номер документа, а в ряде случаев — краткое содержание операции. Сумму операции записывают в графы соответствующих счетов. Операции, носящие массовый характер, предварительно накапливают в разработочных таблицах (накопительных и группировочных ведомостях) ^ В конце месяца данные разработочных таблиц итогами записывают в регистры синтетического и аналитического учета.
Регистры должны быть сверены. Для этого делают записи по корреспондирующим счетам, что обеспечивает их достоверность, позволяет выявить и исправить ошибку до составления баланса.
К ведению учетных регистров предъявляются следующие основные требования: документальность, своевременность, краткость, ясность и взаимный контроль записей.
Документальность записей.Записи в учетные регистры делают на основании проверенных документов. Документы формируют в папки по принадлежности к учетным регистрам, и они служат основанием для последующего контроля.
Краткость записей. Врегистрах нет необходимости делать пространные записи; достаточно указать дату и номер документа и сделать ссылку на порядковый номер документа в пачке. Известно, что при необходимости проверить операцию даже самые пространные записи не могут заменить собой документ, к которому приходится прибегать практически во всех случаях.
Бухгалтерский учет
Ясность записей.Записи, сделанные в регистры, должны быть
ясными, разборчивыми. Допущенные ошибки следует исправить в
установленном порядке.
Взаимный контроль записей.Записи в регистрах до их переноса в Главную книгу или регистры синтетического учета должны быть взаимно сверены и увязаны. Записи проверяют по корреспондирующим счетам. Так, суммы, поступившие в кассу с расчетного счета, будут проведены в регистрах по кассе (дебет) и в регистрах по расчетному счету (кредит). Эти записи должны быть взаимно сверены. Аналогично сверяют записи и по другим счетам.
Способы исправления ошибок.При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. При большом количестве данных в учетных регистрах для обнаружения в них ошибок используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, где обнаружены ошибки, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V), для того чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие — нет.
Выборка— способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают Шборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.
Ошибки в учетных регистрах исправляются корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».
Корректурный способ (зачеркивание и заверенное подписями исправление) применяется, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.
Способ дополнительных проводок применяется в случаях, когда в бухгалтерской проводке в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Например, на производство продукции израсходованы материалы в сумме 400 000 руб., а ошибочно записали 300 000 руб. Тогда на разность между этими суммами — 100 000 руб.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
(400 000 — 300 000) — нужно составить дополнительную проводку: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 10 «Материалы» — 100 000.
Способ красного сторно (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами. При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Отсюда красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись; одновременно обычными чернилами составляется проводка, правильно отображающая произведенную операцию.
При помощи способа «красное сторно» исправляются ошибки до и после подсчета итогов и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах. Этот способ применяется и при корректировке нормативной (плановой) себестоимости продукции до фактической, если фактическая себестоимость продукции ниже нормативной (плановой).
Формы бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимают определенное сочетание и взаимную связь учетных регистров и записей в них, а также использование средств оргтехники. Форму учета определяют количество, структура и внешняя форма регистров хронологического и систематического, а также синтетического и аналитического учета, структура регистров, последовательность и способы записей в них.
За время существования бухгалтерского учета применялись различные формы. Вначале формы учета были предельно простыми и состояли из памятной книги (мемориал), в которую операции записывали в хронологической последовательности, и журнала, в котором указывали корреспонденцию счетов. Из журнала данные записывали в Главную книгу, на основании которой составляли баланс.
С ростом производства и увеличением хозяйственных операций простейшие формы учета (старая и новая, итальянская) не могли удовлетворять требованиям, которые стали предъявляться к учету. Развитие форм пошло по пути создания отдельных регистров для ведения учета по однородным объектам. Появились первые многожурнальные формы учета (интегральная форма). Постепенно на смену книгам пришли карточки, которые имели различную форму графления. Книжные формы учета были заменены карточными (карточно-ордерная, карточно-копировальная).
Бухгалтерский учет
В настоящее время применяют следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная.
Мемориально-ордерная форма учета возникла на базе широко распространенной ранее контрольно-шахматной формы. Сущность ее состоит в том, что однородные документы по возможности группируют в накопительных и группировочных ведомостях, на их основании оформляют мемориальные ордера, в которых составляют корреспонденцию счетов.
Мемориальный ордер № за май 200_г.
Основание (ссылка на документы или содержание записи) | По дебету счета (шифр) | По кредиту счета (шифр) | Сумма | |
частная | общая | |||
Мемориальные ордера регистрируют в специальном регистрационном журнале, что обеспечивает контроль за их сохранностью и позволяет получить контрольную сумму оборота по всем счетам (дебетового и кредитового).
Регистрационный журнал за сентябрь 200_ г.
Порядковые номера мемориальных ордеров | Дата ордера | Сумма |
Затем данные мемориальных ордеров записывают в Главную книгу, в которой накапливают обороты по дебету и кредиту всех синтетических счетов и показывают остатки по этим счетам на начало и конец месяца. Остатки и обороты по синтетическим счетам переносят в оборотную ведомость по этим счетам, в которой находят общие итоги. Попарно (дебет и кредит) обороты на начало месяца, обороты за отчетный месяц и остатки на конец месяца должны быть равны. Обороты за отчетный месяц, найденные в оборотной ведомости по синтетическим счетам, сверяют с контрольной суммой оборота, показанной в журнале регистрации мемориальных ордеров. Эти итоги должны совпадать.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляют (с привлечением данных аналитического учета) баланс и другие формы отчетности.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в карточках или книгах. На основании остатков и оборотов за месяц, учтенных в карточках, составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам, обороты по дебету и кредиту которой сверяют с оборотной ведомостью по синтетическим счетам. Итоги оборотов и остатки также должны совпадать.
Мемориально-ордерная форма учета возникла в ЗО-е годы прошлого столетия; в настоящее время она применяется сравнительно редко.
Журнально-ордерная форма учета возникла на базе мемориально-ордерной формы. Однако, как и мемориально-ордерная форма, она основана на использовании ручного труда работников учета и поэтому хотя и действует, но перспектив не имеет.
При журнально-ордерной форме учета записи сведены до минимума и их производят по схеме: документ — регистр — форма отчетности. Основными регистрами этой формы являются журналы-ордера, получившие свое название от объединения накопительной ведомости (журнал) с мемориальным ордером (ордер). Учет в них осуществляется по всем синтетическим счетам. В ряде журналов-ордеров синтетический учет объединен с аналитическим, что создает единую и стройную систему записей. Журналы-ордера ведут по кредиту одного или нескольких счетов. Кредитовый признак является ведущим, так как все хозяйственные операции начинают записывать на кредитовой стороне.
Кроме журналов-ордеров, применяют вспомогательные ведомости, где ведут аналитический учет по счетам с большой номенклатурой. Итоги ведомостей в конце месяца переносят в журналы-ордера. Если записи производили одновременно в журнал-ордер (кредит) и в ведомость (дебет), то делают сверку таких записей. В дополнение к журналам-ордерам и ведомостям могут применяться разработочные таблицы, в которых группируют документы, делают расчеты амортизации и проч. Данные разработочных таблиц используют для записи в ведомости и журналы-ордера, имеющие шахматную или линейную форму записей. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносят в Главную книгу.
Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены типовая корреспон-
Бухгалтерский учет
денция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, предусмотрены, кроме того, необходимые позиции (статьи) аналитического учета.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Применение ЭВМ позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера и поднять на новый уровень процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. Результатом этого явилось создание автоматизированной формы бухгалтерского учета. Ее также называют деловой, поскольку ЭВМ на современном уровне из вспомогательного средства превратилось в определяющий фактор организации учетного процесса.
Бухгалтер работает на машине в диалоговом режиме, имея обратную связь в процессе обработки информации и получения соответствующих выходных документов. Последовательность обработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммы выходной информации.
При автоматизированной форме технологический процесс делится на четыре этапа:
—начальный этап учетного процесса — сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки на ЭВМ;
—второйэтап — формирование учетных данных на носителях
(магнитных, оптических): массивов, остатков и оборотов по счетам
за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бухгалтерских записей и рабочих массивов, с помощью которых определяется многоуровневая структура итогов;
—третий этап — процессы обработки информации, записанной в учетных данных, и нормативно-справочной информации, вы
дача машинограмм оперативного и аналитического учета;
—заключительный этап — получение результатов за отчетный
период по требованию пользователя в виде регистров синтетического учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам
или отображения на экране дисплея требуемой информации.
Упрощенная форма бухгалтерского учета.Упрощенная форма предусматривает ведение Книги (журнала) учета хозяйственных операций (форма № К-1), которая содержит все счета, применяемые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, т.е. является комбинированным регистром. Записи в нее про-
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
изводятся из первичных документов в хронологической последовательности с одновременной группировкой по счетам. Упрощенная форма учета может вестись:
- по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия);
- по форме с использованием учетных регистров малого предприятия.
Простойвариант упрощенной формы применяется в случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственного процесса не является сфера материального производства, т.е. нет выпуска продукции и выполнения отдельных видов работ.
В журнале хозяйственных операций отражается наличие имущества и источников его формирования на определенную дату, что позволяет подготовить бухгалтерскую отчетность. Она является комбинированным учетным регистром, поскольку содержит весь перечень бухгалтерских счетов, применяемых малым предприятием, и необходимую аналитичность.
Форма учета с использованием регистровбухгалтерского учета имущества малого предприятия рекомендуется тем из них, которые имеют на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведут расчеты с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов.
При этом в учете используется лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов.
В качестве учетных регистров применяется восемь ведомостей (от В-1 до В-8) для учета имущества предприятия и источников его образования и одна шахматная ведомость (В-9) — для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности произведенных в них записей бухгалтерского учета.
Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Хозяйственные операции на основании первичных документов (актов, накладных, отчетов и т.п.) отражаются в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета; в другой — по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.
Выявленные итоги по дебету каждого счета суммируются. Полученный результат должен совпадать с общей суммой оборотов по
Бухгалтерский учет
кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому синтетическому счету переносятся в оборотную ведомость, где исчисляется остаток (по каждому счету) на начало следующего отчетного периода.
Учетная политика
Переход к рыночным отношениям изменил подход к постановке бухгалтерского учета. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государственных органов перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций. Это означает, что на основе установленных государством общих правил ведения бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения стратегических и тактических задач своей финансово-хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации — это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.
Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую и организационную стороны бухгалтерского учета.
Теоретическая часть включает основополагающие правила, законодательную базу и научные положения всей системы бухгалтерского учета.
Методическая сторона учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.
Техническая и организационная стороны охватывают технологию и форму ведения бухгалтерского учета, принципы организации бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы.
Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности.
Эта сфера деятельности регламентируется таким важным документом, как ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н), согласно которому
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
реализация учетной политики предусматривает следующие основные правила.
1. Неизменность принятой методики отражения хозяйственных
операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного го
да, от одного отчетного года к другому. Если в какой-то момент
происходит обоснованное изменение методики, то первый же по
времени составления бухгалтерский отчет предприятия должен подробно раскрывать содержание этих изменений и их воздействие на
экономическое состояние.
2. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных
операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде. Никакие операции не могут быть задержаны
или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете.
3. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные и понесенные в отчет
ном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода
независимо от фактического времени поступления или выплаты де
нежных средств.
Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начислений, или метод записей в бухгалтерском учете операций в момент их совершения (accrual basis).
4. Строгое разделение затрат, связанных с текущей эксплуатационной деятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат.
5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам
по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а
также значений показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
6. Использование метода двойной записи.
7. Разделение хозяйственной деятельности предприятия на от
четные периоды. Такими периодами являются месяц, квартал и год.
8. Соблюдение имущественной обособленности предприятия. В
системном бухгалтерском учете и балансе может быть отражено
лишь то имущество, которое согласно законодательству признается
собственностью конкретного предприятия. Все другие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом.
Бухгалтерский учет
Такой подход выражает разделение имущества предприятия и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Одновременно он служит основой для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния предприятия (так, по бухгалтерскому балансу они могут судить о размерах источников покрытия долгов предприятия).
9. Предположение о непрерывности деятельности предприятия. Учетная политика должна основываться на предположении о том, что предприятие будет продолжать свою деятельность в ближайшей перспективе и в скором времени не предвидится его ликвидация или существенное сокращение масштабов деятельности.
Названные правила обеспечивают основу разработки и принятия учетной политики предприятия. Несоблюдение их искажает картину имущественного и финансового положения предприятия, результаты его деятельности и должно трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна включать следующие составные части:
а) методику бухгалтерского учета;
б) технику ведения бухгалтерского учета;
в) организацию бухгалтерской службы.
Методика бухгалтерского учета предполагает:
—критерий отнесения предметов к внеоборотным и оборотным
активам;
—порядок начисления амортизации по основным средствам и
нематериальным активам;
—порядок финансирования ремонта основных средств;
—метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов);
—способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей;
—способ учета выпуска продукции;
—метод определения выручки от реализации продукции (работ,
услуг);
—сроки погашения расходов будущих периодов;
—перечень резервов предстоящих расходов;
—порядок создания резервов по сомнительным долгам и др.
Глава I. Теоретические основы бухгалтерского учета
Техника ведения бухгалтерского учета включает:
—рабочий план счетов бухгалтерского учета;
—форму бухгалтерского учета;
—технологию обработки учетной информации;
—организацию внутрипроизводственного учета, отчетности
и контроля;
—инвентаризацию имущества и обязательств и др.
Организация бухгалтерской службы предусматривает:
—место бухгалтерской службы в системе управления организацией;
—порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими
службами и структурными подразделениями организации;
—организационное построение бухгалтерской службы;
—права и обязанности главного бухгалтера;
—состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений
и работников.
Учетная политика должна формироваться организацией (предприятием) на предстоящий год заблаговременно. Принятая учетная политика оформляется письменно приказом, распоряжением, решением или другим документом ее руководителя и подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету организации.
Учетная политика имеет важное значение не только для самой организации, но и для контролирующих органов (особенно налоговой службы), аудиторов, различных пользователей финансовой отчетности организации.